Лабораторная работа по теме "Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую". Цель работы: изучить и повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. С подробным теоретическим материалом для учащихся 9 классов.Лабораторная работа Системы счисления
Тема: «Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления.
Лабораторная работа.
Перевод из одной системы счисления в другую»
Цель работы: изучить / повторить правила перевода чисел из одной системы
счисления в другую.
Задачи работы:
повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
получить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Программноаппаратное обеспечение: калькулятор, приложение для работы с
электронными таблицами MS Excel, персональный компьютер
Теоретические сведения. Под системой счисления понимается способ записи чисел с
помощью символов (цифр, букв и т.д.). Системы счисления бывают позиционные и
непозиционные.
Непозиционной является, например, римская система счисления. В
позиционных системах счисления любое число записывается в виде последовательности
символов, количественное значение(«вес») которых зависит от местоположения в числе,
т.е. позиции в записи числа. Основанием позиционной системы счисления называется целое
число, определяющее количество символов, используемых в ней (обозначим его через p). В
позиционной системе счисления с основанием p (p ичной системе счисления) любое число
R может быть представлено в виде:
где коэффициенты aiсимволы в изображении числа R , которые принимаютзначения от 0
до p 1. Обычно число pR представляется записью коэффициентов ai:.
Например:
Величина p показывает, во сколько раз численное значение единицы данного разряда
больше численного значения единицы предыдущего разряда. В вычислительной технике
широко используются позиционные системы счисления (двоичная,
восьмеричная,
на уровне аппаратной
десятичная,
реализации, информация представляется в двоичной системе счисления.
Двоичная система счисления. В двоичной системе счисления используются две –
цифры 0 и 1. Основание двоичной системы счисления записывается в виде
Обычно в памяти ПЭВМ,
шестнадцатеричный).
Арифметические операции в двоичной системе счисления выполняются с помощью Таблиц
1, 2 по тем же правилам, что и в десятичной системе счисления.
1Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в двоичной системе
счисления.
Восьмеричная система счисления. В восьмеричной системе счисления используются
цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Основание записывается в виде
Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в восьмеричной системе
счисления.
Шестнадцатеричная система счисления. В шестнадцатеричной системе счисления
используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и буквы A, B, C,D, E, F. Основание
шестнадцатеричной системы записывается в виде
Таблица 1.5. Шестнадцатеричная таблица сложения.
2Таблица1.6. Шестнадцатеричная таблица умножения.
Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в шестнадцатеричной
системе счисления.
Таблица 1.7. Запись чисел в различных системах счисления.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Правило 1. Перевод смешанного числа (числа с дробной частью) из p ичной системы
счисления в q ичную систему счисления, когда имеет место соотношение p qk (k целое
положительное число), осуществляется поразрядно. Каждая p ичная цифра заменяется
равным ей k разрядным числом, записанным в q ичной системе счисления.
Для упрощения перевода по описанному выше правилу удобно использовать Таблицу 1.7.
3Обратный перевод из q ичной системы счисления в p ичную систему счисления
осуществляют, разбивая q ичную запись числа на группы по k цифр, двигаясь от запятой
вправо и влево и заменяя каждую группу цифр ее p ичным изображением. При этом если
крайние группы окажутся не полными, то их дополняют до k цифр незначащими нулями.
Перевод смешанного числа производится отдельно для целой и дробной частей числа.
Правило 2.1. Перевод целой части. Целую часть числа, записанную в p ичной системе
счисления, делят на основание q ичной системы счисления, записанное в p ичной
системе счисления (все операции производятся по правилам p ичной системы счисления).
Полученное в остатке число является младшей (последней) цифрой в q ичной записи
числа.
Полученное частное снова делят на основание q; остаток – предпоследняя цифра в
искомой записи числа; и т.д. Операцию деления проводят до тех пор, пока в частном не
получат число, меньшее q; частное – старшая (первая) цифра в q ичной записи числа.
Правило 2.2. Перевод дробной части. Дробную часть числа, записанную в p ичной
системе счисления, умножают на основание q ичной системы.
счисления, записанное в p ичной системе счисления. Целая часть произведения будет
старшей цифрой изображения дроби (первой после запятой) в q ичной записи числа.
Дробную часть произведения снова умножают на основание q; целая часть – следующая
цифра после запятой в q ичной записи дроби. Процесс продолжают до тех пор, пока
дробная часть не станет нулем или будет получено требуемое количество знаков после
запятой в дробной записи числа. Целые части записывают в q ичной системе счисления.
4При переводе смешанного числа результаты для целой и дробной частей, полученные по
правилам 2.1, 2.2, записывают, отделяя друг от друга дробной запятой.
Правило 3. Перевод чисел в 10 ичную систему счисления рекомендуется выполнять
суммированием с учетом «веса» цифры в числе по формуле (1.1):
1. Представить следующие числа в развернутом виде (1.1):
Варианты заданий.
2. Выполнить указанные арифметические операции над числами в соответствующих
системам счисления:
1) в двоичной системе счисления:
.
2) в восьмеричной системе счисления:
3) в шестнадцатеричной системе счисления:
.
.
53. Перевести следующие числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления:
4. Перевести следующие числа из двоичной системы счисления в десятичную (в дробной
части получить четыре знака после запятой):
5. Перевести следующие числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную (в
дробной части получить четыре знака после запятой):
6. Перевести следующие числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
7. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную (в
дробной части получить четыре знака после запятой):
6