Курсовая работа на тему: Технология диалогового обучения
Оценка 4.7

Курсовая работа на тему: Технология диалогового обучения

Оценка 4.7
docx
06.11.2022
Курсовая работа на тему: Технология диалогового обучения
Tekhnologia_dialogovogo_obucheniadocx.docx

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…3

1.Характеристика понятий: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение…………………………………………………………...6

2. Функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения………………..12

3. Формы технологии диалогового обучения…………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………………...23

Список использованных источников…………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем студентам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации возрастает роль коммуникативных способностей человека, его умения работать в команде, которые эффективно развиваются методами и формами диалоговых технологий.

В исследованиях В.П. Беспалько, О.И. Горбича, В.Г. Гульчевской, Н.Е. Гульчевской, Л.В. Закрековой, Л.Н. Серебренникова, А.П. Чернявской, показана проблема развивающих технологий воспитания и обучения широко освещена в современной психолого-педагогической литературе. Одной из ведущих деятельностей школьников является диалог как «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями.

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Технология диалогового обучения».

Проблема исследования: каковы формы диалоговой технологии.

Цель исследования: теоретически обосновать формы диалоговой технологии.

Объект исследования: процесс обучения.

Предмет исследования: формы диалоговой технологии.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать понятия: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение.

3. Раскрыть функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения.

4. Рассмотреть формы технологии диалогового обучения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе раскрываются понятия технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение.

Во втором параграфе рассмотрены функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения.

В третьем параграфе проанализированы формы диалоговой технологии.

В заключении изложены основные выводы по исследованию.

Общий объём курсовой работы составляет 26 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 20 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика понятий: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение

 

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.

Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Технология – в широком понятии - это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

По мнению М.В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Селевко: Педагогическая технология – эта та категория, от которой зависит, какого характера познавательную деятельность включается ученик в образовательной среде школы в процессе обучения, что в свою очередь отражается на качестве его достижений в сфере коммуникаций.

Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося. Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных этапах:

1-й этап - подготовительный. На этом этапе происходит постановка целей диалога и их максимальное уточнение; поиск и оформление проблемы; подбор диалоговых форм и приемов, позволяющих достичь цели; организация предстоящего события.

2-й этап - вводный. Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.

3-й этап - основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление перед группой с заранее подготовленным сообще­нием; система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных), не предполагающих однозначных ответов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления» по С.Ю. Курганову; привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы и так далее. На этом же этапе осуществляется оценка текущих результатов, коррекция процесса осуществления информационного обмена.

4-й этап - итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мысли­тельного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы [17, с.242].

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в другого.

В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость внедрения в практику современной школы современных образовательных технологий.

Успешное стабильное существование ученической группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению и кооперативных взаимосвязей. Учащийся, который не может легко и свободно сотрудничать с одноклассниками, вероятнее всего, будет изолирован. В классах, работающих по принципу сотрудничества, повышается продуктивность, и создаются более благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры в отличие от тех, в которых индивиды находятся в отношениях конкуренции. Общепризнанно, что для внутригрупповых отношений наиболее действенной является не конкуренция, а сотрудничество.

Необходимость введения современных образовательных технологий обусловлена так же возможностью создания условий для самостоятельного решения коммуникативных проблем учащимися.

В настоящее время понятие «технология» нельзя отнести к общепринятым в консервативной педагогической науке, это достаточно новое понятие, под которым сегодня понимается, прежде всего, реализация системного метода формирования и использования всего образовательного процесса.

Технология может рассматриваться с нескольких позиций. С одной стороны, под технологией обучения понимается единство средств и методов отбора, презентации, трансформации и предъявления образовательной информации. С другой стороны, технология обучения может быть представлена как совокупность знаний о способах влияния преподавателя на учащихся в условиях образовательного процесса, с применением отобранных технических и информационных средств.

По словам А.А. Бодалева, М.В. Кларина, Г.К. Селевко: включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативной культуры учащихся определяется тем, что в процессе ее использования в образовательной среде школы, деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях.

Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у учащихся такие качества как гибкость и критичность мышления, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. В.Г. Гульчевская, и Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся; 3) целенаправленный ход обсуждения; 4) анализ и оценка дискуссии; подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения [7, c.21] .

