Тема: Культура и быт греческих городов-колоний. Боспор в римское время. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника» (записать в тетрадь)
Основные понятия и термины (нужно записать в тетрадь, но можно распечатать и вклеить):
Некрополь - название кладбища в странах античного мира.
Терракота - изделие из обожженной глины.
Гимнасий - воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса с интенсивным курсом физической подготовки.
Эпитафия - надгробная надпись
Варваризация - процесс влияния культуры варваров на греческую культуру.
Гимн - песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).
Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.
Кратер - античный сосуд для смешивания вина с водой.
Агора - рыночная площадь в городах Древней Греции.
Термы – античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях.
Фибула – булавка для одежды.
1.
Повседневная
жизнь греческих колонистов (с. 100).
Основу хозяйства составляло земледелие, выращивали большие урожаи хлеба, успешно возделывали они огороды и сады. Развивалось животноводство, коневодство, виноградарство, а также рыболовство. Изготавливали керамические изделия: посуду, черепицу, различные статуэтки.
Плодородие земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что "земля, вспаханная обыкновенным сошником, даёт урожай сам-30" (сегодня это 30 ц/га). На хлебные рынки Боспора поступали пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали также горох, чечевицу, бобы, яблоки, груши, занимались виноградарством и виноделием.
В
свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все
то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы,
религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их - архитектура, устройство
жилища, мебель, предметы быта, украшения, - «было родом» из Греции. Боспорские
города значительно уступали по величине Милету и Афинам, им трудно было достичь
уровня градостроительства и архитектурного убранства крупных городов Эллады.
Тем не менее боспоряне всегда стремились показать, что они следуют общегреческим
традициям. Цитадели боспорских городов и внешние границы укрепляли каменными
оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы. Города Боспора
подобно полисам Древней Греции были благоустроенными, с колодцами и
водостоками. В центральной части города располагались торговые площади,
строились храмы и общественные здания, дворцы правителей. Обязательным
элементом зданий был колонный портик - галерея с колоннами, прилегающая к
зданию. Верхнюю часть колонн изготавливали из местного известняка. Стены были
сырцовыми (глиняные необожженные кирпичи), перекрытия и колонны - деревянными,
крыши - черепичными. Возводили каменные здания, жилые дома делали все более
просторными. Стены штукатурили и окрашивали в разные цвета. Мебель - ложа,
кресла, столы, сундуки - украшали костяными и бронзовыми рельефами.
Представление о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные
изображения, так как подлинной деревянной мебели не сохранилось.
Центральное место в доме занимала комната хозяина - адрон, где он отдыхал и
принимал друзей.
2. Торговля в колониях ( с 100-101)
Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими
племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много
вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора
Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), - около 16 тысяч тонн в год. Это
составляло половину завозимого Грецией зерна.
Историк-географ Страбон приводил еще более внушительные цифры: он отмечал, что
царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна -
около 84 тысяч тонн. В этой партии было и зерно, выращенное греческими
колонистами, и взятое в качестве дани от подвластных племен, и полученное в
результате обмена.
Помимо хлеба вывозилась соленая и вяленая рыба, скот, меха,
процветала работорговля. В обмен поселенцы получали драгоценные
металлы, прежде всего серебро, железо и изделия из него, мрамор для построек,
керамические изделия, предметы искусства (статуи, вазы), оружие, вино, оливковое
масло, дорогие ткани. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными
городами Малой Азии, Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой
колонией в Египте Навкратисом и важным торговым центром материковой Греции
Коринфом. С конца VI в. до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами
перешло к Афинам. Столица Греции стала основным потребителем производимых в
Северном и Восточном Причерноморье продуктов и поставщиком ремесленных изделий
на Боспор.
Обратите
внимание!
На монетах Боспорского царства встречаются изображения пшеницы и осетра. Это говорит о том, что Боспор был богат пшеницей, ее увозили в Грецию. В Причерноморье также было много осетровых рыб, которых тоже отправляли в Грецию.
На
аверсе золотой монеты изображена, слегка повёрнутая влево, глава бородатого
сатира с длинными растрепанными волосами и лошадиными ушами. Сатир в античной
мифологии лесное божество плодородия, жизнерадостное козлоногое существо,
живущее в дикой природе.
На реверсе золотой монеты изображен крылатый грифон повёрнутый влево. Подняв
правую переднюю лапу, рогатый и крылатый грифон, держит в пасти копьё. Под
ногами грифона изображён полный пшеничный колос, как символ финансового
благополучия Пантикапея. Греческая колония Пантикапей был основан в седьмом
веке до нашей эры и в четвертом веке, город накопил значительное состояние
благодаря экспорту зерна.
Обратите внимание!
