ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
СОЦИАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
НА ИНОСТРАННОМ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
ЯЗЫКЕ
СЛК: проблема, история вопроса,
проблема, история вопроса,
СЛК:
понятие, технологии
понятие, технологии
формирования
формирования
Из истории вопроса
• Предтечами теории социально-
личностных компетентностей
являются исследования социального
и эмоционального интеллекта.
• Торндайк (1920)
• (Mayer, Salovery, Caruso, 2002;
Bracker, Salovey, Caruso, Sitarenious,
2003)
Понятие социально-
личностной
компетентности
• Эмоциональный интеллект это - «способность
воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать
эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции,
регулировать свои эмоции и эмоции других людей».
• «Социально-личностная компетентность –
это круг социально-поведенческих,
эмоциональных и когнитивных навыков и
знаний, позволяющих эффективно решать
задачи, связанные с взаимодействием с
людьми»(Д.В. Ушаков)
Компетенция,
компетентность
•Компетенция – навыки,
позволяющие эффективно
решать те или иные задачи;
•Компетентность – уровень
образованности, свойство
личности.
Проблема
• Что формировать? В рамках каких
учебных дисциплин? Как обучать?
Какими компетентностями
должен обладать преподаватель?
Как измерять сформированность
социально-личностных
компетентностей?
Что формируется?
• В соответствии с ситуационным подходом необходимо
определить совокупность ситуаций, в рамках которых у
учащихся формируется адекватная ориентация:
приватных и деловых, равнопартнерских и иерархических,
дружеских и конфликтных.
• Анализ ситуаций вскрывает стоящие за ними чувства и
мотивы, способность оценки и прогнозирования, это -
важнейший компонент социально-личностных
компетентностей (СЛК).
• Этот список компетентностей и надо определить для
каждого этапа обучения. На этапе высшего образования
необходимо учитывать специализацию.
Как и где происходит
формирование СЛК?
• Выделить как отдельный учебный
• Встраивать эту задачу в предметы
предмет;
социогуманитарного цикла (литература,
история, иностранный язык).
отечественного подходов состоит в том,
Главное отличие западного и
что на Западе – это тренинги на
специальных занятиях, в России
используется потенциал гуманитарного
обучения.
Как измерять
сформированность
СЛК?
Два основных
подхода:
•задачный;
•опросниковый.
Задачный подход
• При задачном подходе тестируемому
предъявляют ситуацию в виде текста,
картинок или видеосюжета и просят
охарактеризовать психологическое состояние
персонажа, спрогнозировать дальнейшее
развитие событий, предложить оптимальный
способ поведения.
• Разновидностью задачного подхода является
«методика незаконченных ситуаций». Дается
описание ситуации и предлагается ее
решить: «Ваши действия»…
• Ответы оцениваются с точки зрения их
оптимальности в соответствии с экспертной
оценкой.
Опросниковый
метод
• При опросниковом методе
тестируемые проводят оценку своих
способностей понимать
эмоциональную ситуацию и
управлять ею.
• Он больше связан с личностными
характеристиками, с интеллектом и
творческим потенциалом.
Опросниковый
метод
Виды диагностики:
• констатирующая;
• прогностическая;
• диагностика мотивации;
• диагностика общих способностей;
• диагностика специальных
способностей.
Технология
формирования СЛК:
чему и как учить?
• 1) восприятию личностно значимой
информации; умение точно оценить
эмоциональное состояние человека
по мимическим и пантомимическим и
др. характеристикам;
• 2) обладанию развитым понятийным
аппаратом для описания разных
эмоциональных состояний человека;
•
Технология
формирования СЛК :
• 3) анализу эмоционального состояния,
чему и как учить?
как собственного, так и другого человека
для решения таких задач, как
подготовка к последующему
взаимодействию, прогнозирование
последствий своего и чужого поведения,
саморегуляция;
• 4) формированию личностной позиции по
отношению к жизненным
обстоятельствам, умению действовать в
соответствии с личностной позицией.
формирования СЛК на
ИЯ
• Основная цель изучения ИЯ в
общеобразовательной школе
– формирование иноязычной
коммуникативной компетенции,
т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное
межличностное и
межкультурное общение с
носителями языка.
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
• Для достижения этой цели необходимо
усиление социокультурной
направленности обучения иностранным
языкам, что предполагает знание и
понимание особенностей чужой культуры и
умение представлять свою собственную.
• Иноязычная коммуникативная компетенция
предусматривает развитие
коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности: говорении,
аудировании, чтении и письме.
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
ИЯ:
Компоненты содержания обучения
• предметное содержание речи на
основе 3 сфер общения (социально-
бытовой, социально-культурной,
учебно-трудовой) и эмоционально-
ценностное отношение к нему
(ценностные ориентации);
Технология
формирования СЛК на
ИЯ
• коммуникативные умения в 4-х видах
речевой деятельности;
• языковые знания и навыки;
• социокультурные знания и навыки;
• учебно-познавательные и
компенсаторные умения
(общеучебные и
специальные/предметные).
Приемы формирования и
диагностика СЛК на ИЯ:
• составить словарь для описания
эмоциональных состояний героев;
• дать список синонимов и антонимов
для описания эмоциональных
состояний героев;
• составить список слов и выражений,
необходимых для выражения согласия,
несогласия, убеждения собеседника,
просьбы, выражения собственного
мнения и т.д.;
Приемы формирования и
диагностика СЛК на ИЯ:
• читать эмоциональные состояния
героев по выражению лиц, по
вербальному и невербальному
поведению (при просмотре видео);
• описать эмоциональные состояния
героев;
• пересказать от лица разных героев;
• придумать свое окончание рассказа
• высказать свое отношение к герою
или ситуации;
или описываемым событиям и т.д.
СЛК будущего
учителя ИЯ
Эмоциональная компетентность
учителя иностранного языка
предполагает:
• осведомленность в вопросах теории
• умение управлять собственными
эмоций и их роли в процессе
обучения;
эмоциями и определять
эмоциональные состояния учеников;
• умение прогнозировать
эмоциональные состояния учащихся;
СЛК будущего
учителя ИЯ
• создание благоприятного
эмоционального климата обучения: для
управления эмоциями необходимо знание
определенных стратегий и технологий
обучения иностранному языку, которые
направлены на поддержание и
стимулирование положительных эмоций
и снижении интенсивности
отрицательных эмоций, а также навыки
их применения в учебных ситуациях.
СЛК будущего
Федеральный государственный
учителя ИЯ
образовательный стандарт
высшего профессионального
образования третьего поколения:
• Общекультурные компетенции
бакалавра лингвистики;
• Профессиональные компетенции
бакалавра лингвистики.
Вывод
Профессионально
содержит огромный потенциал для
формирования СЛК, нужно только
научиться им пользоваться.
ориентированное обучение
будущих учителей иностранного
языка
Контакты
• Гринченко Наталья
Александровна
• Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина
• Кафедра-романо-германских
языков и перевода
• inelsu@mail.ru