Культура и быт греческих городов-колоний. Боспор в римское время.

  • Презентации учебные
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Полный материал для урока кубановедения и урока истории. Отражены основные сферы жизни боспорян
Иконка файла материала План-конспект урока № 2.docx

Тема: Культура и быт греческих городов-колоний. Боспор в римское время. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника» (записать в тетрадь)

Основные понятия и термины (нужно записать в тетрадь, но можно распечатать и вклеить):

Некрополь - название кладбища в странах античного мира.

Терракота - изделие из обожженной глины.

Гимнасий - воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса с интенсивным курсом физической подготовки.

Эпитафия - надгробная надпись

Варваризация - процесс влияния культуры варваров на греческую культуру.

Гимн - песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).

Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.

Кратер - античный сосуд для смешивания вина с водой.

Агора - рыночная площадь в городах Древней Греции.

Термыантичные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях.

Фибула – булавка для одежды.

1.     Повседневная жизнь греческих колонистов (с. 100).

Основу хозяйства составляло земледелие, выращивали большие урожаи хлеба, успешно возделывали они огороды и сады. Развивалось животноводство, коневодство, виноградарство, а также рыболовство. Изготавливали керамические изделия: посуду, черепицу, различные статуэтки.

 

Плодородие земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что "земля, вспаханная обыкновенным сошником, даёт урожай сам-30" (сегодня это 30 ц/га). На хлебные рынки Боспора поступали пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали также горох, чечевицу, бобы, яблоки, груши, занимались виноградарством и виноделием.

Жизнь древних греков

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их - архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, - «было родом» из Греции. Боспорские города значительно уступали по величине Милету и Афинам, им трудно было достичь уровня градостроительства и архитектурного убранства крупных городов Эллады. Тем не менее боспоряне всегда стремились показать, что они следуют общегреческим традициям. Цитадели боспорских городов и внешние границы укрепляли каменными оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы. Города Боспора подобно полисам Древней Греции были благоустроенными, с колодцами и водостоками. В центральной части города располагались торговые площади, строились храмы и общественные здания, дворцы правителей. Обязательным элементом зданий был колонный портик - галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Верхнюю часть колонн изготавливали из местного известняка. Стены были сырцовыми (глиняные необожженные кирпичи), перекрытия и колонны - деревянными, крыши - черепичными. Возводили каменные здания, жилые дома делали все более просторными. Стены штукатурили и окрашивали в разные цвета. Мебель - ложа, кресла, столы, сундуки - украшали костяными и бронзовыми рельефами. Представление о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные изображения, так как подлинной деревянной мебели не сохранилось.
Центральное место в доме занимала комната хозяина - адрон, где он отдыхал и принимал друзей.

 

 

2.     Торговля  в колониях ( с 100-101)

Торговля в колониях

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), - около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.
Историк-географ Страбон приводил еще более внушительные цифры: он отмечал, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна - около 84 тысяч тонн. В этой партии было и зерно, выращенное греческими колонистами, и взятое в качестве дани от подвластных племен, и полученное в результате обмена.
Помимо хлеба вывозилась соленая и вяленая рыба, скот, меха, процветала работорговля. В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, железо и изделия из него, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства (статуи, вазы), оружие, вино, оливковое масло, дорогие ткани. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии, Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте Навкратисом и важным торговым центром материковой Греции Коринфом. С конца VI в. до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. Столица Греции стала основным потребителем производимых в Северном и Восточном Причерноморье продуктов и поставщиком ремесленных изделий на Боспор.

Обратите внимание!

На монетах Боспорского царства встречаются изображения пшеницы и осетра.  Это говорит о том, что Боспор был богат пшеницей, ее увозили в Грецию. В Причерноморье также было много осетровых рыб, которых тоже отправляли в Грецию.

На аверсе золотой монеты изображена, слегка повёрнутая влево, глава бородатого сатира с длинными растрепанными волосами и лошадиными ушами. Сатир в античной мифологии лесное божество плодородия, жизнерадостное козлоногое существо, живущее в дикой природе.
На реверсе золотой монеты изображен крылатый грифон повёрнутый влево. Подняв правую переднюю лапу, рогатый и крылатый грифон, держит в пасти копьё. Под ногами грифона изображён полный пшеничный колос, как символ финансового благополучия Пантикапея. Греческая колония Пантикапей был основан в седьмом веке до нашей эры и в четвертом веке, город накопил значительное состояние благодаря экспорту зерна.

монета Боспорского  царствамонета Боспорского  царства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На швейцарском аукционе выставлена редкая золотая монета ...

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание!

Во время раскопок греческих городов-колоний находят большое количество амфорной керамики, которая служила тарой. Что перевозили в амфорах, чем объясняется их необычная форма?