Во время раскопок греческих городов-колоний находят большое количество амфорной керамики, которая служила тарой. Что перевозили в амфорах, чем объясняется их необычная форма?
В амфорах перевозили масло и вино. Такая форма служила для нескольких целей. Во-первых, в сосудах такой формы было удобно хранить вино/масло: узкое горлышко закрывалось, и, находящееся в широкой части вино сохранялось дольше. При этом осадок накапливался в узкой нижней части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Во-вторых, благодаря такой форме, сосуд легко можно было зарыть в землю или песок, где они хранились при более низкой температуре. В-третьих, такая форма позволяла укладывать амфоры веером, что было очень удобно для их транспортировки.
Это интересно
Происхождение географических названий:
Понт Аксинский - море негостеприимное - из-за трудностей мореплавания и враждебного отношения местного населения.
Понт Эвксинский - море гостеприимное - после освоения земель Боспора, в период колонизации.
Гипанис - название реки Кубань ("конская", другой перевод - "бурная").
3. Культура и быт греческих колоний (с 105-108)
Полы иногда украшали мозаикой. Хозяин и гости играли на музыкальных инструментах, пели песни, декламировали стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, беседовали о войнах, путешествиях, охоте.
Женщины размещались в
другой половине дома, где занимались хозяйством, домашними ремеслами,
воспитанием детей. Позади дома располагался сад.
Одежда боспорян тоже была греческого образца. Основу ее
составляла драпировка, придававшая фигуре гибкость и пластичность.
Женская одежда была многоцветной, покрытой орнаментами. На ноги надевали
сандалии на деревянной подошве, сапожки из кожи. Боспорянки пользовались
привозными ароматическими маслами, которые хранили в стеклянных или глиняных
флаконах - лекифах, изготовленных лучшими афинскими мастерами. В одном из
погребений Фанагории были найдены три таких сосуда: в виде сирены, сфинкса и
Афродиты в раковине. Разнообразные украшения привозились и изготавливались
местными мастерами-ювелирами, искусство которых в это время достигло
высочайшего расцвета. В погребениях некрополей Фанагории, Гермонассы, Горгиппии
были найдены серьги, перстни, ожерелья, диадемы.
Грекам, привыкшим к более мягкому климату, в Причерноморье пришлось заимствовать элементы одежды синдов, меотов и скифов. В холодную погоду они носили штаны, широкие и узкие, куртки, меховые шапки, высокие сапоги и мягкие полусапожки. Плащ застегивался фибулой (булавкой) на правом плече и спускался в виде треугольника на грудь.
Посуду и в будни и в праздники использовали расписную чернолаковую, которую привозили из Афин, Милета, Родоса, Хиоса, Самоса, Клазомен. Чернофигурные вазы, расписанные лучшими афинскими вазописцами, попали на Боспор в VI-V вв. до н. э. На них изображались сюжеты мифов, а также военные, бытовые, религиозные сцены. Со временем население стало пользоваться посудой, изготовленной местными гончарами.
В пищу боспоряне
употребляли хлеб, каши из пшена и ячменя, вареные горох, бобы, чечевицу, мясо
животных, рыбу и мидии, а также мед, овощи, фрукты, молочные продукты. Вино и
оливковое масло были привозными. Из вин особенно ценилось хиосское, а из масел
- афинское. Боспоряне стали заниматься виноградарством и виноделием, засолкой
рыбы, из которой приготовляли изысканные соусы. Особенно разнообразным был
праздничный стол, когда отмечали рождение ребенка, посвящение сыновей в
граждане, женитьбу. Жители городов нередко собирались в гаванях, куда
приплывали корабли из разных городов Средиземноморья. Здесь встречались,
выслушивали новости. Немалое значение в культурной жизни горожан имели рынки.
Торговые связи способствовали и распространению произведений искусства. На
Боспоре пользовалась успехом мраморная скульптура. В Пантикапей, Фанагорию,
Кепы и другие города купцы привозили много терракотовых (из обожженной глины)
статуэток, чаще всего это были изображения богини Деметры и ее дочери
Коры-Персефоны. Их приносили в виде даров в святилища и клали в погребения. Они
украшали и жилища боспорян.
Помещения в темное время освещались факелами или глиняными светильниками, в
которых использовался животный жир или оливковое масло.
4. Верования древних греков (с.108-110)
Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков - Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений. (это записать в тетрадь)
Обратите внимание:
Почему греки придавали большое значение родству скифов с Гераклом?
Для греков легенда о родстве скифов и Геракла, от которого они вели своё происхождение, имела огромное значение, т.к. подтверждала их права на обладание землями в Причерноморье.
В городах и вблизи них выделялись участки земли под святилища. Первоначально воздвигали алтари для жертвоприношений, ставили столы для даров. Среди загородных святилищ наиболее известным стало посвященное Афродите Апатуре у Фанагории. Там же находилось святилище Деметры. Археологи узнали о нем, раскопав на Майской горе большую культовую яму, наполненную множеством терракотовых изображений Деметры, а также курильницами, светильниками, посудой.
