«Лего – помощник в математике»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Самый лучший способ успешного развития ребенка —это игра! В дошкольном возрасте именно в игре развивается м ы ш л е н и е , в о о б р а ж е н и е ,ф а н т а з и я , т в о р ч е с к и е способности, стимулируется интерес к познанию. Сегодня среди огромного разнообразия игр можно выделить такие, которые пользуются особой популярностью и у детей, и у взрослых — это наборы Лего. Но, помимо развития конструкторских способностей, с помощью Лего можно познакомить ребенка с элементарными математическими представлениями.
В лего-конструировании присутствуют два образовательных начала –познавательное и игровое.
Структурные компоненты лего-конструирования:
1) конструкторская задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат, заключение игры.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Лего –игры математического характера позволяют расширять и закреплять знания об усвоении множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Применение лего способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор» ,«Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку. В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов, первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов).
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Игра должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету.
Широко используется лего -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа из единиц.
Например, играя с набором «Математический поезд» дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5) и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон».
Конструктор помогает детям научиться ориентироваться в пространстве. С помощью лего конструктора можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Пластины лего можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Так дети учатся, и конструировать, и ориентироваться на платформе.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу что, большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет лего-конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
Лего – детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр. Лего -конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления. Работа с образовательными конструкторами лего позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей
Литература.
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К.
Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,
2015. – 209с.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - под ред.
А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 2013. – 245 с.
3. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Данилова, Т.Д.
Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: «Академия», 2014 г. – 180с.
4. ЛЕГО-конструирование и упражнения но сенсорному воспитанию
дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада/. - под ред. Л. А.
Венгера. – М.: Просвещение, 2014. – 350 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.