Коммуникативно-диалоговые технологии (проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог, дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог и др.) в образовательной среде школы опираются на развивающую концепцию усвоения, что обусловлено полиаспектностью коммуникативной культуры.

Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология организована циклично и включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе коммуникативной деятельности. Учебный процесс организован на диалоговой основе, а учебный материал выстроен на базе личностно-смысловых и эмоционально-психологических характеристик.

В целом коммуникативно-диалоговая технология направлена на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений учащихся. Основными структурными составляющими коммуникативно-диалоговой технологии являются: 1) философская база; 2) концептуальная основа; 3) содержание образовательного процесса, общие и частные цели, а также содержательный аспект учебного материала; 4) процессуальная часть, под которой подразумевается технологический процесс, включающий организацию собственно процесса обучения, способы и приемы дидактической активности, диагностику [7, С.24].

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Таким образом, в данном параграфе охарактеризованы понятия технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение.

 

2 Функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения

 

По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.

Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.

Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.

Реализация технологии диалогового обучения проходит на основе подготовки учащегося к поиску самостоятельного решения. Именно на этом и базируется данная технология. Она заставляет учащихся самостоятельно исследовать различные процессы и явления, делать открытия, подводить итоги, искать ответы на вопросы. Таким образом активизируется мыслительный процесс учащихся, они начинают активно думать и выражать свои мысли в диалоге. Построение учебного диалога имеет некоторую специфику. Она проявляется в следующих чертах:

1.      Постановка общей проблемной ситуации;

2.      Два и более участника диалога, имеющих коммуникативную связь, строящуюся на взаимопонимании;

3.      Целевое назначение диалога;

4.      Обязательная обратная связь;

5.      Диалоговые взаимоотношения между педагогом и отдельным учащимся, между педагогом и коллективом учащихся.

Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог:

1.      Нетерпимость педагога и категоричность его взглядов. Педагог должен уважать мнение каждого участника диалога, принимать его взгляды и различные точки зрения;

2.      Проявлять внимательное отношение к каждому участнику диалога;

3.      Не использовать вопросы, требующие краткого ответа или же, риторические вопросы;

4.      Уметь слушать каждого участника диалога. Педагогу необходимо давать учащимся возможность высказаться, не перебивая их и, не исправляя;

5.      Речь учащихся, которые принимают участие в диалоге, должна быть культурной, правильно построенной. В речи должны присутствовать коммуникативные навыки.

Чтобы организовать диалоговое занятие, педагогу необходимо наладить контакт с коллективом учащихся. Только налаженный контакт, наличие взаимопонимания даст должный эффект. Иначе, у партнера по диалогу будет выработано негативное отношение к рассказчику, в следствие чего информация не будет усваиваться.

Принципы организации диалогового взаимодействия:

 Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:

1.      Исключение воздействия на учащегося. Нельзя оказывать педагогическое давление на учащихся. Нельзя только обучать. Нужно развиваться и самому педагогу в процессе общения с учениками. Поэтому необходимо строить с ними взаимодействие.

2.      Акцент на самостоятельной работе. Педагог не должен сам формулировать проблему или задавать вопросы. Ему необходимо только направить учащихся, чтобы они работали самостоятельно: выдвигали проблему и искали пути ее решения. Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.

Преимущества технологии диалогового обучения:

 Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:

1.      Обеспечивает целенаправленность учебного процесса;

2.      Развивает у учащихся познавательную активность;

3.      Способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога;

4.      Активизирует творческую сторону развития;

5.      Способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности;

6.      Развивает у учащихся навыки коммуникативного общения;

7.      Формирует умения строить беседу, вести диалог;

8.      Развивает навыки вопросно-ответной формы общения;

9.      Развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.

Приемы, способствующие развитию диалога и полилога:

«Мозговой штурм» - это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Перед учениками ставится проблема. Ори должны обсудить эту проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15».

«Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

«Дебаты». «Опричнина породила Смутное время». «России был необходим Брестский мир». Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

         - Когнитивную;

         - Креативную;

         - Рефлексивную.

