Лекция 14. Понятие метода управления, их виды

  • pdf
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция 14.pdf

Лекция 14. Понятие метода управления, их виды

 

Механизм управления есть совокупность средств и методов управления.

Средства управления – те рычаги, с помощью которых непосредственно происходит процесс управления.

Рычаги управления можно рассматривать с различных точек зрения.

Личностные рычаги – это интересы, мотивы, стимулы, установки, опасения, привычки и т.д.

Экономические рычаги – вознаграждения, надбавки, вычеты, кредиты, штрафы и т.д.

Социально-психологические рычаги – образование, культура, социальные нормы, микроклимат и т.д.

Информационные рычаги – структура и полнота информации, формы ее представления, ценность, доступность информации и т.д.

Групповые рычаги – общая цель, формы руководства, система контроля, автономность и т.д.

Механизм управления характеризует средства воздействия, которые не являются застывшими, а меняются в процессе управления по содержанию и структуре. Один и тот же рычаг может использоваться по-разному в зависимости от умения и опыта менеджера.

Методы – это приведения рычагов в действие, способы реализации функций управления.

Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и средств управления, от масштаба управления и его целей, от качества персонала и других факторов.

Методы управления можно классифицировать по различным признакам: а) по масштабу применения – относимые ко всей системе, – относимые к частям системы. б) по сферам применения

   в бизнесе,

   в экологии,

   в промышленности,

   в государственном и муниципальном управлении и т.д. в) по их роли в жизнеобеспечении организации:

   формирующие

   исследующие,

   руководящие,

   стабилизирующие и т.д.

г) по степени воздействия: – прямые, – косвенные.

д) в соответствии с функциями управления:

   прогнозирования,

   планирования,

   организации,

   мотивации,

   координации и регулирования.

е) по характеру ситуации и объектам управления: – инновационного менеджмента, – финансового менеджмента. – методы управления качеством и т.д.

г) по характеру управленческого воздействия на объект управления:

   административные,

   экономические,

   социально-психологические.

Как и всякая классификация, она условна, методы проникают друг в друга и имеют немало общих черт.

В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассмотреть каждый из них в отдельности.

Административные методы управления

Административные методы управления – тип методов управления, с помощью          которых     осуществляются воздействие         на      организационные отношения для достижения поставленных целей.

Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных       методов      управления,         которые     нередко      называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью регламентируются права и обязанности, функции и ответственность, договора, приказы, регламенты и другие документы. Административные методы опираются на власть руководителя. Полная классификация         элементов,          регулируемых     административными     методами управления, приведена на схеме 7.

Экономические методы управления

Экономические методы управления – это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении для достижения целей организации.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работника и экономических контрагентов с помощью экономических рычагов (цена, кредит, налог, штраф, прибыль) создать эффективный механизм работы. Данные методы используются через стимулы управленцев, заинтересованных и ответственных за реализацию управленческих решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Например, получение прибыли без получения штрафов и т.д. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления, приведена на схеме 8.

Социальные методы управления

Социальные (психологические) методы управления – это способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социальных (психологических) факторов и направленные на управление социальными (психологическими) отношениями, складывающимися в коллективе.

Эти методы воздействуют на потребности, интересы, предполагают использование стимулов и дополняют предыдущие методы.