Лекции по методике обучения иностранному языку
Оценка 4.7

Лекции по методике обучения иностранному языку

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
ppt
английский язык +1
Взрослым
11.02.2017
Лекции по методике обучения иностранному языку
Презентация PowerPoint. Формирование социально-личностных компетентностей на ИЯ
Публикация является частью публикации:
Обучение чтению.ppt

Обучение чтению на ИЯ Цели обучения чтению

Обучение чтению на ИЯ Цели обучения чтению

Обучение чтению на ИЯ

Цели обучения чтению
Чтение как вид РД, как процесс, как продукт
Обучению чтению вслух
Обучение чтению про себя
Контроль умения читать

Понятие чтения Чтение – объективно существующий, рецептивный вид

Понятие чтения Чтение – объективно существующий, рецептивный вид

Понятие чтения

Чтение – объективно существующий, рецептивный вид РД, который заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста как продукта творческой деятельности некоего автора.

Цели обучения чтению С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительно е или чтение с общим…

Цели обучения чтению С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительно е или чтение с общим…

Цели обучения чтению

С.К. Фоломкина различает просмотровое чтение, когда читающим дается общая оценка текста и понимание достигается на 40-50%, ознакомительное или чтение с общим охватом содержания, когда понимание достигается на 70-100%
и изучающее – оно предполагает полное осмысление и интерпретацию информации.

Классификация видов чтения Парамет- ры

Классификация видов чтения Парамет- ры

Классификация видов чтения

Парамет-
ры

Вид чтения

По форме

Чтение про себя

Чтение вслух

По логике

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целям

Изучающее чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание

Чтение как цель и средство обучения

Чтение как цель и средство обучения

Чтение как цель и средство обучения

Как средство обучения чтение используется для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, а также развития умения в говорении, аудировании, письме, и тогда текст выполняет роль опоры.
Когда говорят о чтении как цели обучения, то имеют ввиду чтение как самостоятельный вид деятельности и обучении конкретному виду чтения.

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения выпускники начальной школы

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения выпускники начальной школы

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения

выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ:
овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения чтения выпускники основной школы

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения чтения выпускники основной школы

Образовательные стандарты: ФГОС второго поколения

чтения выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, формировать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

Образовательные стандарты: действующий стандарт

Образовательные стандарты: действующий стандарт

Образовательные стандарты: действующий стандарт

На профильном уровне предусматривается совершенствование всех видов чтения с учетом выбранного профиля, в том числе научно-популярных текстов.
Выпускники профильной школы ДОЛЖНЫ:
Читать аутентичные тексты различных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.

Европейский стандарт На самом низком уровне – уровне выживания

Европейский стандарт На самом низком уровне – уровне выживания

Европейский стандарт

На самом низком уровне – уровне выживания А1 – это«умение понимать знакомые названия, очень простые слова, а также фразы, например, в заголовках, на плакатах или в каталогах»,
на самом высоком уровне С2 - умение «без усилий читать тексты любого типа, даже абстрактные и сложные с точки зрения фоновых знаний и формы, например, учебник, специальную статью или литературное произведение».

Чтение как деятельность 1. Мотивированность ; 2

Чтение как деятельность 1. Мотивированность ; 2

Чтение как деятельность

1. Мотивированность;
2. Активность;
3. Целенаправленность;
4. Связь с мышлением;
5. Связь с другими видами человеческой деятельности.

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как вид речевой деятельности

Э.П. Шубин так объясняет сравнительную легкость чтения:
зрительное восприятие легче слухового
при чтении можно вернуться к непонятному;
для узнавания не обязательно соблюдение этапов обучения чтению, что, например, важно при обучении говорению;
при обучении говорению и письму важна маркировка ситуацией, а при обучению чтению это не обязательно.

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как вид речевой деятельности

Трудности при обучении чтению определяются: широтой охвата материала, незнанием описываемых объектов, большей, чем в устной сложностью изложения, сложностью грамматики и лексики, отсутствием опор в виде паузации, интонации, тембра голоса, которые способствуют пониманию в устном общении.

Чтение как умение 2 уровня чтения: 1) операционный; 2) мотивационно-мыслительный

Чтение как умение 2 уровня чтения: 1) операционный; 2) мотивационно-мыслительный

Чтение как умение

2 уровня чтения:
1) операционный;
2) мотивационно-мыслительный.