Как показал анализ литературы по вопросам современных педагогических технологий, в настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В соответствии со спецификой естественно-научного образования, его ведущей целью становится развитие коммуникативной компетентности. При этом при формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, которая относится к технологиям личностно ориентированного обучения. В её основе лежат познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемые прежде всего в диалоге. Организация этих процессов осуществляется на основе индивидуального подхода и адаптации системы обучения к особенностям каждого ученика.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Основные виды и формы диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Эти формы диалоговой технологии способствуют саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы:

- формулирование проблемы и анализ способов её решения;

- выражение собственной точки зрения в контексте иных;

- эффективное слушание и понимание собеседников;

- выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

- оценку смысла и значения поступающей информации;

- выделение различных причинно-следственных связей;

- логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

- разные интерпретации информации;

- выражение оценочных суждений и самооценку;

- формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения [13, с.67].

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения [7, с.113].

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу обращается особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся достижение целей занятия.

Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога:

- Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

-Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

-Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

-Пытаться разобраться в том, что непонятно.

-Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

-Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

-Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов [13, с.82].

Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура [7, С.118].

Таким образом, в данном параграфе раскрыты функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Формы технологии диалогового обучения

 

Диалоговые формы работы относят, как справедливо отмечает Г.Ю. Ксензова, к технологиям личностно-ориентированного обучения, в их основе лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика. Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся. В процессе диалога происходит формирование критичности мышления: обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Диалоговые формы работы включают в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности, рефлексию, технологию критического мышления, что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Все эти формы обучения в большинстве случаев применяются педагогами стихийно. Для грамотной организации диалога необходимо найти противоречие и проблемы в учебном материале.

Для организации диалога, А.А. Окунев предлагает использовать следующие методологические приемы:

-​ формулирование проблемы и анализ способов её решения;

- выражение собственной точки зрения в контексте иных;

- эффективное слушание и понимание собеседника;

-​ сопоставление различных мнений;

- оценка смысла и значение поступающей информации;

-​ выделение причинно-следственных связей;

-​ логический анализ фактов и точек зрения;

- формулирование вывода о значимости и перспективности диалога.

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных, не стандартных. Учащиеся применяют полученные знания в смежных областях, кроме того это формирует коммуникативную компетентность и культуру.

Среди диалоговых технологий в современной теоретической литературе выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью. В диалоге формируется критическое мышление.

Дискуссию можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса. В процессе дискуссии, по моему мнению, наиболее полно представлена возможность: моделировать реальные жизненные проблемы; вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими; продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного [5, С.17].

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров. В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов (тестовая дискуссия), проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени… (ролевая дискуссия), «Круглый стол», «Аквариум», дискуссия «Чтобы было бы, если…» .

Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» - они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения. Такая форма, как проблемная дискуссия требует длительной подготовки, ее используют на повторительно-обобщающих уроках, когда есть необходимость систематизировать большой объем знаний.

Как считает М.С. Каган, диалоговые формы работы – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, школьники приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Так, например, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если студент назначается на роль веду­щего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподава­теля по организации дискуссии: поручает кому-то из студентов сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Так, например, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказа­тельства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта, в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если студент назначается на роль веду­щего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподава­теля по организации дискуссии: поручает кому-то из студентов сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения.

Таким образом, в данном параграфе проанализированы формы диалоговой технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современной школе коммуникативно-диалоговые технологии активно включаются в систему образования и воспитания учащихся, благодаря чему деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, а это, в свою очередь, обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях. Коммуникативно-диалоговые технологии развивают у учащихся такие качества, как гибкость и критичность мышления, формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре современного демократического общества.

Внедрение диалоговых форм обучения в практику современной школы способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия.

В ходе организации диалоговых технологий в структуру учебной деятельности ученика входят такие действия, как актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений; анализ, критическая оценка и отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой; построение умозаключений, интеграция имеющихся сведений, аргументация своей точки зрения; обмен знаниями с партнерами по обучению, осмысление другой точки зрения; выработка оценочных заключений, итоговой, общей точки зрения.

В первом параграфе были охарактеризованы понятия: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение. Мы узнали, что технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося.

