Саитова Наталья Михайловна
МБОУ «НОШ г. Макарова» Сахалинской области
КВН «Птичьи разговоры»
Цели: закрепить знание названий пернатых друзей; уметь
различать их по внешнему виду, знать повадки птиц
и приспособленность их к среде обитания; прививать
любовь и бережное отношение к природе, расширять
кругозор учащихся, развивать наблюдательность и
внимание к окружающему миру.
Оборудование: запись голосов птиц, видео материал о птицах,
пословицы, рисунки и аппликация о птицах,
выставка книг, буквы в конвертах, названия
команд, картинки с изображением птиц героев
сказок, экран, компьютер, проектор.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ….(птица).
(Показываю на 2-5 слайдах птиц Сахалинской области: клест, выпь, поползень, жаворонок). Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о жизни и повадках птиц.
Начиная с 1923года школьники нашей страны ежегодно в марте - апре-ле проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Стремление научи-ться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдение за их жизнью сыгра ли большую роль в развитии естественных наук.
Сегодня день птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц.( Слайды 6-9).
Но прежде давайте выясним, кто, же такие птицы.
1 уч. Птицы - это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. (Запись голоса соловья, слайд 10 с соловьем).
2 уч. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.(Слайд 11 с ястребом).
3 уч. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.(Слайд 12 с попугаями и мандаринкой).
4 уч. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.(Слайд 13 с грачом).
5 уч. Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!(Слайд 14: грач, яст- реб, мандаринка).
Учитель:
Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы.
Всего на земле шаре насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке непо-далеку от вашего дома, надо знать. О них нужно заботиться, а порой и охра-нять от любителей охоты за птицами.(Слайды 15-16 : дети кормят голубей).
6уч. Покормите птиц зимой! 7уч. Сколько гибнет их – несчесть!
Пусть со всех концов Видеть тяжело.
К вам слетятся, как домой, А ведь в нашем сердце есть
Стайки на крыльцо. И для птиц тепло.
8уч. Приучайте птиц в мороз 9уч. Хочу, чтоб в мире
К своему окну. Было много света,
Чтоб без песен не пришлось Хочу, чтоб в мире
Нам встречать весну. Было больше лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Учитель.
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на выставку книг. Все они о живой природе, о братьях наших меньших, а имен-но о птицах, о которых мы сегодня и поговорим. Вы можете взять их в нашей библиотеке. О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов КВНа.
Конкурсная программа
Представление жюри
В нашей игре принимают участие две команды. Они собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умение. Сейчас мы узнаем названия команд. В конверте находятся буквы, из которых надо составить слово. Затем каждая команда дружно произносит его хором. («Снегири», «Синички»).
Конкурс 1. «Бей ответом прямо в цель».
Сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель!». За правильный ответ 1балл.(Показываю слайды с птицами).
· Какая птица выше всех летает? \орел \
· Какая птица самая большая в мире? \страус \
· Птица – кашевар из детского стишка. \ сорока \
· Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? \одинаковая \
· Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки?
· Какую птицу называют крылатым почтальоном?
· Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? \кукушка гнезда не вьет \
· Что птицам страшнее- голод или холод? \голод \
Давайте с вами представим, что мы пришли в лес. Рассвет, с реки незаметно ползет голубой туман. Но вот туман розовеет, восходит солнце! С первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами наполняется наш лес. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера пернатые. Разговаривают друг с другом. Давайте послушаем их разговоры. (Слайд леса,). \ звучат голоса птиц : глухарь №11, синица №26, рябчик №33, на экране показ этих птиц \. Эти птицы обитают в наших лесах.
Конкурс 2. «Смотри не ошибись» \о птичьих голосах \
- Стрекочет кто? \сорока \
- Кудахчет кто? \курица \
- Утка что делает? \крякает \
- Ворона что делает? \каркает \
Конкурс 3. «Птичьи трели»
Вы послушали пение птиц, угадали, кто как говорит. А теперь сами попробуйте поговорить птичьими голосами.
