ЛЕКЦИЯ — ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1. История становления лекции
2. Типология лекций
3. Методика разработки и чтения лекции
4. Опорные материалы при чтении лекции
5. Последующая работа над курсом
6. Организация работы студента на лекции
7. Воспитательное воздействие лекции
Лекция -
это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов;
преподаватель, излагая материал, помогает студентам: формировать новые знания; стимулировать понимание проблемы; делать собственные субъективные открытия.
Функции лекции:
информационная (излагает необходимые сведения, формирует знания основных понятий науки),
стимулирующая (пробуждает интерес к теме),
убеждающая (с акцентом на системе доказательств),
развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление),
ориентирующая (в проблеме, в литературе),
воспитывающая (формирует общую культуру специалиста-профессионала).
Виды лекций:
По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню: академические и популярные.
По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации.
По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии, проблемные, лекции-конференции.
Требования к чтению лекций
высокий научный уровень излагаемой информации,
большой объем систематизированной информации;
доказательность и аргументированность;
ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей;
анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
выделение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
разъяснение вводимых терминов и названий;
умение установить педагогический контакт с аудиторией;
использование средств наглядности, применение ТСО и др.
Виды стимулирующих заданий на лекции:
Ответить на 2 - 3 заранее записанных на доске вопроса.
Выявить черты сходства и отличия между рассматриваемыми на лекции явлениями, понятиями, законами.
Самостоятельно составить план лекции (простой или сложный).
Воспроизвести в тетрадях основное содержание лекции (конспективно или схематично, в виде таблицы или символического рисунка).
Придумать и задать вопросы по содержанию лекции.
Сделать собственные выводы из лекции, отразить личный взгляд на проблему в виде последующей мини-аннотации.
Сформулировать проблему на завтра
Вводная лекция
дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу
краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых
излагаются перспективные направления исследований
высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса
дается анализ учебно-методической литературы
уточняются сроки и формы отчетности.
Установочные лекции
консультационный характер по конкретной теме
цель – сообщение определенной суммы системных знаний по основному содержанию темы, указание направления для самостоятельной работы
освещение оценки трактовок в учебниках разных авторов, показ нерешенных вопросов и связь теории с практикой
читаются преимущественно для студентов-заочников
Бинарная лекция
чтения лекции в форме диалога двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой (проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания).
Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-провокация
стимулирует студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической)
формирует умения оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.
В конце лекции обязательно проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
Лекция-визуализация
представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (натуральных объектов; моделей; схем, таблиц, рисунков, фотографий и др.) средствами ТСО, ПК или аудио- и видеотехники.
Проблемная лекция
новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.
содержание проблемы на лекции раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Обзорная лекция
осуществляется систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.
Лекция-диалог
проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога преподавателя со студентами;
обязательно присутствует слово студента, беседа;
отсутствует пассивное восприятие информации.
Лекция-конференция
проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут.
каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.
совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.
в конце лекции преподаватель подводит итоги и формулирует основные выводы.
Лекция-консультация
Первый вариант «вопросы—ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу.
Второй вариант «вопросы—ответы— дискуссия»: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Третий вариант «пресс-конференция профессионала»: приглашенный слабо владеет методами педагогической деятельности, консультирует студентов, при этом педагог активизирует внимание слушателей.
Инструктивная лекция
знакомят слушателей с технологией их предстоящей деятельности;
рассматриваются алгоритмы решения задач, правила выполнения экспериментов, планы изучения понятий, способы конструирования правил, законов, теорий;
поясняются методы учебного познания
Обобщающие лекции
демонстрируют студентам результаты систематизации и обобщения их собственных сформированных знаний, полученных достижений, выработанных навыков.
Этапы подготовки к лекции
сопоставление действующей программы и имеющимися учебниками или учебными пособиями по курсу
подбор литературы по курсу
наличие литературы в библиотеке вуза
подбор иллюстрационного материала к лекции
составляется рабочий план чтения курса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.