Лекция "Разновидности домашних заданий"

  • Лекции
  • docx
  • 05.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление Педсовет.docx

 

     Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним.  (Слайд 2)

 Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.

Главное назначение домашнего задания:

• воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

• овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

• формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

• формирование исследовательских умений ученика (сопоставле-ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций.

 

Слайд 3 Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету.

 

Оно должно быть доступным для ребёнка. Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания.

Слайд 4

 1. Задание выписывается на доску.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).

4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения.   (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)

У учащихся необходимо  сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями  ФГОС.

В учебнике «Русский язык»  В.П.Канакиной , В.Г.Гарецкого имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).   

 Слайд 6, 7

Во втором классе задание рекомендуется задавать при обязательном использовании учебника или учебного пособия. Это требование необходимо соблюдать и в остальных классах начальной школы.

Рекомендации по выполнению домашнего задания могут быть включены в любой этап урока. Для учащихся 3-4 классов рекомендации можно размещать в электронном журнале.

 

Существует большое количество форм домашнего задания, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные домашние задания могут быть разбиты на три группы: 

-устные

- письменные

- учебно-практические.

 

 В начальной школе:

- к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;

- к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.

Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п.

У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.

Слайд 8,9

В своей работе применяю все традиционные формы домашнего задания.

Существуют следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания, которые также использую в своей деятельности:

СООБЩЕНИЕ. Цель использования: расширение и углубление знаний учащихся;  учить работать с дополнительной и справочной литературой; развитие интереса к предмету; развитие монологической речи. Достоинства: развивает умение работы с различными источниками информации; расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; развивает речь учащихся; воспитывает самостоятельность. Эту форму чаще всего использую на уроке литературы, в основном обучающиеся готовят сообщения по биографии какого-либо писателя, поэта, его творчеству.

Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ.  Цель использования: развитие познавательного интереса; развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; отработка грамотности письма; развитие абстрактного и логического мышления. Достоинства: воспитывает самостоятельность; развивает интерес к предмету. Использую чаще всего на уроках русского языка, например, при изучении тем «Антонимы», «Омонимы» и другие.

ПОДБОРКА ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ. Цель использования: повышение общего уровня эрудиции учащихся; развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. Достоинства: развивает любознательность; применение знаний в нестандартных ситуациях; воспитывает наблюдательность. Чаще всего использую на уроках литературы, для сравнения художественных произведений, отрывков из них, создания литературных образов.

МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. Достоинства: развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивает умения решать поставленные задачи; создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося.

Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.

 В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.    

 В своей деятельности использую следующие виды домашней учебной работы:

 Слайд 10

– одна на весь класс;

– индивидуальная;

– творческая;

– дифференцированная.

 

1.     Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

2.     Индивидуальная учебная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

3.     Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. Часто такие задания я практикую на уроках литературного чтения и окружающего мира (Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стихотворение, загадку, пословицу, сказку, нарисовать титульный лист своей будущей книги, составить кроссворд, выпустить стенгазету, зашифровать произведение рисунками) 
К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал. 

Творческие домашние задания 

- по выбору;

-  по желанию;

- обязательные

 

В настоящее время возникают новые виды заданий для домашней самостоятельной работы, требующие не только репродуктивной деятельности, но и самостоятельного поиска пути решения, рассмотрения различных вариантов выполнения задания, т.е. творческой деятельности.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал . К творческим заданиям также относятся: рисунки, поделки, сообщения, рефераты, написание сочинений на необычные темы, сочинение стихов, загадок, сказок, творческие проекты (групповые и индивидуальные) и т.д. (СЛАЙДЫ) Если дети работают в паре или группе над инсценировкой произведения, им необходимо время для изготовления костюмов и репетиций (2 СЛАЙДА). Самостоятельная творческая деятельность является наиболее эффективным видом самостоятельной работы.

4.     Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

 

дифференцированные или индивидуальные задания.

 Варианты:

- не все учащиеся получают задание (зависит от личных достижений)

 -каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам параграфа, на который готовит ответ

- класс делится на группы, каждая группа получает специальное домашнее задание

- по результатам контрольных, проверочных, диагностических работ каждый учащийся получает персональное задание в зависимости от личных достижений

- учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь, длительное отсутствие, медленный темп усвоения материала) получают индивидуальное домашнее задание

- высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам и турнирам

Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на  «5»)

Математика:

 1 группа  учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)

 

Чтение:

1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

 

 

 

 

Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников. 
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.