КВН «Птичьи разговоры»

  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала птичьи разговоры 2кл (2).docx

Саитова Наталья Михайловна

МБОУ «НОШ г. Макарова» Сахалинской области

 

КВН «Птичьи разговоры»

Цели: закрепить знание названий пернатых друзей; уметь

                 различать их по внешнему виду, знать повадки птиц

                 и приспособленность их к среде обитания; прививать

                 любовь и бережное отношение к природе, расширять

                 кругозор учащихся, развивать наблюдательность и

                 внимание к окружающему миру.

     Оборудование: запись голосов птиц, видео материал о птицах,

                                пословицы, рисунки и аппликация о птицах,

                                выставка книг, буквы в конвертах, названия

                                команд, картинки с изображением птиц героев

                                сказок, экран, компьютер, проектор.  

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

    Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

                  Длинный клюв и два крыла

         Прилетит – плохи дела.

 А кого паук боится?

        Угадали? Это ….(птица).

(Показываю на 2-5 слайдах птиц Сахалинской области: клест, выпь, поползень, жаворонок).                                                                                                   Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о жизни и повадках птиц.               

         Начиная с 1923года школьники нашей страны ежегодно в марте - апре-ле проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

         Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Стремление научи-ться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдение за их жизнью сыгра ли большую роль в развитии естественных наук.

         Сегодня день птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц.( Слайды 6-9).                        

Но прежде давайте выясним, кто, же такие птицы.

         1 уч. Птицы - это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. (Запись голоса соловья, слайд 10 с соловьем).

         2 уч. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.(Слайд 11 с ястребом).

         3 уч. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.(Слайд 12 с попугаями и мандаринкой).

         4 уч. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.(Слайд 13 с грачом).

         5 уч. Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!(Слайд 14: грач, яст- реб, мандаринка).

Учитель:

         Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы.

Всего на земле шаре насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке непо-далеку от вашего дома, надо знать. О них нужно заботиться, а порой и охра-нять от любителей охоты за птицами.(Слайды 15-16 : дети кормят голубей).

 

6уч. Покормите птиц зимой!                  7уч. Сколько гибнет их – несчесть!

Пусть со всех концов                                     Видеть тяжело.

К вам слетятся, как домой,                          А ведь в нашем сердце есть

Стайки на крыльцо.                                       И для птиц тепло.

 

8уч. Приучайте птиц в мороз                  9уч. Хочу, чтоб в мире

К своему окну.                                                 Было много света,

Чтоб без песен не пришлось                        Хочу, чтоб в мире

Нам встречать весну.                                      Было больше лета,

                                                                             В котором – солнце, птичьи голоса,

                                                                              И на траве – зеленая роса.

Учитель.

         Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на выставку книг. Все они о живой природе, о братьях наших меньших, а имен-но о птицах, о которых мы сегодня и поговорим. Вы можете взять их в нашей библиотеке. О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов КВНа.

Конкурсная программа

 Представление жюри

         В нашей игре принимают участие две команды. Они собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умение. Сейчас мы узнаем названия команд. В конверте находятся буквы, из которых надо составить слово. Затем каждая команда дружно произносит его хором. («Снегири», «Синички»).

Конкурс 1. «Бей ответом прямо в цель».

         Сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель!». За правильный ответ 1балл.(Показываю слайды с птицами).

·        Какая птица выше всех летает? \орел \

·        Какая птица самая большая в мире? \страус \

·        Птица – кашевар из детского стишка. \ сорока \

·        Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? \одинаковая \

·        Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки?

·        Какую птицу называют крылатым почтальоном?

·        Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? \кукушка гнезда не вьет \

·        Что птицам страшнее- голод или холод? \голод \

Давайте с вами представим, что мы пришли в лес. Рассвет, с реки незаметно ползет  голубой туман. Но вот туман розовеет, восходит солнце!                         С первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами наполняется наш лес. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера пернатые. Разговаривают друг с другом. Давайте послушаем их разговоры. (Слайд леса,). \ звучат голоса птиц : глухарь №11, синица №26, рябчик №33, на экране показ этих птиц \.          Эти птицы обитают в наших лесах.

