Лекция с практикумом на тему "Словосочетание - основная единица синтаксиса. Классификация словосочетаний"
Оценка 4.6

Лекция с практикумом на тему "Словосочетание - основная единица синтаксиса. Классификация словосочетаний"

Оценка 4.6
doc
13.04.2020
Лекция с практикумом на тему "Словосочетание - основная единица синтаксиса. Классификация словосочетаний"
111.doc

Словосочетание (изучите теоретический материал)

Словосочетание - сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Выделяют главную и зависимую часть в словосочетании.

Словосочетанием  не являются:

1.                      Подлежащее и сказуемое ( пришла зима)

2.                      Слово с предлогом ( в лесу, благодаря другу)

3.                      Однородные члены предложения и слова, соединенные союзом  (большой и красивый)

Классификация словосочетаний

№п/п

Параметр

Разновидность

Способ определения, пример

1

По структуре

·        Простое

·        Сложное

·        имеет только главное и зависимое слово (пушистый снег)

·        В роли главного или зависимого слова может выступать словосочетание (выпавший пушистый снег)

2

По главному слову

·        Именное

 

·        Глагольное

·        Наречное

·        В роли главного слова - существительное, прилагательное, местоимение, числительное;

·        В роли главного слова - глагол, причастие, деепричастие

·        В роли главного слова - наречие, категория состояния

3

По виду связи

·        Согласование

 

·        Управление

 

 

·        Примыкание

·        Главное и зависимое слово согласуются в роде числе и падеже. При изменении меняются оба слова ( белый снег, белым снегом)

·        Главное слово управляет формой зависимого - требует его при себе в определенной форме. При изменении меняется только главное слово (размышляю на уроке, размышляем на уроке)

·        Слова связаны по смыслу, а не грамматически. Ничего не  изменяется  в роли зависимого слова  - неизменяемая часть речи или форма слова -деепричастие, инфинитив, наречие… (говорить громко)

4

По отношениям

·        Объектные

 

·        Обстоятельственные

 

·        Атрибутивные

·        отвечают на вопросы косвенных падежей (кого?чего? кому? чему?кем?чем? о ком? о чем?)

·        отвечают на вопросы обстоятельства (где?когда?куда?откуда?почему?зачем? и как?)

·        отвечают на вопросы определения (какой?чей?)

5

По средствам связи

·        Служебное слово

·        Форма слова

·        Смысловая связь

·        если есть предлог или частица в согласовании и управении

·        при согласовании и управлении

·        при примыкании

 

Прочитайте текст.

Помним – значит живем…

В исторической судьбе Российского государства слились воедино радости и горести нашего народа, славные победы, высокие достижения и времена скорби, тяжелое бремя утраты.

У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… Все эти войны больно отзываются в наших сердцах.

Каждое поколение, так или иначе, оставляет свой след в истории, и чем дальше от нас это поколение, тем глубже становится его след. В настоящий момент мы глубоко чтим ветеранов Великой Отечественной войны.

Проходит время, и герои прошлого становятся в один ряд в памяти потомков. Герои чеченских войн также не уходят из нашего сознания, и когда-нибудь их имена будут на слуху. Отзвуки   Чеченской войны не оставляют нас в покое. Именно они закончили XX век, оставив на нем жестокую отметину. До сих пор неясны причины этих войн и многие их тайны. Политики не могут понять, почему первая рядовая, казалось бы, операция обернулась катастрофой, а другая – не менее страшными событиями. Дискуссии в этой области будут еще очень долго будоражить умы.

В чеченских кампаниях был важен высокий уровень героизма и мужества солдат и добровольцев, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия. Эти люди не побоялись забыть о собственном благополучии и сделать все, от них зависящее, для благополучия других. Они выполняли любой приказ независимо от его разумности и результативности.

Общаясь с участниками боевых действий в Чечне, мы можем услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников «горячих точек». Матросов Алексей Валерьевич, преподаватель Городецкого Губернского колледжа - участник боевых действий на территории «горячей точки» в Чечне.

 

1.     Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных видов связи (согласование, управление, примыкание)

Согласование

Управление

Примыкание

 

 

 

 

2.     Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по главному слову (именные, глагольные, наречные)

Именные

Глагольные

Наречные

 

 

 

 

3.     Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по отношениям

Объектные

Обстоятельственные

Атрибутивные

 

 

 

4.     Выполните синтаксический разбор  6 словосочетаний по следующему алгаритму:

1)    Выпишите словосочетание

2)    Выделите крестиком главное слово в словосочетании

3)    Задайте вопросы к зависимому слову

4)    Составьте схему словосочетания, определив части речи, которыми выражены главное и зависимое слово

             ×

 ( главное слово + зависимое слово)

5)    Охарактеризуйте словосочетание

Ø По структуре (простое-сложное)

Ø По главному слову (именное, глагольное, наречное)

Ø По виду связи (согласование, управление, примыкание)

Ø По отношениям ( объектные, обстоятельственные, атрибутивные)

Ø По средствам связи ( форма слова, служебное слово, смысловая связь)


Словосочетание (изучите теоретический материал)

Словосочетание (изучите теоретический материал)

Прочитайте текст. Помним – значит живем…

Прочитайте текст. Помним – значит живем…

Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по главному слову (именные, глагольные, наречные)

Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по главному слову (именные, глагольные, наречные)

По средствам связи ( форма слова, служебное слово, смысловая связь)

По средствам связи ( форма слова, служебное слово, смысловая связь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020