Карточки с заданием – изобразить:
- пение кукушки (для одной команды)
- пение воробья (для другой команды). \ задание выполняет один игрок \
Конкурс 4. «Собери пословицу о птицах»
Каждой команде дается конверт со словами. Участники должны соста- вить из слов пословицы, прочитать их. Кто первый составит правильно, полу- чает 3 балла. Дополнительный балл, если объяснят смысл пословицы.
· Лес без птиц и птицы без леса не живут.
· Всякая птица своим клювом сыта.
· Увидел грача – весну встречай.
Грач вестник весны на материке. А в нашей местности кто является вестни-ком весны? \показ трясогузки \
Ученик читает стихотворение о ней.
Трясогузка, трясогузка –
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моем саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо своё весной.
Сообщение о трясогузке ученицей.
Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озёрах ещё лежит лёд. В народе её называют «ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков, трясёт хвостиком – « лёд ломает». Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды легче раздобыть корм. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки – любимая еда трясогузок.
Друзья, вы не устали сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят».( звучит музыка, все танцуют)
Все мы – и взрослые, и дети – любим сказки. Следующий конкурс называется «Кто лучше знает сказки?» Конкурс 5.
Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок. За ответ 1балл. Дополнитель- ный балл за автора.
· Петушок . \ «Сказка о золотом петушке». А. Пушкин.
· Ласточка. \ «Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.
· Лебедь. \ «Дикие лебеди».
· Утенок. \ «Гадкий утенок».
Конкурс 6. «Угадай загадку»
- Крылатый, горластый, красные ласты. \ гусь
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. \дятел
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. \сорока
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. \грач
Распустила хвост жар-птица, Мы построили вдвоем
Он горит и золотится. Для гостей весенний дом,
Из заморских к нам долин А верней сказать – дворец,
Этот хвост принес…\павлин. Прилетай скорей…\скворец
Конкурс 7. «Летает – не летает»
Иногда говорят: «животные и птицы». Птица – это тоже животные. Но от всех животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, они умеют летать. Перо легкое и крепкое – это «одежда» птиц.
А сейчас упражнение на внимание. Если животное, которое я называю, летает, вы поднимает руки вверх, если нет – хлопаете в ладоши: синица, утка, пингвин, горилла, выхухоль, оляпка, сойка, мышь, воробей, снегирь, кошка, альбатрос, лошадь.
Конкурс 8. «Узнай птицу»
А сможете ли вы узнать птицу по характерному признаку? Соедините стрелками признаки названия птиц. Каждой команде дается карточка со словами:
Птица – плотник Баклан
Птица – строитель Кукушка
Пернатый солист Сова
Ночной хищник Дятел
Легкомысленная мамаша Ласточка
Птица рыболов Соловей
( По ходу конкурса учитель делает небольшие сообщения о птицах и показывает слайды с этими птицами.)
Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину на 5 м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда идет на нерест.
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Птица – строитель (ласточка). Самыми искусными считают иволгу ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птицы говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.
Правила общения с птицами.
Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
- Чем полезны птицы человеку? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла).
- А наносит ли вред птицам человек, какой?
-Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
После ответов учащихся, на экране слайд с правилами. Чтение «цепочкой» детьми этих правил.
* не разорять гнезда.
* не ловить и не убивать.
* не трогать яйца и птенцов.
* подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.
* делать кормушки.
*охранять от кошек, собак.
* летом и осенью запасать корм для зимующих птиц ( семена растений, ягоды рябины, шиповника).
Итог
(Члены жюри объявляют результаты и награждают участников).
Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял участие в нем. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».
10уч. Нам жить в одной семье, 11уч. Коль суждено дышать
Нам петь в одном кругу, Нам воздухом одним,
Идти в одном строю, Давайте-ка мы все
Лететь в одном полете. Навек объединимся.
12уч. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
П. Старшинов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.