Конкурс 2. «Смотри не ошибись» \о птичьих голосах \

- Стрекочет кто? \сорока \

- Кудахчет кто? \курица \

- Утка что делает? \крякает \

- Ворона что делает?  \каркает \

Конкурс 3. «Птичьи трели»

Вы послушали пение птиц, угадали, кто как говорит. А теперь сами попробуйте поговорить  птичьими голосами.

Карточки с заданием – изобразить:

- пение кукушки (для одной команды)

- пение воробья (для другой команды). \ задание выполняет один игрок \

Конкурс 4. «Собери пословицу о птицах»

         Каждой команде дается конверт со словами. Участники должны соста- вить из слов пословицы, прочитать их. Кто первый составит правильно, полу- чает 3 балла. Дополнительный балл, если объяснят смысл пословицы.

·        Лес без птиц и птицы без леса не живут.

·        Всякая птица своим клювом сыта.

·        Увидел грача – весну встречай.

Грач вестник весны на материке. А в нашей местности кто является вестни-ком весны? \показ трясогузки \

Ученик читает стихотворение о ней.

 

Трясогузка, трясогузка –

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо своё весной.

Сообщение о трясогузке ученицей.

         Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озёрах ещё лежит лёд. В народе её называют «ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков, трясёт хвостиком – « лёд ломает». Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды легче раздобыть корм. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки – любимая еда трясогузок.

         Друзья, вы не устали сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят».( звучит музыка, все танцуют)

Все мы – и взрослые, и дети – любим сказки. Следующий конкурс  называется                              «Кто лучше знает сказки?» Конкурс 5.

Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица.  Вспомните название сказок. За ответ 1балл. Дополнитель- ный балл за автора.

·        Петушок . \ «Сказка о золотом петушке». А. Пушкин.

·        Ласточка. \  «Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.

·        Лебедь. \ «Дикие лебеди».

·        Утенок. \ «Гадкий утенок».

Конкурс 6. «Угадай загадку»

- Крылатый, горластый, красные ласты. \ гусь

- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. \дятел

- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. \сорока

- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. \грач

 

Распустила хвост жар-птица,            Мы построили вдвоем

Он горит и золотится.                         Для гостей весенний дом,

Из заморских к нам долин                     А верней сказать – дворец,

Этот хвост принес…\павлин.             Прилетай скорей…\скворец         

Конкурс 7. «Летает – не летает»

         Иногда говорят: «животные и птицы». Птица – это тоже животные. Но от всех животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, они умеют летать. Перо легкое и крепкое – это «одежда» птиц.

         А сейчас упражнение на внимание. Если животное, которое я называю, летает, вы поднимает руки вверх, если нет – хлопаете в ладоши: синица, утка, пингвин, горилла, выхухоль, оляпка, сойка, мышь, воробей, снегирь, кошка, альбатрос, лошадь.

 

 

Конкурс 8. «Узнай птицу»

         А сможете ли вы узнать птицу по характерному признаку? Соедините стрелками признаки названия птиц. Каждой команде дается карточка со словами:

Птица – плотник                                             Баклан

Птица – строитель                                        Кукушка

Пернатый солист                                          Сова

Ночной хищник                                             Дятел

Легкомысленная мамаша                          Ласточка

Птица рыболов                                              Соловей

( По ходу конкурса учитель делает небольшие сообщения о птицах и показывает слайды с этими птицами.)

         Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину на 5 м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда идет на нерест.

         Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

         Птица – строитель (ласточка). Самыми искусными  считают иволгу  ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

         Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птицы говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.

         Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

         Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.

Правила общения с птицами.

         Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.

- Чем полезны птицы человеку? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла).

- А наносит ли вред птицам человек, какой?

-Какие  же правила надо соблюдать каждому из нас?

После ответов учащихся, на экране слайд с правилами. Чтение «цепочкой» детьми этих правил.

* не разорять гнезда.

* не ловить и не убивать.

* не трогать яйца и птенцов.

* подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

* делать кормушки.

*охранять от кошек, собак.

* летом и осенью запасать корм для зимующих птиц ( семена растений, ягоды рябины, шиповника).

Итог

(Члены жюри объявляют результаты и награждают участников).

         Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял участие в нем. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте  сохраним».

10уч. Нам жить в одной семье,             11уч. Коль суждено дышать

 Нам петь в одном кругу,                                    Нам воздухом одним,

Идти в одном строю,                                           Давайте-ка мы все

Лететь в одном полете.                                     Навек объединимся.

 

12уч. Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

     П. Старшинов.