В амфорах перевозили масло и вино. Такая форма служила для нескольких целей. Во-первых, в сосудах такой формы было удобно хранить вино/масло: узкое горлышко закрывалось, и, находящееся в широкой части вино сохранялось дольше. При этом осадок накапливался в узкой нижней части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Во-вторых, благодаря такой форме, сосуд легко можно было зарыть в землю или песок, где они хранились при более низкой температуре. В-третьих, такая форма позволяла укладывать амфоры веером, что было очень удобно для их транспортировки.

 

Это интересно

 

 

 

Происхождение географических названий:

Понт Аксинский - море негостеприимное - из-за трудностей мореплавания и враждебного отношения местного населения.

Понт Эвксинский - море гостеприимное - после освоения земель Боспора, в период колонизации.

Гипанис - название реки Кубань ("конская", другой перевод - "бурная").

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Культура и быт греческих колоний (с 105-108)

Полы иногда украшали мозаикой. Хозяин и гости играли на музыкальных инструментах, пели песни, декламировали стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, беседовали о войнах, путешествиях, охоте.

Женщины размещались в другой половине дома, где занимались хозяйством, домашними ремеслами, воспитанием детей. Позади дома располагался сад.
Одежда боспорян тоже была греческого образца. Основу ее составляла драпировка, придававшая фигуре гибкость и пластичность.
Женская одежда была многоцветной, покрытой орнаментами. На ноги надевали сандалии на деревянной подошве, сапожки из кожи. Боспорянки пользовались привозными ароматическими маслами, которые хранили в стеклянных или глиняных флаконах - лекифах, изготовленных лучшими афинскими мастерами. В одном из погребений Фанагории были найдены три таких сосуда: в виде сирены, сфинкса и Афродиты в раковине. Разнообразные украшения привозились и изготавливались местными мастерами-ювелирами, искусство которых в это время достигло высочайшего расцвета. В погребениях некрополей Фанагории, Гермонассы, Горгиппии были найдены серьги, перстни, ожерелья, диадемы.

женский и мужской костюмы греков-колонистов

Грекам, привыкшим к более мягкому климату, в Причерноморье пришлось заимствовать элементы одежды синдов, меотов и скифов. В холодную погоду они носили штаны, широкие и узкие, куртки, меховые шапки, высокие сапоги и мягкие полусапожки. Плащ застегивался фибулой (булавкой) на правом плече и спускался в виде треугольника на грудь.

Посуду и в будни и в праздники использовали расписную чернолаковую, которую привозили из Афин, Милета, Родоса, Хиоса, Самоса, Клазомен. Чернофигурные вазы, расписанные лучшими афинскими вазописцами, попали на Боспор в VI-V вв. до н. э. На них изображались сюжеты мифов, а также военные, бытовые, религиозные сцены. Со временем население стало пользоваться посудой, изготовленной местными гончарами.

В пищу боспоряне употребляли хлеб, каши из пшена и ячменя, вареные горох, бобы, чечевицу, мясо животных, рыбу и мидии, а также мед, овощи, фрукты, молочные продукты. Вино и оливковое масло были привозными. Из вин особенно ценилось хиосское, а из масел - афинское. Боспоряне стали заниматься виноградарством и виноделием, засолкой рыбы, из которой приготовляли изысканные соусы. Особенно разнообразным был праздничный стол, когда отмечали рождение ребенка, посвящение сыновей в граждане, женитьбу. Жители городов нередко собирались в гаванях, куда приплывали корабли из разных городов Средиземноморья. Здесь встречались, выслушивали новости. Немалое значение в культурной жизни горожан имели рынки.
Торговые связи способствовали и распространению произведений искусства. На Боспоре пользовалась успехом мраморная скульптура. В Пантикапей, Фанагорию, Кепы и другие города купцы привозили много терракотовых (из обожженной глины) статуэток, чаще всего это были изображения богини Деметры и ее дочери Коры-Персефоны. Их приносили в виде даров в святилища и клали в погребения. Они украшали и жилища боспорян.
Помещения в темное время освещались факелами или глиняными светильниками, в которых использовался животный жир или оливковое масло.

 

4.     Верования древних греков (с.108-110)

https://anapacity.com/images/articles/big/religiya-drevnikh-grekov.jpg

 

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков - Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений. (это записать в тетрадь)

Обратите внимание:

Почему греки придавали большое значение родству скифов с Гераклом?

Для греков легенда о родстве скифов и Геракла, от которого они вели своё происхождение, имела огромное значение, т.к. подтверждала их права на обладание землями в Причерноморье.

 

В городах и вблизи них выделялись участки земли под святилища. Первоначально воздвигали алтари для жертвоприношений, ставили столы для даров. Среди загородных святилищ наиболее известным стало посвященное Афродите Апатуре у Фанагории. Там же находилось святилище Деметры. Археологи узнали о нем, раскопав на Майской горе большую культовую яму, наполненную множеством терракотовых изображений Деметры, а также курильницами, светильниками, посудой.

