Лекция "Разновидности домашних заданий"
Оценка 5

Лекция "Разновидности домашних заданий"

Оценка 5
Лекции
docx
05.10.2021
Лекция "Разновидности домашних заданий"
Выступление Педсовет.docx

 

     Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним.  (Слайд 2)

 Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.

Главное назначение домашнего задания:

• воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

• овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

• формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

• формирование исследовательских умений ученика (сопоставле-ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций.

 

Слайд 3 Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету.

 

Оно должно быть доступным для ребёнка. Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания.

Слайд 4

 1. Задание выписывается на доску.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).

4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения.   (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)

У учащихся необходимо  сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями  ФГОС.

В учебнике «Русский язык»  В.П.Канакиной , В.Г.Гарецкого имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).   

 Слайд 6, 7

Во втором классе задание рекомендуется задавать при обязательном использовании учебника или учебного пособия. Это требование необходимо соблюдать и в остальных классах начальной школы.

Рекомендации по выполнению домашнего задания могут быть включены в любой этап урока. Для учащихся 3-4 классов рекомендации можно размещать в электронном журнале.

 

Существует большое количество форм домашнего задания, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные домашние задания могут быть разбиты на три группы: 

-устные

- письменные

- учебно-практические.

 

 В начальной школе:

- к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;

- к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.

Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п.

У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.

Слайд 8,9

В своей работе применяю все традиционные формы домашнего задания.

Существуют следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания, которые также использую в своей деятельности:

СООБЩЕНИЕ. Цель использования: расширение и углубление знаний учащихся;  учить работать с дополнительной и справочной литературой; развитие интереса к предмету; развитие монологической речи. Достоинства: развивает умение работы с различными источниками информации; расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; развивает речь учащихся; воспитывает самостоятельность. Эту форму чаще всего использую на уроке литературы, в основном обучающиеся готовят сообщения по биографии какого-либо писателя, поэта, его творчеству.

Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ.  Цель использования: развитие познавательного интереса; развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; отработка грамотности письма; развитие абстрактного и логического мышления. Достоинства: воспитывает самостоятельность; развивает интерес к предмету. Использую чаще всего на уроках русского языка, например, при изучении тем «Антонимы», «Омонимы» и другие.

ПОДБОРКА ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ. Цель использования: повышение общего уровня эрудиции учащихся; развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. Достоинства: развивает любознательность; применение знаний в нестандартных ситуациях; воспитывает наблюдательность. Чаще всего использую на уроках литературы, для сравнения художественных произведений, отрывков из них, создания литературных образов.

МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. Достоинства: развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивает умения решать поставленные задачи; создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося.

Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.

 В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.    

 В своей деятельности использую следующие виды домашней учебной работы:

 Слайд 10

– одна на весь класс;

– индивидуальная;

– творческая;

– дифференцированная.

 

1.     Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

2.     Индивидуальная учебная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

3.     Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. Часто такие задания я практикую на уроках литературного чтения и окружающего мира (Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стихотворение, загадку, пословицу, сказку, нарисовать титульный лист своей будущей книги, составить кроссворд, выпустить стенгазету, зашифровать произведение рисунками) 
К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал. 

Творческие домашние задания 

- по выбору;

-  по желанию;

- обязательные

 

В настоящее время возникают новые виды заданий для домашней самостоятельной работы, требующие не только репродуктивной деятельности, но и самостоятельного поиска пути решения, рассмотрения различных вариантов выполнения задания, т.е. творческой деятельности.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал . К творческим заданиям также относятся: рисунки, поделки, сообщения, рефераты, написание сочинений на необычные темы, сочинение стихов, загадок, сказок, творческие проекты (групповые и индивидуальные) и т.д. (СЛАЙДЫ) Если дети работают в паре или группе над инсценировкой произведения, им необходимо время для изготовления костюмов и репетиций (2 СЛАЙДА). Самостоятельная творческая деятельность является наиболее эффективным видом самостоятельной работы.

4.     Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

 

дифференцированные или индивидуальные задания.

 Варианты:

- не все учащиеся получают задание (зависит от личных достижений)

 -каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам параграфа, на который готовит ответ

- класс делится на группы, каждая группа получает специальное домашнее задание

- по результатам контрольных, проверочных, диагностических работ каждый учащийся получает персональное задание в зависимости от личных достижений

- учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь, длительное отсутствие, медленный темп усвоения материала) получают индивидуальное домашнее задание

- высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам и турнирам

Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на  «5»)

Математика:

 1 группа  учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)

 

Чтение:

1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

 

 

 

 

Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников. 
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием

Во втором классе задание рекомендуется задавать при обязательном использовании учебника или учебного пособия

Во втором классе задание рекомендуется задавать при обязательном использовании учебника или учебного пособия

МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и…

МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и…

Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд

Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд

Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему

Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему

Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников

Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.