Во втором параграфе рассмотрены функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения. Мы узнали, что технология диалогового обучения базируется на основе подготовки учащегося к поиску самостоятельного решения.

В третьем параграфе проанализированы формы диалоговой технологии. Мы узнали, что одной из форм диалоговой технологии является дискуссия.

Таким образом, цель курсовой работы осуществлена, поставленные задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Арефьева, Т.К. Семинар-дискуссия как форма обучения // Образование в современном мире, 2014. - №2. - С. 98-101.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1989. –190 с. ISBN 5-7155-0099-0

3. Белова, С.В. Диалог - основа профессии педагога  / С.В. Белова. - Москва: АПКиПРО, 2012. - 248с. ISBN 978-5-8429-0076-3

4. Баялиева, Д.А. Дискуссия как одна из форм обучения // Наука: исследования, результаты, достижения. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С. 16-20.

5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - Москва: АСТ, - 2008. - 216с.

6. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии / О.И. Горбич. - Москва: Первое сентября, 2014. - 168с. ISBN  978-5-98269-107-1

7. Гульчевская, В.Г. Современные педагогические технологии.Модульное пособие для дистанционного обучения / В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская. - Ростов н/Д.: ИПК и ПРО, 2012. - 52 с. ISBN 978-5-7212-0482-1

8. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – Москва: Знание, 1992. – 60 с.

9. Закрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Закрекова. - Москва: Высшая школа, 2014. - 288с. ISBN 5-06-004501-3

10. Касьяненко, Т.И. Дискуссия как форма обучения // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе, 2015. - №3. - С. 62-67.

11. Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А.Д. Король. – Москва: Педагогика. – 2007. – № 9. – с.18-25.

12. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – Москва, «Педагогический поиск», 2002. –  160с. ISBN 5-901030-59-1

13. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 2004. - 196 с.

14. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 168с. ISBN 5-222-04743-1

15. Машарова, Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения / Т.В. Машарова. - Киров: Издательство ВГПУ, 1997. – с. 157.

16. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - Москва: «Ось - 89», 2009. ISBN 5-98534-280-8

17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - Москва: Академия, 2012. - 462с. ISBN 978-5-7695-4762-1

18. Туисова, Л.В. Диалоговые технологии: практические аспекты. // Профессиональная инициатива. 2016. - №4. - С.74-83.

19. Чернявская, А.П. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. - 462с. ISBN 978-5-00089-191-9

20. Шепшинская, И.М. Учебная дискуссия как форма обучения // Новые технологии в образовании, 2013. - №4. - С. 9-15.


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение…………………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………………

Введение Диалог - это разговор двух или нескольких лиц

Введение Диалог - это разговор двух или нескольких лиц

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации…

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации…

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования

Характеристика понятий: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение

Характеристика понятий: технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и…

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и…

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных этапах: 1-й этап - подготовительный

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных этапах: 1-й этап - подготовительный

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения»

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения»

Технология может рассматриваться с нескольких позиций

Технология может рассматриваться с нескольких позиций

Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся

Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся

Функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения

Функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения

Диалоговые взаимоотношения между педагогом и отдельным учащимся, между педагогом и коллективом учащихся

Диалоговые взаимоотношения между педагогом и отдельным учащимся, между педагогом и коллективом учащихся

Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию

Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию

Дебаты». «Опричнина породила Смутное время»

Дебаты». «Опричнина породила Смутное время»

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму…

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму…

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам…

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам…

Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы

Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы

Формы технологии диалогового обучения

Формы технологии диалогового обучения

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных, не…

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных, не…

Как считает М.С. Каган, диалоговые формы работы – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные…

Как считает М.С. Каган, диалоговые формы работы – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные…

Так, например, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры

Так, например, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры

Заключение В современной школе коммуникативно-диалоговые технологии активно включаются в систему образования и воспитания учащихся, благодаря чему деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в…

Заключение В современной школе коммуникативно-диалоговые технологии активно включаются в систему образования и воспитания учащихся, благодаря чему деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в…

Во втором параграфе рассмотрены функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения

Во втором параграфе рассмотрены функции, элементы, принципы технологии диалогового обучения

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников /

Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022