Цели обучения чтению
С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительное или чтение с общим охватом содержания, когда понимание достигается на 70-100%
и изучающее – оно предполагает полное осмысление и интерпретацию информации.
Классификация видов чтения
Парамет- | Вид чтения | ||||
По форме | Чтение про себя | Чтение вслух | |||
По логике | Аналитическое чтение | Синтетическое чтение | |||
По глубине | Интенсивное чтение | Экстенсивное чтение | |||
По целям | Изучающее чтение | Просмотровое чтение | Поисковое чтение | ||
По уровням понимания | Полное/детальное понимание | Общее/глобальное понимание |
Чтение как цель и средство обучения
Как средство обучения чтение используется для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, а также развития умения в говорении, аудировании, письме, и тогда текст выполняет роль опоры.
Когда говорят о чтении как цели обучения, то имеют ввиду чтение как самостоятельный вид деятельности и обучении конкретному виду чтения.
Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения
выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ:
овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.
Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения
чтения выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, формировать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
Образовательные стандарты: действующий стандарт
На профильном уровне предусматривается совершенствование всех видов чтения с учетом выбранного профиля, в том числе научно-популярных текстов.
Выпускники профильной школы ДОЛЖНЫ:
Читать аутентичные тексты различных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.
Европейский стандарт
На самом низком уровне – уровне выживания А1 – это«умение понимать знакомые названия, очень простые слова, а также фразы, например, в заголовках, на плакатах или в каталогах»,
на самом высоком уровне С2 - умение «без усилий читать тексты любого типа, даже абстрактные и сложные с точки зрения фоновых знаний и формы, например, учебник, специальную статью или литературное произведение».
Чтение как вид речевой деятельности
Э.П. Шубин так объясняет сравнительную легкость чтения:
зрительное восприятие легче слухового
при чтении можно вернуться к непонятному;
для узнавания не обязательно соблюдение этапов обучения чтению, что, например, важно при обучении говорению;
при обучении говорению и письму важна маркировка ситуацией, а при обучению чтению это не обязательно.
Чтение как вид речевой деятельности
Трудности при обучении чтению определяются: широтой охвата материала, незнанием описываемых объектов, большей, чем в устной сложностью изложения, сложностью грамматики и лексики, отсутствием опор в виде паузации, интонации, тембра голоса, которые способствуют пониманию в устном общении.
Чтение как умение
На операционном уровне действуют 3 группы навыков:
Навыки распознавания и непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения).
Навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур (грамматические навыки чтения).
Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи (графические навыки чтения).
Чтение как умение
На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения:
умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали;
умение обобщать отдельные факты;
умение выстраивать факты в нужной последовательности;
умение понимать текст на уровне значений и на уровне смысла;
умение оценивать изложенные факты и понимать подтекст.
Чтение как процесс
2 уровня - чувственный и логический:
На чувственном уровне это процессы восприятия (через зрительный анализатор), сличения (с имеющимся в определенном участке коры головного мозга образцом) и узнавание (построение ассоциации). Это – взаимодействие зрения, слуха и речевой моторики.
На логическом уровне происходит понимание, которое осуществляется через механизмы антиципации (смысловой и структурной), догадки и логического понимания.
Чтение как продукт
З.И. Клычникова - 7 уровней понимания текста:
Первый и второй уровни -уровни слов и словосочетаний;
Третий уровень - понимание предложений;
Четвертый и пятый уровни - понимание текста, связан с видами чтения (с общим, выборочным или полным понимание);
Шестой уровень – понимание содержательной и эмоционально-волевой информации.
Седьмой уровень– понимание всех трех предыдущих типов информации плюс побудительно-волевой. Такое понимание становится руководством к действию. Это - высший, самый совершенный уровень понимания.
Чтение как продукт
Западные концепции понимания текста:
А.С. Штерн – концепция «набора ключевых слов».
Ментальная модель Джонсон-Лэрда (Johnson-Laird). Чтобы понять, надо вообразить – внешность человека, событие, вид описываемого объекта.
Пропозиционно-сетевая модель Андерсона, Бауэра и Шэнка (J.A. Anderson, G.B. Bower, R.C. Shank). Согласно этой модели, содержание текста рассматривается на уровне пропозиций (суждений). Теория пропозиций была дополнена исследованиями В. Кинча и Т.А. Ван-Дейка.