Чтение как умение На операционном уровне действуют 3 группы навыков:

Чтение как умение На операционном уровне действуют 3 группы навыков:

Чтение как умение

На операционном уровне действуют 3 группы навыков:
Навыки распознавания и непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения).
Навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур (грамматические навыки чтения).
Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи (графические навыки чтения).

Чтение как умение На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения: умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали; умение обобщать…

Чтение как умение На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения: умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали; умение обобщать…

Чтение как умение

На мотивационно-мыслительном уровне различают основные и дополнительные умения:
умение выделять в тексте отдельные элементы: основную мысль, ключевые слова, факты, детали;
умение обобщать отдельные факты;
умение выстраивать факты в нужной последовательности;
умение понимать текст на уровне значений и на уровне смысла;
умение оценивать изложенные факты и понимать подтекст.

Чтение как процесс 2 уровня - чувственный и логический:

Чтение как процесс 2 уровня - чувственный и логический:

Чтение как процесс

2 уровня - чувственный и логический:
На чувственном уровне это процессы восприятия (через зрительный анализатор), сличения (с имеющимся в определенном участке коры головного мозга образцом) и узнавание (построение ассоциации). Это – взаимодействие зрения, слуха и речевой моторики.
На логическом уровне происходит понимание, которое осуществляется через механизмы антиципации (смысловой и структурной), догадки и логического понимания.

Чувственный уровень

Чувственный уровень

Чувственный уровень

Логический уровень

Логический уровень

Логический уровень

Чтение как продукт 2 основных уровня понимания текста: 1) уровень значений (Что?

Чтение как продукт 2 основных уровня понимания текста: 1) уровень значений (Что?

Чтение как продукт

2 основных уровня понимания текста:
1) уровень значений (Что? Где? Когда? С кем? Сколько? И т.д.);
2) уровень смысла (Отчего? Почему? Для чего?).

Чтение как продукт З.И. Клычникова - 7 уровней понимания текста:

Чтение как продукт З.И. Клычникова - 7 уровней понимания текста:

Чтение как продукт

З.И. Клычникова - 7 уровней понимания текста:
Первый и второй уровни -уровни слов и словосочетаний;
Третий уровень - понимание предложений;
Четвертый и пятый уровни - понимание текста, связан с видами чтения (с общим, выборочным или полным понимание);
Шестой уровень – понимание содержательной и эмоционально-волевой информации.
Седьмой уровень– понимание всех трех предыдущих типов информации плюс побудительно-волевой. Такое понимание становится руководством к действию. Это - высший, самый совершенный уровень понимания.

Чтение как продукт Западные концепции понимания текста:

Чтение как продукт Западные концепции понимания текста:

Чтение как продукт

Западные концепции понимания текста:
А.С. Штерн – концепция «набора ключевых слов».
Ментальная модель Джонсон-Лэрда (Johnson-Laird). Чтобы понять, надо вообразить – внешность человека, событие, вид описываемого объекта.
Пропозиционно-сетевая модель Андерсона, Бауэра и Шэнка (J.A. Anderson, G.B. Bower, R.C. Shank). Согласно этой модели, содержание текста рассматривается на уровне пропозиций (суждений). Теория пропозиций была дополнена исследованиями В. Кинча и Т.А. Ван-Дейка.

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Задачами урока могут быть:
скорее миновать стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическими образами речевых единиц и их значениями;
последовательно увеличивать единицу восприятия, довести его как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения (упражнение «расширяющаяся синтагма»);
сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа речи, норм ударения, паузации, интонирования;

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Этапы работы: дотекстовый и текстовый.
На дотекстовом этапе задачей является установление и упрочение графемно-фонемных связей, освоение правил чтения по типам слогов, по буквосочетаниям, по правилам чтения отдельных букв.
На текстовом этапе осуществляется одновременное восприятие и понимание текста в четырех режимах:
вслух на основе эталона;
вслух без эталона, но с подготовкой во времени;
вслух до эталона с последующей проверкой;
без эталона и предварительной подготовки.

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Обучение технике чтения или чтению вслух

Стратегии в разных УМК : 1) «от буквы к звуку» и от графической формы слова к его звуковой форме. Учащиеся знакомятся с буквами и читают отдельные столбики слов, организованные по правилам чтения;
2) «от звука к букве», от звуковой формы к графической (З.Н. Никитенко). Подход «от звука к букве» работает при обучении чтению детей, уже овладевших элементарными умениями устной речи. Такие учащиеся легче усваивают и транскрипционные знаки;
3) «фраза-слово-звук» и звук-слово-фраза» (Е.И. Пассов) - в рамках коммуникативного социокультурного подхода к обучению ИЯ.

Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции (тема «Еда»)

Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции (тема «Еда»)

Взаимосвязанное обучение произношению и чтению по транскрипции (тема «Еда»)

Семантизация слов осуществляется с опорой на транскрипцию в коммуникативной ситуации в живом общении учителя и учащихся.
После первичного освоения звуков и чтения по транскрипции следует задание: «А теперь мы вошли в кафе и заказываем себе еду. Произношение русских фраз с английским акцентом, работа со страноведческим словарем, чтение фраз по цепочке, чтение расширяющихся синтагм, чтение по образцу с повторением вслух и зрительной опорой, опережающее чтение с проверкой по диктору.
На завершающем этапе урока ученики докладывают, что они любят есть на завтрак, обед, ужин, какие продукты есть в России и Великобритании, какие блюда любят.

Обучение чтению вслух по правилам

Обучение чтению вслух по правилам

Обучение чтению вслух по правилам

Учащиеся воспринимают зрительный образ объекта и слышат слово, обозначающее этот объект, соединяют графический образ слова со звуковым, соединяют значение со смыслом и записывают это слово. В восприятии слова участвуют все анализаторы.
Освоение слова предусматривает работу с лингвострановедческим словарем, который дается в конце учебника, что позволяет реализовать социокультурный подход к обучению.
Учащихся побуждают к речемыслительной деятельности: проверь себя по памятке, посмотри по словарю, объясни.
Обучение осуществляется от простого к сложному по принципу наращивания трудностей, что достигается, в том числе, с помощью расширяющейся синтагмы.

Обучение чтению про себя Задачи урока обучения чтению про себя зависят от вида чтения (с общим охватом, с выборочным пониманием и с полным пониманием)

Обучение чтению про себя Задачи урока обучения чтению про себя зависят от вида чтения (с общим охватом, с выборочным пониманием и с полным пониманием)

Обучение чтению про себя

Задачи урока обучения чтению про себя зависят от вида чтения (с общим охватом, с выборочным пониманием и с полным пониманием). Причем, при обучении разным стратегиям чтения соблюдаются три этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Обучение чтению про себя На дотекстовом этапе формулируется речевая задача для первого прочтения, создается необходимый уровень мотивации учащихся, сокращается уровень языковых и лексических трудностей

Обучение чтению про себя На дотекстовом этапе формулируется речевая задача для первого прочтения, создается необходимый уровень мотивации учащихся, сокращается уровень языковых и лексических трудностей

Обучение чтению про себя

На дотекстовом этапе формулируется речевая задача для первого прочтения, создается необходимый уровень мотивации учащихся, сокращается уровень языковых и лексических трудностей.
На текстовом этапе контролируется степень сформированности различных языковых навыков и умений: 1) найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить, дополнить, согласиться/опровергнуть, подходящий заголовок к каждому абзацу, подходящее предложение, описание внешности, описание события, факт, дату, картинку и т.п.; 2) догадаться о значении слов по контексту, как будут развиваться события дальше.
На послетекстовом этапе ситуации текста используются в качестве языковой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Обучение чтению на профильном уровне ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературе, а также на материалах, имеющих…

Обучение чтению на профильном уровне ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературе, а также на материалах, имеющих…

Обучение чтению на профильном уровне

ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературе, а также на материалах, имеющих профессионально-ориентированную направленность;
изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного жанра (полемические статьи, хроники, рефераты), а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся;
для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, журнальные публикации и профессионально-ориентированные материалы.

Контроль умения читать Нужно проверять тот вид чтения, который дан установкой на чтение, а не все виды чтения одновременно

Контроль умения читать Нужно проверять тот вид чтения, который дан установкой на чтение, а не все виды чтения одновременно

Контроль умения читать

Нужно проверять тот вид чтения, который дан установкой на чтение, а не все виды чтения одновременно.
В международных экзаменах и на ЕГЭ предлагаются 3 типа заданий : 1) общее понимание; 2) запрашиваемую информацию и 3) полное понимание.

Контакты Гринченко Наталья Александровна

Контакты Гринченко Наталья Александровна

Контакты

Гринченко Наталья Александровна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Кафедра-романо-германских языков и перевода
inelsu@mail.ru

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017