О том, что Афродита, богиня любви и красоты, была на Боспоре одной из наиболее почитаемых богинь, свидетельствуют и античные авторы, и материалы раскопок.

Богатые граждане посвящали особо почитаемым богам храмы, выставляя у входа в них каменные плиты с соответствующими надписями. Одна из таких плит найдена вблизи Фанагории. Надпись на ней сообщает, что «Ксеноклйд, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев». Судя по другим надписям, в IV в. до н. э. было построено немало храмов и алтарей в городах Таманского полуострова. Есть сведения о существовании в Гермонассе святилищ Аполлона.

Жрецами и жрицами в главных святилищах не только Пантикапея, но и Фанагории, Гермонассы часто избирались дети боспорских царей. Например, Акия, дочь Перисада I, служила жрицей в святилище Афродиты, которая почиталась как защитница гражданских общин и семейных уз, а также покровительница мореплавания.

Храмы украшали величественные мраморные скульптуры богов. Их привозили из Афин или изготавливали на Боспоре. Украшением домашних святилищ были терракотовые статуэтки. Часто это были изображения Деметры и Коры-Персефоны, глиняные алтарики. Их ставили возле очага, который считался священным местом. Наиболее почитаемым домашним божеством была Гестия - покровительница домашнего очага. Аполлон почитался как покровитель гражданской общины, полиса. Земледельцы поклонялись Деметре, Коре, Дионису. Торговцы отдавали предпочтение Гермесу и Посейдону, рыболовы - Артемиде Агротере.

На празднества, посвященные богам, собирались все жители города и сельской округи. Они сопровождались проведением спортивных, музыкальных и поэтических состязаний. Помимо знаменитых Олимпийских игр греки проводили и другие спортивные состязания.

Спортивные состязания в Древней Греции и на берегах Понта Эвксинского (таблицу начертить в тетрадь)

Названия игр

Место проведения

Божество, которому посвящались

Олимпийские

Олимпия

Зевс

Панафинейские

Афины

Афина

Истмийские

Перешеек Истм

Посейдон

Дельфийские

Дельфы

Аполлон

Гермессии

Горгиппия

Гермес

 При исполнении погребальных обрядов устраивали процессии и тризны. Все участники обряда надевали черные траурные одежды, близкие родственники исполняли песни-плачи. Вместе с покойным в могилу клали необходимые ему в новой, загробной жизни вещи: посуду, украшения, бытовые предметы, оружие.

5.     Образование и театр (с. 110-111).

 

https://anapacity.com/images/articles/big/shkola-drevnikh-grekov.jpg

Граждане имели возможность получать начальное образование в школах и продолжать его в гимнасиях - в Афинах. В одной из своих речей Исократ, преподаватель афинской риторской школы, упоминает учеников с Понта, которыми могли быть юноши с Боспора. Как и в Греции, очень большое значение придавали гимнастике и другим видам спорта. О популярности спортивных состязаний свидетельствуют списки победителей, дошедшие до нас. В одном из них среди 226 победителей - представители трех поколений спортсменов. Боспорцев интересовали философия и история, поэзия и театр, изобразительное искусство.

При царях Левконе, Перисаде и Евмеле велись исторические хроники.
Как известно, греки очень любили театр, который считался не только зрелищем, но и своеобразной школой, где оттачивали музыкальные и ораторские способности. Были театры и в городах Боспора. Их руины уничтожены временем, но археологи нашли театральные маски, мраморное театральное кресло. Росписи боспорских склепов изображают актеров и музыкантов. Очень интересно изображение на одном из боспорских саркофагов: двое юношей играют на флейтах, а третий - на струнном инструменте. На сценах боспорских театров ставились пьесы афинских драматургов, сюжеты которых имели отношение к Понту: «Скифы» Софокла, «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Увлечение театром было столь велико, что в день представления замирала торговля, закрывались суды. Есть сведения, что даже заключенным давали возможность насладиться театральным зрелищем, отпуская их из тюрем под залог.

 

 

 

 

Домашнее задание:

1.     Выучить новые термины и понятия и повторить изученные.

2.     Прочитать рассказ «Микка – дочь Стратоника»  (с. 102 – 104). Перескажите его, опираясь на план:

ü Возвращение с поля хозяина

ü Бусы Микки

ü Подготовка к празднику Афродиты

ü Утренние сборы приношений в Храм

ü Святилище Афродиты

ü Микка исполнила гимн в честь Афродиты

 

3.     Выполнить тест по ссылке, приведенной ниже. Перед этим повторить изученный материал. Тестирование можно будет пройти 1 раз.

 

https://forms.gle/WoEvPeo5u94oG1Dn6


 

Скачано с www.znanio.ru