Обучение технике чтения или чтению вслух
Задачами урока могут быть:
скорее миновать стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическими образами речевых единиц и их значениями;
последовательно увеличивать единицу восприятия, довести его как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения (упражнение «расширяющаяся синтагма»);
сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа речи, норм ударения, паузации, интонирования;
Обучение технике чтения или чтению вслух
Этапы работы: дотекстовый и текстовый.
На дотекстовом этапе задачей является установление и упрочение графемно-фонемных связей, освоение правил чтения по типам слогов, по буквосочетаниям, по правилам чтения отдельных букв.
На текстовом этапе осуществляется одновременное восприятие и понимание текста в четырех режимах:
вслух на основе эталона;
вслух без эталона, но с подготовкой во времени;
вслух до эталона с последующей проверкой;
без эталона и предварительной подготовки.
Обучение технике чтения или чтению вслух
Стратегии в разных УМК : 1) «от буквы к звуку» и от графической формы слова к его звуковой форме. Учащиеся знакомятся с буквами и читают отдельные столбики слов, организованные по правилам чтения;
2) «от звука к букве», от звуковой формы к графической (З.Н. Никитенко). Подход «от звука к букве» работает при обучении чтению детей, уже овладевших элементарными умениями устной речи. Такие учащиеся легче усваивают и транскрипционные знаки;
3) «фраза-слово-звук» и звук-слово-фраза» (Е.И. Пассов) - в рамках коммуникативного социокультурного подхода к обучению ИЯ.
Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции (тема «Еда»)
Семантизация слов осуществляется с опорой на транскрипцию в коммуникативной ситуации в живом общении учителя и учащихся.
После первичного освоения звуков и чтения по транскрипции следует задание: «А теперь мы вошли в кафе и заказываем себе еду. Произношение русских фраз с английским акцентом, работа со страноведческим словарем, чтение фраз по цепочке, чтение расширяющихся синтагм, чтение по образцу с повторением вслух и зрительной опорой, опережающее чтение с проверкой по диктору.
На завершающем этапе урока ученики докладывают, что они любят есть на завтрак, обед, ужин, какие продукты есть в России и Великобритании, какие блюда любят.
Обучение чтению вслух по правилам
Учащиеся воспринимают зрительный образ объекта и слышат слово, обозначающее этот объект, соединяют графический образ слова со звуковым, соединяют значение со смыслом и записывают это слово. В восприятии слова участвуют все анализаторы.
Освоение слова предусматривает работу с лингвострановедческим словарем, который дается в конце учебника, что позволяет реализовать социокультурный подход к обучению.
Учащихся побуждают к речемыслительной деятельности: проверь себя по памятке, посмотри по словарю, объясни.
Обучение осуществляется от простого к сложному по принципу наращивания трудностей, что достигается, в том числе, с помощью расширяющейся синтагмы.
Обучение чтению про себя
Задачи урока обучения чтению про себя зависят от вида чтения (с общим охватом, с выборочным пониманием и с полным пониманием). Причем, при обучении разным стратегиям чтения соблюдаются три этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
Обучение чтению про себя
На дотекстовом этапе формулируется речевая задача для первого прочтения, создается необходимый уровень мотивации учащихся, сокращается уровень языковых и лексических трудностей.
На текстовом этапе контролируется степень сформированности различных языковых навыков и умений: 1) найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить, дополнить, согласиться/опровергнуть, подходящий заголовок к каждому абзацу, подходящее предложение, описание внешности, описание события, факт, дату, картинку и т.п.; 2) догадаться о значении слов по контексту, как будут развиваться события дальше.
На послетекстовом этапе ситуации текста используются в качестве языковой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Обучение чтению на профильном уровне
ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературе, а также на материалах, имеющих профессионально-ориентированную направленность;
изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного жанра (полемические статьи, хроники, рефераты), а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся;
для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, журнальные публикации и профессионально-ориентированные материалы.
Контроль умения читать
Нужно проверять тот вид чтения, который дан установкой на чтение, а не все виды чтения одновременно.
В международных экзаменах и на ЕГЭ предлагаются 3 типа заданий : 1) общее понимание; 2) запрашиваемую информацию и 3) полное понимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.