ТЕМА 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ (3 ч.)
Тема урока. Памятники культуры и искусства родного края. Культурно-художественные заведения: театры, музеи, концертные залы. Памятные места края, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры ( 1 час)
Цели:
-изучить произведения художественной культуры родного края через творчество представителей искусства Донбасса, а также выдающегося композитора – уроженца Донбасса С.С.Прокофьева; учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
-развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазии, зрительно-образную память, вкус, художественные потребности;
- воспитывать патриотические чувства обучающихся, культуру восприятия произведений изобразительного, музыкального искусства, освоить навыки образного языка этих искусств на основе творческого опыта обучающихся; художественно-эстетический вкус, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Метапредметные:
познавательные – умение эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов.
коммуникативные - осваивать командную форму общения;
регулятивные - принимать цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей, применять их на практике;
личностные - оценивать результаты деятельности.
· Методы и приёмы урока: интерактивные технологии; метод сотрудничества; методики проектирования; использование ИКТ
Тип и форма урока: урок освоения начальных знаний, квест-урок
Место проведения урока: компьютерный класс
Оборудование: иллюстрации картин донецких художников , музыкальные произведения (фрагменты) донецких композиторов, исполнителей, видеофрагменты, музыка Прокофьева, фотографии донецких художников, музыкантов, мультимедиапанорамы.
Ход урока
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель. Ребята! Сегодня мы отравимся в увлекательное путешествие по Донецку – культурному центру Донецкой Народной Республики.
Цель нашего путешествия: собрать как можно больше информации о художественной культуре родного края, представителях искусства. Мы должны помнить слова великого А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Достичь этой цели мы сможем через знакомство с одной из самых ярких звёзд на небосклоне искусства, с одной из самых ярких личностей, уроженцем Донбасса, который вошёл в историю мировой художественной культуры триумфально и навечно. Назвать его имя и его
бессмертные произведения – это и есть конечная цель нашего путешествия. В этом нам помогут:
§ энциклопедические статьи;
§ КМ- Школа;
§ иллюстрации картин донецких художников;
§ видеофрагменты;
§ мультимедиапанорамы и фотографии.
Для удачного путешествия вам необходимо объединиться в команды, распределить роли, составить план действий
План действий команд
1. Получение заданий капитанами команд.
2. Распределение ролей в команде.
3. Индивидуальный поиск информации всеми членами команды для достижения общей цели.
4. Обобщение информации по полученному заданию.
5. Подведение итогов путешествия.
Роли членов команды:
- капитан;
- культуролог;
- искусствовед;
- историк;
- поклонник музыкального искусства.
Культуролог - собирает информацию о том, как создавалась культура родного края; историк – об истории создания и открытия учреждения культуры; искусствовед – дает художественный анализ произведений; поклонник музыкального искусства - выражает чувства и эмоции, комментируя их, составляет ассоциативный ряд к предложенным произведениям искусства; капитан – обобщает информацию и представляет ее на суд координатора, консультанта.
Каждый член своей команды собирает необходимые материалы соответственно своей роли. Я, с вашего позволения, оставлю за собой роль координатора и консультанта.
Учитель. Я прошу капитанов команд получить конверты. В них вы найдете задания и инструкции к ним.
Каждая команда получает в конверте интернет- ссылку на доступ к электронному ресурсу.
1 команда - http://donetskartmuseum.ru (Донецкий республиканский художественный музей).
2 команда - http://donbassopera.com/ru (Донбасс Опера).
3 команда - http://filarmonia-donetsk.ru (Донецкая государственная академическая филармония).
4 команда http://www.prokofiev-academy.ru/index.php/ru/ (Донецкая государственная музыкальная академия ).
2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе выполнения заданий. Организация обратной связи.
- Начальный этап
Команды самостоятельно знакомятся с материалами по выданной теме, распределяют роли в команде.
- Ролевой этап
Проходит индивидуальная работа в команде на общий результат.
Работа выполняется под музыку донецких композиторов.
