Лекции по методике обучения иностранному языку

  • Презентации учебные
  • Разработки курсов
  • ppt
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Формирование социально-личностной компетентности.ppt
ФОРМИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- СОЦИАЛЬНО- СОЦИАЛЬНО- СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА ИНОСТРАННОМ НА ИНОСТРАННОМ НА ИНОСТРАННОМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ЯЗЫКЕ ЯЗЫКЕ ЯЗЫКЕ СЛК: проблема, история вопроса, проблема, история вопроса, СЛК: понятие, технологии понятие, технологии формирования формирования
Из истории вопроса • Предтечами теории социально- личностных компетентностей являются исследования социального и эмоционального интеллекта. • Торндайк (1920) • (Mayer, Salovery, Caruso, 2002; Bracker, Salovey, Caruso, Sitarenious, 2003)
Понятие социально- личностной компетентности • Эмоциональный интеллект это - «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и эмоции других людей». • «Социально-личностная компетентность – это круг социально-поведенческих, эмоциональных и когнитивных навыков и знаний, позволяющих эффективно решать задачи, связанные с взаимодействием с людьми»(Д.В. Ушаков)
Компетенция, компетентность •Компетенция – навыки, позволяющие эффективно решать те или иные задачи; •Компетентность – уровень образованности, свойство личности.
Проблема • Что формировать? В рамках каких учебных дисциплин? Как обучать? Какими компетентностями должен обладать преподаватель? Как измерять сформированность социально-личностных компетентностей?
Что формируется? • В соответствии с ситуационным подходом необходимо определить совокупность ситуаций, в рамках которых у учащихся формируется адекватная ориентация: приватных и деловых, равнопартнерских и иерархических, дружеских и конфликтных. • Анализ ситуаций вскрывает стоящие за ними чувства и мотивы, способность оценки и прогнозирования, это - важнейший компонент социально-личностных компетентностей (СЛК). • Этот список компетентностей и надо определить для каждого этапа обучения. На этапе высшего образования необходимо учитывать специализацию.
Как и где происходит формирование СЛК? • Выделить как отдельный учебный • Встраивать эту задачу в предметы предмет; социогуманитарного цикла (литература, история, иностранный язык). отечественного подходов состоит в том, Главное отличие западного и что на Западе – это тренинги на специальных занятиях, в России используется потенциал гуманитарного обучения.
Как измерять сформированность СЛК? Два основных подхода: •задачный; •опросниковый.
Задачный подход • При задачном подходе тестируемому предъявляют ситуацию в виде текста, картинок или видеосюжета и просят охарактеризовать психологическое состояние персонажа, спрогнозировать дальнейшее развитие событий, предложить оптимальный способ поведения. • Разновидностью задачного подхода является «методика незаконченных ситуаций». Дается описание ситуации и предлагается ее решить: «Ваши действия»… • Ответы оцениваются с точки зрения их оптимальности в соответствии с экспертной оценкой.
Опросниковый метод • При опросниковом методе тестируемые проводят оценку своих способностей понимать эмоциональную ситуацию и управлять ею. • Он больше связан с личностными характеристиками, с интеллектом и творческим потенциалом.
Опросниковый метод Виды диагностики: • констатирующая; • прогностическая; • диагностика мотивации; • диагностика общих способностей; • диагностика специальных способностей.
Технология формирования СЛК: чему и как учить? • 1) восприятию личностно значимой информации; умение точно оценить эмоциональное состояние человека по мимическим и пантомимическим и др. характеристикам; • 2) обладанию развитым понятийным аппаратом для описания разных эмоциональных состояний человека; •
Технология формирования СЛК : • 3) анализу эмоционального состояния, чему и как учить? как собственного, так и другого человека для решения таких задач, как подготовка к последующему взаимодействию, прогнозирование последствий своего и чужого поведения, саморегуляция; • 4) формированию личностной позиции по отношению к жизненным обстоятельствам, умению действовать в соответствии с личностной позицией.
формирования СЛК на ИЯ • Основная цель изучения ИЯ в общеобразовательной школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Технология формирования СЛК на ИЯ • Для достижения этой цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, что предполагает знание и понимание особенностей чужой культуры и умение представлять свою собственную. • Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.
Технология формирования СЛК на ИЯ ИЯ: Компоненты содержания обучения • предметное содержание речи на основе 3 сфер общения (социально- бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой) и эмоционально- ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);
Технология формирования СЛК на ИЯ • коммуникативные умения в 4-х видах речевой деятельности; • языковые знания и навыки; • социокультурные знания и навыки; • учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные и специальные/предметные).
Приемы формирования и диагностика СЛК на ИЯ: • составить словарь для описания эмоциональных состояний героев; • дать список синонимов и антонимов для описания эмоциональных состояний героев; • составить список слов и выражений, необходимых для выражения согласия, несогласия, убеждения собеседника, просьбы, выражения собственного мнения и т.д.;
Приемы формирования и диагностика СЛК на ИЯ: • читать эмоциональные состояния героев по выражению лиц, по вербальному и невербальному поведению (при просмотре видео); • описать эмоциональные состояния героев; • пересказать от лица разных героев; • придумать свое окончание рассказа • высказать свое отношение к герою или ситуации; или описываемым событиям и т.д.
СЛК будущего учителя ИЯ Эмоциональная компетентность учителя иностранного языка предполагает: • осведомленность в вопросах теории • умение управлять собственными эмоций и их роли в процессе обучения; эмоциями и определять эмоциональные состояния учеников; • умение прогнозировать эмоциональные состояния учащихся;
СЛК будущего учителя ИЯ • создание благоприятного эмоционального климата обучения: для управления эмоциями необходимо знание определенных стратегий и технологий обучения иностранному языку, которые направлены на поддержание и стимулирование положительных эмоций и снижении интенсивности отрицательных эмоций, а также навыки их применения в учебных ситуациях.
СЛК будущего Федеральный государственный учителя ИЯ образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения: • Общекультурные компетенции бакалавра лингвистики; • Профессиональные компетенции бакалавра лингвистики.
Вывод Профессионально содержит огромный потенциал для формирования СЛК, нужно только научиться им пользоваться. ориентированное обучение будущих учителей иностранного языка
Контакты • Гринченко Наталья Александровна • Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина • Кафедра-романо-германских языков и перевода • inelsu@mail.ru