Формирование социально-личностной компетентности.ppt
Лекции по методике обучения иностранному языку
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
СЛК: проблема, история вопроса,
проблема, история вопроса,
СЛК:
понятие, технологии
понятие, технологии
формирования
формирования
Лекции по методике обучения иностранному языку
Из истории вопроса
• Предтечами теории социально-
личностных компетентностей
являются исследования социального
и эмоционального интеллекта.
• Торндайк (1920)
• (Mayer, Salovery, Caruso, 2002;
Bracker, Salovey, Caruso, Sitarenious,
2003)
Лекции по методике обучения иностранному языку
Понятие социально-
личностной
компетентности
• Эмоциональный интеллект это - «способность
воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать
эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции,
регулировать свои эмоции и эмоции других людей».
• «Социально-личностная компетентность –
это круг социально-поведенческих,
эмоциональных и когнитивных навыков и
знаний, позволяющих эффективно решать
задачи, связанные с взаимодействием с
людьми»(Д.В. Ушаков)
Лекции по методике обучения иностранному языку
Компетенция,
компетентность
•Компетенция – навыки,
позволяющие эффективно
решать те или иные задачи;
•Компетентность – уровень
образованности, свойство
личности.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Проблема
• Что формировать? В рамках каких
учебных дисциплин? Как обучать?
Какими компетентностями
должен обладать преподаватель?
Как измерять сформированность
социально-личностных
компетентностей?
Лекции по методике обучения иностранному языку
Что формируется?
• В соответствии с ситуационным подходом необходимо
определить совокупность ситуаций, в рамках которых у
учащихся формируется адекватная ориентация:
приватных и деловых, равнопартнерских и иерархических,
дружеских и конфликтных.
• Анализ ситуаций вскрывает стоящие за ними чувства и
мотивы, способность оценки и прогнозирования, это -
важнейший компонент социально-личностных
компетентностей (СЛК).
• Этот список компетентностей и надо определить для
каждого этапа обучения. На этапе высшего образования
необходимо учитывать специализацию.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Как и где происходит
формирование СЛК?
• Выделить как отдельный учебный
• Встраивать эту задачу в предметы
предмет;
социогуманитарного цикла (литература,
история, иностранный язык).
отечественного подходов состоит в том,
Главное отличие западного и
что на Западе – это тренинги на
специальных занятиях, в России
используется потенциал гуманитарного
обучения.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Как измерять
сформированность
СЛК?
Два основных
подхода:
•задачный;
•опросниковый.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Задачный подход
• При задачном подходе тестируемому
предъявляют ситуацию в виде текста,
картинок или видеосюжета и просят
охарактеризовать психологическое состояние
персонажа, спрогнозировать дальнейшее
развитие событий, предложить оптимальный
способ поведения.
• Разновидностью задачного подхода является
«методика незаконченных ситуаций». Дается
описание ситуации и предлагается ее
решить: «Ваши действия»…
• Ответы оцениваются с точки зрения их
оптимальности в соответствии с экспертной
оценкой.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Опросниковый
метод
• При опросниковом методе
тестируемые проводят оценку своих
способностей понимать
эмоциональную ситуацию и
управлять ею.
• Он больше связан с личностными
характеристиками, с интеллектом и
творческим потенциалом.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Опросниковый
метод
Виды диагностики:
• констатирующая;
• прогностическая;
• диагностика мотивации;
• диагностика общих способностей;
• диагностика специальных
способностей.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Технология
формирования СЛК:
чему и как учить?
• 1) восприятию личностно значимой
информации; умение точно оценить
эмоциональное состояние человека
по мимическим и пантомимическим и
др. характеристикам;
• 2) обладанию развитым понятийным
аппаратом для описания разных
эмоциональных состояний человека;
•
Лекции по методике обучения иностранному языку
Технология
формирования СЛК :
• 3) анализу эмоционального состояния,
чему и как учить?
как собственного, так и другого человека
для решения таких задач, как
подготовка к последующему
взаимодействию, прогнозирование
последствий своего и чужого поведения,
саморегуляция;
• 4) формированию личностной позиции по
отношению к жизненным
обстоятельствам, умению действовать в
соответствии с личностной позицией.
Лекции по методике обучения иностранному языку
формирования СЛК на
ИЯ
• Основная цель изучения ИЯ в
общеобразовательной школе
– формирование иноязычной
коммуникативной компетенции,
т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное
межличностное и
межкультурное общение с
носителями языка.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
• Для достижения этой цели необходимо
усиление социокультурной
направленности обучения иностранным
языкам, что предполагает знание и
понимание особенностей чужой культуры и
умение представлять свою собственную.
• Иноязычная коммуникативная компетенция
предусматривает развитие
коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности: говорении,
аудировании, чтении и письме.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
ИЯ:
Компоненты содержания обучения
• предметное содержание речи на
основе 3 сфер общения (социально-
бытовой, социально-культурной,
учебно-трудовой) и эмоционально-
ценностное отношение к нему
(ценностные ориентации);
Лекции по методике обучения иностранному языку
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
• коммуникативные умения в 4-х видах
речевой деятельности;
• языковые знания и навыки;
• социокультурные знания и навыки;
• учебно-познавательные и
компенсаторные умения
(общеучебные и
специальные/предметные).
Лекции по методике обучения иностранному языку
Приемы формирования и
диагностика СЛК на ИЯ:
• составить словарь для описания
эмоциональных состояний героев;
• дать список синонимов и антонимов
для описания эмоциональных
состояний героев;
• составить список слов и выражений,
необходимых для выражения согласия,
несогласия, убеждения собеседника,
просьбы, выражения собственного
мнения и т.д.;
Лекции по методике обучения иностранному языку
Приемы формирования и
диагностика СЛК на ИЯ:
• читать эмоциональные состояния
героев по выражению лиц, по
вербальному и невербальному
поведению (при просмотре видео);
• описать эмоциональные состояния
героев;
• пересказать от лица разных героев;
• придумать свое окончание рассказа
• высказать свое отношение к герою
или ситуации;
или описываемым событиям и т.д.
Лекции по методике обучения иностранному языку
СЛК будущего
учителя ИЯ
Эмоциональная компетентность
учителя иностранного языка
предполагает:
• осведомленность в вопросах теории
• умение управлять собственными
эмоций и их роли в процессе
обучения;
эмоциями и определять
эмоциональные состояния учеников;
• умение прогнозировать
эмоциональные состояния учащихся;
Лекции по методике обучения иностранному языку
СЛК будущего
учителя ИЯ
• создание благоприятного
эмоционального климата обучения: для
управления эмоциями необходимо знание
определенных стратегий и технологий
обучения иностранному языку, которые
направлены на поддержание и
стимулирование положительных эмоций
и снижении интенсивности
отрицательных эмоций, а также навыки
их применения в учебных ситуациях.
Лекции по методике обучения иностранному языку
СЛК будущего
Федеральный государственный
учителя ИЯ
образовательный стандарт
высшего профессионального
образования третьего поколения:
• Общекультурные компетенции
бакалавра лингвистики;
• Профессиональные компетенции
бакалавра лингвистики.
Лекции по методике обучения иностранному языку
Вывод
Профессионально
содержит огромный потенциал для
формирования СЛК, нужно только
научиться им пользоваться.
ориентированное обучение
будущих учителей иностранного
языка
Лекции по методике обучения иностранному языку
Контакты
• Гринченко Наталья
Александровна
• Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина
• Кафедра-романо-германских
языков и перевода
• [email protected]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.