Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс (3 часа в неделю / 102 часа за год)
Номер урока |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности ( УУД) |
Даты проведения |
|
план |
факт |
||||
Летописи, былины, жития (6 ч) |
|||||
1 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
1 |
Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
04.09. |
|
2 |
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С.Пушкина |
1 |
05.09 |
|
|
3 |
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
07.09. |
|
|
4 |
Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана. |
1 |
11.09. |
|
|
5 |
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения. |
1 |
12.09. |
|
|
6
|
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» |
1 |
14.09. |
|
|
Из русской классической литературы (17 ч) |
|||||
7 |
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок»(отрывок) |
1 |
Личностные УУД: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
18.09. |
|
8 9 |
Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». Деление на части, составление плана. Пересказ.
|
2 |
19.09.
21.09 |
|
|
10 11 |
А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» Настроение, выраженное в стихах |
2 |
25.09. |
|
|
12 13 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
2 |
28.09. 02.10. |
|
|
14 |
Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
1 |
03.10. |
|
|
15 |
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение — прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» |
1 |
05.10. |
|
|
16 |
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей |
1 |
09.10. |
|
|
17 |
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» |
1 |
10.10. |
|
|
18 |
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» |
1 |
12.10. |
|
|
19 |
Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой |
1 |
16.10. |
|
|
20 |
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» |
1 |
17.10. |
|
|
21 |
А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. |
1 |
19.10. |
|
|
22 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» |
1 |
23.10. |
|
|
23 |
Контрольный урок по теме «Русская классическая литература»
|
1 |
24.10. |
|
|
Поэтическая тетрадь № 1 (10ч) |
|||||
24 |
Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...» |
1 |
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
26.10. |
|
25 |
Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» |
1 |
07.11. |
|
|
26 |
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» |
1 |
09.11. |
|
|
27 |
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» |
1 |
13.11. |
|
|
28 |
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
14.11. |
|
|
29 |
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» |
1 |
16.11. |
|
|
30 |
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» |
1 |
20.11. |
|
|
31 |
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» |
1 |
21.11. |
|
|
32 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
23.11. |
|
|
33 |
Контрольный урок по теме «Поэтическая тетрадь» |
1 |
27.11. |
|
|
Сказки русских писателей (12 ч) |
|||||
34 35 |
Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» |
2 |
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
|
28.11. 30.11. |
|
36 |
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» |
1 |
04.12. |
|
|
37 38 |
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» |
2 |
05.12. 07.12. |
|
|
39 40 |
Сказка П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни |
2 |
11.12. 12.12. |
|
|
41 |
Особенности речи героев, сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» |
1 |
14.12. |
|
|
42 |
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
18.12. |
|
|
43 |
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» |
1 |
19.12. |
|
|
44 |
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» |
1 |
21.12 |
|
|
45 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки» |
1 |
25.12. |
|
|
Делу время – потехе час (7 час) |
|||||
46 |
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
|
1 |
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
26.12. |
|
47 48 |
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца
|
2 |
11.01. 15.01. |
|
|
49 |
В. Ю. Драгунский«Главные реки». Средства создания комического эффекта
|
1 |
16.01. |
|
|
50 |
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»
|
1 |
18.01. |
|
|
51 |
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
22.01. |
|
|
52 |
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» |
1 |
23.01. |
|
|
Страна далёкого детства ( 7 ч) |
|||||
53 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.
|
1 |
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
25.01. |
|
54 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых
|
1 |
29.01. |
|
|
55 |
К. Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Первичное чтение. Поступки как средство характеристики героев.
|
1 |
30.01. |
|
|
56 57 |
Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» |
2 |
01.02. 05.02. |
|
|
58 |
М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. |
1 |
06.02. |
|
|
59 |
Обобщение по разделу «Страна детства» |
1 |
08.02. |
|
|
Поэтическая тетрадь №2 (5 ч) |
|||||
60 |
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» |
1 |
Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
12.02. |
|
61 |
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
|
1 |
13.02. |
|
|
62 63 |
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
|
2 |
15.02. 19.02. |
|
|
64 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
|
1 |
20.02. |
|
|
Природа и мы (9 ч) |
|
||||
65 |
Первичное чтение. Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
1 |
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
22.02. |
|
66 |
Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
1 |
26.02. |
|
|
67 |
Первичное чтение. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе |
1 |
27.02. |
|
|
68 |
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» |
1 |
01.03. |
|
|
69 |
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» |
1 |
05.03. |
|
|
70 |
Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. |
1 |
06.03. |
|
|
71 |
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» |
1 |
08.03. |
|
|
72 |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Составление плана. Краткий пересказ. |
1 |
12.03. |
|
|
73 |
Обобщение по разделу «Природа и мы» |
1 |
13.03. |
|
|
Поэтическая тетрадь №3 (6 ч) |
|||||
74 |
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»
|
1 |
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
15.03. |
|
75 |
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» |
1 |
19.03. |
|
|
76 |
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»
|
1 |
20.03. |
|
|
77 |
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»
|
1 |
22.03. |
|
|
78 |
Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»
|
1 |
02.04. |
|
|
79 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
03.04. |
|
|
Родина (4 ч) |
|||||
80 |
Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»
|
1 |
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
05.04. |
|
81 |
Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»
|
1 |
09.04. |
|
|
82 |
Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»
|
1 |
10.04. |
|
|
83 |
Обобщение по разделу «Родина»
|
1 |
12.04. |
|
|
Страна Фантазия (7 ч) |
|||||
84 85 86 |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
3 |
Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
16.04. 17.04. 19.04. |
|
87 88 89 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
3 |
23.04. 24.04. 26.04. |
|
|
90 |
Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия» |
1 |
30.04. |
|
|
Зарубежная литература ( 12 ч) |
|||||
91 92 |
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» |
2 |
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
01.05. 03.05. |
|
93 |
Первичное чтение. Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» |
1 |
07.05. |
|
|
94 |
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» |
1 |
08.05. |
|
|
95 96 |
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
2 |
10.05. |
|
|
97 98 |
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
2 |
14.05. 15.05. |
|
|
99 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» |
1 |
17.05. |
|
|
100 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
21.05. |
|
|
101 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
22.05. |
|
|
102 |
Повторение по теме «Зарубежная литература» |
1 |
24.05. |
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.