О том, что Афродита, богиня любви и красоты, была на Боспоре одной из наиболее почитаемых богинь, свидетельствуют и античные авторы, и материалы раскопок.
Богатые граждане посвящали особо почитаемым богам храмы, выставляя у входа в них каменные плиты с соответствующими надписями. Одна из таких плит найдена вблизи Фанагории. Надпись на ней сообщает, что «Ксеноклйд, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев». Судя по другим надписям, в IV в. до н. э. было построено немало храмов и алтарей в городах Таманского полуострова. Есть сведения о существовании в Гермонассе святилищ Аполлона.
Жрецами и жрицами в главных святилищах не только Пантикапея, но и Фанагории, Гермонассы часто избирались дети боспорских царей. Например, Акия, дочь Перисада I, служила жрицей в святилище Афродиты, которая почиталась как защитница гражданских общин и семейных уз, а также покровительница мореплавания.
Храмы украшали величественные мраморные скульптуры богов. Их привозили из Афин или изготавливали на Боспоре. Украшением домашних святилищ были терракотовые статуэтки. Часто это были изображения Деметры и Коры-Персефоны, глиняные алтарики. Их ставили возле очага, который считался священным местом. Наиболее почитаемым домашним божеством была Гестия - покровительница домашнего очага. Аполлон почитался как покровитель гражданской общины, полиса. Земледельцы поклонялись Деметре, Коре, Дионису. Торговцы отдавали предпочтение Гермесу и Посейдону, рыболовы - Артемиде Агротере.
На празднества, посвященные богам, собирались все жители города и сельской округи. Они сопровождались проведением спортивных, музыкальных и поэтических состязаний. Помимо знаменитых Олимпийских игр греки проводили и другие спортивные состязания.
Спортивные состязания в Древней Греции и на берегах Понта Эвксинского (таблицу начертить в тетрадь)
Названия игр |
Место проведения |
Божество, которому посвящались |
Олимпийские |
Олимпия |
Зевс |
Панафинейские |
Афины |
Афина |
Истмийские |
Перешеек Истм |
Посейдон |
Дельфийские |
Дельфы |
Аполлон |
Гермессии |
Горгиппия |
Гермес |
При исполнении погребальных обрядов устраивали процессии и тризны. Все участники обряда надевали черные траурные одежды, близкие родственники исполняли песни-плачи. Вместе с покойным в могилу клали необходимые ему в новой, загробной жизни вещи: посуду, украшения, бытовые предметы, оружие.
5. Образование и театр (с. 110-111).
Граждане имели возможность получать начальное образование в школах и продолжать его в гимнасиях - в Афинах. В одной из своих речей Исократ, преподаватель афинской риторской школы, упоминает учеников с Понта, которыми могли быть юноши с Боспора. Как и в Греции, очень большое значение придавали гимнастике и другим видам спорта. О популярности спортивных состязаний свидетельствуют списки победителей, дошедшие до нас. В одном из них среди 226 победителей - представители трех поколений спортсменов. Боспорцев интересовали философия и история, поэзия и театр, изобразительное искусство.
При царях Левконе, Перисаде и Евмеле велись
исторические хроники.
Как известно, греки очень любили театр, который
считался не только зрелищем, но и своеобразной школой, где оттачивали
музыкальные и ораторские способности. Были театры и в городах Боспора. Их руины
уничтожены временем, но археологи нашли театральные маски, мраморное
театральное кресло. Росписи боспорских склепов изображают актеров и музыкантов.
Очень интересно изображение на одном из боспорских саркофагов: двое юношей
играют на флейтах, а третий - на струнном инструменте. На сценах боспорских
театров ставились пьесы афинских драматургов, сюжеты которых имели отношение к
Понту: «Скифы» Софокла, «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Увлечение театром было
столь велико, что в день представления замирала торговля, закрывались суды.
Есть сведения, что даже заключенным давали возможность насладиться театральным
зрелищем, отпуская их из тюрем под залог.
Домашнее задание:
1. Выучить новые термины и понятия и повторить изученные.
2. Прочитать рассказ «Микка – дочь Стратоника» (с. 102 – 104). Перескажите его, опираясь на план:
ü Возвращение с поля хозяина
ü Бусы Микки
ü Подготовка к празднику Афродиты
ü Утренние сборы приношений в Храм
ü Святилище Афродиты
ü Микка исполнила гимн в честь Афродиты
3. Выполнить тест по ссылке, приведенной ниже. Перед этим повторить изученный материал. Тестирование можно будет пройти 1 раз.
https://forms.gle/WoEvPeo5u94oG1Dn6
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.