Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Культура и
просвещение в
середине – второй
половине XVIIIвека.
Россия.
Учитель истории
МОУ ЦО №49 г. Твери
Юрова Олеся Анатольевна
Цели:
Охарактеризовать и проанализировать
сущность произошедших изменений в
российской культуре;
Познакомить с достижениями русской
культуры данного периода;
Развивать умения устанавливать связь
между деятельностью исторических
личностей и развитием исторического
процесса;
Воспитывать чувство гордости и любви к
родине, нравственную культуру.
Эпоха Просвещения
Цели правительственной политики:
Воспитание верноподданного;
Искоренить невежество и нетерпимость;
Смягчить нравы;
Внести гармонию в общественные отношения;
Духовное развитие.
Уровень образованности и культуры в условиях
самодержавия определялись сословной
принадлежностью
Образование
Новые устремления:
Общее воспитание;
Должно стать шире,
чем подготовка к
службе;
Было:
Подчинено
Нужно
потребностям службы;
преимущественно
дворянству;
Большинству
податного населения –
вредно.
Новые учебные заведения
Сеть средних учебных заведений;
Учительские семинарии для подготовки учителей;
Новые специальные учебные заведения:
Горное училище в Екатеринбурге;
Московское училище для купеческих детей;
Земледельческие школы;
медицинские школы;
Учебные учреждения для женщин;
Смольный институт для девочекдворянок
при нём – мещанское учебное заведение для детей
чиновников, купцов, мещан, отпущенных на волю
крепостных.
Развитие литературы XVIII
века
жанры
высокий
средний
низкий
Оды,
эпопеи
Трагедии,
сатирические
пьесы
Басни, романы
Ломоносов М.В.
поэт, утвердил
основания
современного русского
литературного языка
«Ошибки замечать
немногого стоит: дать
нечто лучшее — вот
что приличествует
достойному человеку».
«Нет такого невежды,
который не мог бы
задать больше
вопросов, чем может
на них ответить самый
знающий человек».
Ода на день восшествия
Елисаветы Петровны 1747
года.
Когда на трон она
вступила,
Как вышний подал ей
венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед,
сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем
услаждаюсь,
Я их спокойством не
меняюсь
На целый запад и восток.
Сумароков Александр
Петрович
(1717—1777) —
русский поэт, писатель
и драматург XVIII века.
Представитель
дворянского
классицизма.
трагедии, комедии и
оперные либретто.
собственный журнал
сатирико
нравоучительного
оттенка «
Трудолюбивая пчела»
Фонвизин Дмитрий Иванович
создатель русской бытовой
комедии.
«Недоросль»
просветительский идеал
торжествует: порок – в лице
«злонравных» помещиков
Скотининых и Простаковых
– наказан.
Державин Гавриил
Романович
русский поэт и
драматург
эпохи Просвещения,
государственный
деятель
Российской империи,
сенатор,
действительный тайны
й советник
.
Находит поэзию в
повседневности.
Граница между
«высоким» и «низким»
стирается;
Александр Николаевич
Радищев
«
Путешествие из Петерб
урга в Москву
».
«Я взглянул окрест
меня — душа моя
страданиями
человеческими
уязвлена стала».
«бунтовщик, хуже
Пугачёва»
Екатерина II
Технические изобретения
Идеи Просвещения:
Природа –
Великая мастерская
Труд – средство
постижения и
познания мира.
Но:
Труд крепостного обходился много
дешевле, чем создание механизмов
и потому
идеи и изобретения отечественных
умельцев чаще всего оставались
невостребованными!
Живопись-
парадный портрет
Подчёркивается положение изображаемого,
Возрастает интерес к внутреннему миру
его чин,
богатство,
отличия,
близость к монарху
изображаемого
Рокотов Ф.С.
Портрет княгини
Прасковьи Ивановны
Голициной.
Тверская картинная
галерея
Боровиковский
В.Л.
Портрет
Лопухиной М.И.
Третьяковская галерея
Скульптура
Шубин Ф.И. Козловский
М.И.