- Заключительный этап. Показ выполненных работ
Демонстрация графики В.С. Шенделя в музыкальном сопровождении «Скифской сюиты» С.С.Прокофьева.
Поклонник музыкального искусства от команды № 1 выстраивает ассоциативный ряд: бескрайняя степь, золото, Скиф, завоеватели, Причерноморье, битва...
Обобщение изученной информации капитаном команды № 1 и озвучивание имени уроженца Донбасса, известного композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева (Приложение №1).
Звучит фрагмент балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Поклонник музыкального искусства от команды № 2 выстраивает ассоциативный ряд: любовь, романтика, красота, юность, верность, Верона…
Краткий комментарий учителя и капитанов других команд
Обобщение изученной информации капитаном команды № 2 и озвучивание имени уроженца Донбасса, известного композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева (Приложение №2).
Звучит фрагмент выступления Лисицы (вальс из балета С.С.Прокофьева «Золушка»)
Поклонник музыкального искусства от команды № 3 выстраивает ассоциативный ряд: сказка, волшебство, очарование, доброта, любовь…)
Краткий комментарий учителя и капитанов других команд
Обобщение изученной информации капитаном команды № 3 и озвучивание имени уроженца Донбасса, известного композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева (Приложение №3).
Звучит фрагмент хорового концерта (оратории) « Иван Грозный» (демонстрируется фрагмент кинофильма «Иван Грозный»)
Поклонник музыкального искусства от команды № 4 выстраивает ассоциативный ряд: царь, жестокость, вседозволенность, величие, мощь…)
Краткий комментарий учителя и капитанов других команд
Обобщение изученной информации капитаном команды № 4 и озвучивание имени уроженца Донбасса, известного композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева (Приложение № 4).
Просмотр фрагментов документального фильма А. Кончаловского «Гении. С.С. Прокофьев» 2003. (classic-online.ru/ru/production/)
3. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: В завершении урока я прошу вас соединить и обобщить свои впечатления, знания, воображение и выполнить заключительное задание - составить «Акрослово».
Акрослово» – это описание при помощи эпитетов заданных образов. Ваша задача – дать характеристику С.С.Прокофьеву как выдающейся личности. Из облака тегов команды по очереди выбирают подходящие слова на соответствующую букву и поясняют: почему выбрали для характеристики Прокофьева именно это слово.
Облако тегов: феноменальный, профессионал, романтичный, реалист, восхитительный, естественный, оптимист, оригинальный, выдающийся, вдохновенный, великодушный, одаренный, восхитительный, фееричный, превосходный, естественный, профессионал, возвышенный, консервативный, единогласно признанный гений, выразительный, креативный.
(Пример заполнения)
П |
р |
е |
в |
о |
с |
х |
о |
д |
н |
ы |
й |
|
Р |
о |
м |
а |
н |
т |
и |
ч |
н |
ы |
й |
|
|
О |
р |
и |
г |
и |
н |
а |
л |
ь |
н |
ы |
й |
|
К |
р |
е |
а |
т |
и |
в |
н |
ы |
й |
|
|
|
О |
д |
а |
р |
е |
н |
н |
ы |
й |
|
|
|
|
Ф |
е |
н |
о |
м |
е |
н |
а |
л |
ь |
н |
ы |
й |
Ь |
_______________________________________________ |
|||||||||||
Е |
с |
т |
е |
с |
в |
е |
н |
н |
ы |
й |
|
|
В |
ы |
д |
а |
ю |
щ |
и |
й |
с |
я |
|
|
|
Учитель: Сегодня мы совершили путешествие по культурному Донецку и увидели, как много удивительного, невероятного и прекрасного можно найти рядом с нами. Желаю вам интересных открытий и ярких впечатлений от знакомства с художественной культурой Донбасса.
Домашнее задание. 1.Вариант I. Составить карту памятных мест Донецка, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры России. 2.Вариант II. Презентацию об известном представителе художественной культуры Донбасса.
Список литературы
1. Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии». Информатика – 2001, № 17.
2. Полат Е.С. , Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров под редакцией Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
http://festival.1september.ru/articles/513088/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.