Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним. (Слайд 2)
Как
утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется
кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в
спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими
словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная
часть процесса обучения.
Главное назначение домашнего задания:
• воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
• овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
• формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
• формирование исследовательских умений ученика (сопоставле-ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций.
Слайд 3 Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету.
Оно должно быть доступным для ребёнка. Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания.
Слайд 4
1. Задание выписывается на доску.
2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).
4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями ФГОС.
В учебнике «Русский язык» В.П.Канакиной , В.Г.Гарецкого имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.
В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
Слайд 6, 7
Во втором классе задание рекомендуется задавать при обязательном использовании учебника или учебного пособия. Это требование необходимо соблюдать и в остальных классах начальной школы.
Рекомендации по выполнению домашнего задания могут быть включены в любой этап урока. Для учащихся 3-4 классов рекомендации можно размещать в электронном журнале.
Существует большое количество форм домашнего задания, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные домашние задания могут быть разбиты на три группы:
-устные
- письменные
- учебно-практические.
В начальной школе:
- к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;
- к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.
Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п.
У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.
Слайд 8,9
В своей работе применяю все традиционные формы домашнего задания.
Существуют следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания, которые также использую в своей деятельности:
СООБЩЕНИЕ. Цель использования: расширение и углубление знаний учащихся; учить работать с дополнительной и справочной литературой; развитие интереса к предмету; развитие монологической речи. Достоинства: развивает умение работы с различными источниками информации; расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; развивает речь учащихся; воспитывает самостоятельность. Эту форму чаще всего использую на уроке литературы, в основном обучающиеся готовят сообщения по биографии какого-либо писателя, поэта, его творчеству.
Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ. Цель использования: развитие познавательного интереса; развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; отработка грамотности письма; развитие абстрактного и логического мышления. Достоинства: воспитывает самостоятельность; развивает интерес к предмету. Использую чаще всего на уроках русского языка, например, при изучении тем «Антонимы», «Омонимы» и другие.
ПОДБОРКА ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ. Цель использования: повышение общего уровня эрудиции учащихся; развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. Достоинства: развивает любознательность; применение знаний в нестандартных ситуациях; воспитывает наблюдательность. Чаще всего использую на уроках литературы, для сравнения художественных произведений, отрывков из них, создания литературных образов.
МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. Достоинства: развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивает умения решать поставленные задачи; создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося.
Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.
В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.
В своей деятельности использую следующие виды домашней учебной работы:
Слайд 10
– одна на весь класс;
– индивидуальная;
– творческая;
– дифференцированная.
1. Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
2. Индивидуальная учебная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
3.
Творческие домашние задания
можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто
еще только пытается найти себя. Часто такие задания я практикую на уроках
литературного чтения и окружающего мира (Написать
отзыв о прочитанном произведении, сочинить стихотворение, загадку, пословицу,
сказку, нарисовать титульный лист своей будущей книги, составить кроссворд,
выпустить стенгазету, зашифровать произведение рисунками)
К творческим заданиям можно
отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход,
используя изученный материал.
Творческие домашние задания
- по выбору;
- по желанию;
- обязательные
В настоящее время возникают новые виды заданий для домашней самостоятельной работы, требующие не только репродуктивной деятельности, но и самостоятельного поиска пути решения, рассмотрения различных вариантов выполнения задания, т.е. творческой деятельности.
Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал . К творческим заданиям также относятся: рисунки, поделки, сообщения, рефераты, написание сочинений на необычные темы, сочинение стихов, загадок, сказок, творческие проекты (групповые и индивидуальные) и т.д. (СЛАЙДЫ) Если дети работают в паре или группе над инсценировкой произведения, им необходимо время для изготовления костюмов и репетиций (2 СЛАЙДА). Самостоятельная творческая деятельность является наиболее эффективным видом самостоятельной работы.
4. Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.
дифференцированные или индивидуальные задания.
Варианты:
- не все учащиеся получают задание (зависит от личных достижений)
-каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам параграфа, на который готовит ответ
- класс делится на группы, каждая группа получает специальное домашнее задание
- по результатам контрольных, проверочных, диагностических работ каждый учащийся получает персональное задание в зависимости от личных достижений
- учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь, длительное отсутствие, медленный темп усвоения материала) получают индивидуальное домашнее задание
- высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам и турнирам
Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
Примеры дифференцированных заданий:
Русский язык:
1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)
Математика:
1 группа учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)
Чтение:
1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:
- лягушка
- кошка
- мальчик
(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)
Работая по новым стандартам или являясь приверженцем
традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих
учеников.
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и
индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование
самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях
ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может
воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более
выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и
товарищами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.