архитектура
Бар ккооо
(итал. barocco —
«причудливый»,
«странный», «склонный к
излишествам»)
Бартоломео
Расстрелли
Стиль в европейском
искусстве конца XVI в .
XVIII в., отличавшийся
декоративной пышностью,
живописностью и
причудливостью форм.
Большой Ектерининский
дворец в Царском Селе
классицизм
художественный стиль,
одной из важнейших
черт которого было
обращение к формам
античного искусства
как к идеальному
эстетическому эталону.
Продолжал традиции
Возрождения
(преклонение перед
античными идеалами
гармонии и меры, вера
в мощь человеческого
разума)
Баженов
В.И.
Дом
Пашкова
Старов И.Е.
Таврический
дворец в
Санкт
Петербурге
Казаков Матвей Фёдорович
Сенат в Московском Кремле
Итоги:
Русская культура приобрела общеевропейский
характер.
Массовое сознание стало более светским.
Книги, журналы газеты проникали в среду
мелкого чиновничества, купечества, мещанства,
даже духовенства.
Именно из этих слоёв в последующем
формировалась интеллигенция.
Ответьте на вопросы:
Как повлияло на русскую культуру в XVIII веке
Просвещение?
В чём отличие судьбы европейских и русских
изобретений того времени?
Какие стили существовали в искусстве XVIII века?
Приведите примеры искусства этих направлений в
России.
Каковы были итоги развития культуры во второй
половине XVIII века?
Использованная литература
1. И.Л.Андреев, И.Н. Данилевский.«История России»
с конца XVI по XVIII век. 7 класс.
2.ИзображениеЛомоносова:
http://www.trkterra.ru/news/20111118/163428
3. Изображение Ломоносова:
http://www.bochkavpechatleniy.com/social/blog/23142/24871
4. Изображение Сумарокова: http://ps.school548.ru/lit/10938/
5.Изображение Фонвизина:
http://900igr.net/fotografii/literatura/Klassitsizmvrusskojlitera
ture/015DenisIvanovichFonvizin.html
Изображение Державина:
http://forschoolboy.ru/DerjavinGR628.html/
Изображение Водохода
http://venividi.ru/files/img1/5621/8.jpg
Изображение Моста
http://valenik.ru/vsesvit/vidvs/5/50/505/5057i4b.jpg
Изображение Паровая машины
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/405/7240597
3_I.jpg
Изображение Ангара
http://www.susun.ru/img/sarai_polsunowa.jpg
Изображение коляски
http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/01/201101302101_2
_2.jpg
Изображение самобеглой коляски
http://velorama.ru/files/31890/mcmillan_bicycle_1839.gif
Изображение Рокотова
http://www.territa.ru/_ph/898/242434910.jpg
Портрет Княгини:
Портрет Рокотов:
http://www.artsait.ru/art/r/rokotov/img/35.jpg
http://www.tezrus.net/viewImg.php?img_id=21369&width=70
0&height=938&tabname=Goods
Левицкий портрет:
Левицкий портрет:
http://shetihin.narod.ru/jps/bigpic/048.jpg
http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/69/Empress_Catherine_
The_Great_circa_1770_%28D.G._Levitsky%29.JPG
Портрет Лопухиной:
http://dinaburg.ru/uploads/0000/0c/aa/863901f.jpg
Портрет Ломоносова: http://veteran
fsb.ru/images/Spb/tavricheskiy/sad_dvorez/zakonodatelniza
_shubin.jpg
Изображение статуи:
http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/8091.jpg
Изображение Дворца:
http://www.primetour.ua/~uploads/fck/5thumb(11).jpg
Изображение Екатерининского дворца: http://gorod
pushkin.info/photo/rastrelli1.jpg
Изображение Дома Пашкова:
http://arx.novosibdom.ru/story/STILI/33_02_EKAT_KLASSI
CIZM/r_klass_04.jpg
Изображение Таврического дворца:
http://arx.novosibdom.ru/story/STILI/33_02_EKAT_KLASSIC
IZM/r_klass_08.jpg
Изображение Радищева: http://www.mi
e.ru/biblioteka/personalii/r/radischev
Изображение«самокатки»:
http://subscribe.ru/group/chelovekpriroda
vselennaya/3439369