ЛЕКЦИЯ — ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

  • ppt
  • 19.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ — ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ.ppt

ЛЕКЦИЯ — ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

1. История становления лекции
2. Типология лекций
3. Методика разработки и чтения лекции
4. Опорные материалы при чтении лекции
5. Последующая работа над курсом
6. Организация работы студента на лекции
7. Воспитательное воздействие лекции

Лекция -

это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов;
преподаватель, излагая материал, помогает студентам: формировать новые знания; стимулировать понимание проблемы; делать собственные субъективные открытия.

Функции лекции:

информационная (излагает необходимые сведения, формирует знания основных понятий науки),
стимулирующая (пробуждает интерес к теме),
убеждающая (с акцентом на системе доказательств),
развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление),
ориентирующая (в проблеме, в литературе),
воспитывающая (формирует общую культуру специалиста-профессионала).

Виды лекций:

По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню: академические и популярные.
По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации.
По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии, проблемные, лекции-конференции.

Требования к чтению лекций

высокий научный уровень излагаемой информации,
большой объем систематизированной информации;
доказательность и аргументированность;
ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей;
анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
выделение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
разъяснение вводимых терминов и названий;
умение установить педагогический контакт с аудиторией;
использование средств наглядности, применение ТСО и др.

Виды стимулирующих заданий на лекции:

Ответить на 2 - 3 заранее записанных на доске вопроса.
Выявить черты сходства и отличия между рассматриваемыми на лекции явлениями, понятиями, законами.
Самостоятельно составить план лекции (простой или сложный).
Воспроизвести в тетрадях основное содержание лекции (конспективно или схематично, в виде таблицы или символического рисунка).
Придумать и задать вопросы по содержанию лекции.
Сделать собственные выводы из лекции, отразить личный взгляд на проблему в виде последующей мини-аннотации.
Сформулировать проблему на завтра

Вводная лекция

дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу
краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых
излагаются перспективные направления исследований
высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса
дается анализ учебно-методической литературы
уточняются сроки и формы отчетности.

Установочные лекции

консультационный характер по конкретной теме
цель – сообщение определенной суммы системных знаний по основному содержанию темы, указание направления для самостоятельной работы
освещение оценки трактовок в учебниках разных авторов, показ нерешенных вопросов и связь теории с практикой
читаются преимущественно для студентов-заочников

Лекция-информация

ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию

Бинарная лекция

чтения лекции в форме диалога двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой (проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания).

Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-провокация

стимулирует студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической)
формирует умения оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.
В конце лекции обязательно проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция пресс-конференция

содержание материала лекции оформляется по запросу (по вопросам) студентов с привлечением нескольких преподавателей.

Лекция-визуализация

представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (натуральных объектов; моделей; схем, таблиц, рисунков, фотографий и др.) средствами ТСО, ПК или аудио- и видеотехники.

Проблемная лекция

новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.
содержание проблемы на лекции раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Обзорная лекция

осуществляется систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

Лекция-диалог

проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога преподавателя со студентами;
обязательно присутствует слово студента, беседа;
отсутствует пассивное восприятие информации.

Лекция-конференция

проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут.
каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.
совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.
в конце лекции преподаватель подводит итоги и формулирует основные выводы.

Лекция-консультация

Первый вариант «вопросы—ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу.
Второй вариант «вопросы—ответы— дискуссия»: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Третий вариант «пресс-конференция профессионала»: приглашенный слабо владеет методами педагогической деятельности, консультирует студентов, при этом педагог активизирует внимание слушателей.

Инструктивная лекция

знакомят слушателей с технологией их предстоящей деятельности;
рассматриваются алгоритмы решения задач, правила выполнения экспериментов, планы изучения понятий, способы конструирования правил, законов, теорий;
поясняются методы учебного познания

Лекция с применением игровых креативных методов

Применяются например «Метод мозговой атаки», «Метод синектики», «Морфологический анализ», «Метод фантограмм» и др.
Преподаватель формулирует проблему и решает её совместно со студентами.

Обобщающие лекции

демонстрируют студентам результаты систематизации и обобщения их собственных сформированных знаний, полученных достижений, выработанных навыков.

Этапы подготовки к лекции

сопоставление действующей программы и имеющимися учебниками или учебными пособиями по курсу
подбор литературы по курсу
наличие литературы в библиотеке вуза
подбор иллюстрационного материала к лекции
составляется рабочий план чтения курса

Вводная лекция

введение в курс
содержание курса
характеристика учебника и учебных пособий
требования к контролю, посещаемости и др.

Структура лекции (ориентировочная)

План лекции
Связь нового материала с изученным
Роль и место темы в дисциплине, связь с другими дисциплинами
Раскрытие содержания вопросов плана
Подведение итогов