Словосочетание (изучите теоретический материал)
Словосочетание - сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Выделяют главную и зависимую часть в словосочетании.
Словосочетанием не являются:
1. Подлежащее и сказуемое ( пришла зима)
2. Слово с предлогом ( в лесу, благодаря другу)
3. Однородные члены предложения и слова, соединенные союзом (большой и красивый)
Классификация словосочетаний
№п/п |
Параметр |
Разновидность |
Способ определения, пример |
1 |
По структуре |
· Простое · Сложное |
· имеет только главное и зависимое слово (пушистый снег) · В роли главного или зависимого слова может выступать словосочетание (выпавший пушистый снег) |
2 |
По главному слову |
· Именное
· Глагольное · Наречное |
· В роли главного слова - существительное, прилагательное, местоимение, числительное; · В роли главного слова - глагол, причастие, деепричастие · В роли главного слова - наречие, категория состояния |
3 |
По виду связи |
· Согласование
· Управление
· Примыкание |
· Главное и зависимое слово согласуются в роде числе и падеже. При изменении меняются оба слова ( белый снег, белым снегом) · Главное слово управляет формой зависимого - требует его при себе в определенной форме. При изменении меняется только главное слово (размышляю на уроке, размышляем на уроке) · Слова связаны по смыслу, а не грамматически. Ничего не изменяется в роли зависимого слова - неизменяемая часть речи или форма слова -деепричастие, инфинитив, наречие… (говорить громко) |
4 |
По отношениям |
· Объектные
· Обстоятельственные
· Атрибутивные |
· отвечают на вопросы косвенных падежей (кого?чего? кому? чему?кем?чем? о ком? о чем?) · отвечают на вопросы обстоятельства (где?когда?куда?откуда?почему?зачем? и как?) · отвечают на вопросы определения (какой?чей?) |
5 |
По средствам связи |
· Служебное слово · Форма слова · Смысловая связь |
· если есть предлог или частица в согласовании и управении · при согласовании и управлении · при примыкании |
Прочитайте текст.
Помним – значит живем…
В исторической судьбе Российского государства слились воедино радости и горести нашего народа, славные победы, высокие достижения и времена скорби, тяжелое бремя утраты.
У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… Все эти войны больно отзываются в наших сердцах.
Каждое поколение, так или иначе, оставляет свой след в истории, и чем дальше от нас это поколение, тем глубже становится его след. В настоящий момент мы глубоко чтим ветеранов Великой Отечественной войны.
Проходит время, и герои прошлого становятся в один ряд в памяти потомков. Герои чеченских войн также не уходят из нашего сознания, и когда-нибудь их имена будут на слуху. Отзвуки Чеченской войны не оставляют нас в покое. Именно они закончили XX век, оставив на нем жестокую отметину. До сих пор неясны причины этих войн и многие их тайны. Политики не могут понять, почему первая рядовая, казалось бы, операция обернулась катастрофой, а другая – не менее страшными событиями. Дискуссии в этой области будут еще очень долго будоражить умы.
В чеченских кампаниях был важен высокий уровень героизма и мужества солдат и добровольцев, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия. Эти люди не побоялись забыть о собственном благополучии и сделать все, от них зависящее, для благополучия других. Они выполняли любой приказ независимо от его разумности и результативности.
Общаясь с участниками боевых действий в Чечне, мы можем услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников «горячих точек». Матросов Алексей Валерьевич, преподаватель Городецкого Губернского колледжа - участник боевых действий на территории «горячей точки» в Чечне.
1. Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных видов связи (согласование, управление, примыкание)
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
|
|
2. Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по главному слову (именные, глагольные, наречные)
Именные |
Глагольные |
Наречные |
|
|
|
3. Выпишите из текста по 10 словосочетаний разных по отношениям
Объектные |
Обстоятельственные |
Атрибутивные |
|
|
|
4. Выполните синтаксический разбор 6 словосочетаний по следующему алгаритму:
1) Выпишите словосочетание
2) Выделите крестиком главное слово в словосочетании
3) Задайте вопросы к зависимому слову
4) Составьте схему словосочетания, определив части речи, которыми выражены главное и зависимое слово
×
( главное слово + зависимое слово)
5) Охарактеризуйте словосочетание
Ø По структуре (простое-сложное)
Ø По главному слову (именное, глагольное, наречное)
Ø По виду связи (согласование, управление, примыкание)
Ø По отношениям ( объектные, обстоятельственные, атрибутивные)
Ø По средствам связи ( форма слова, служебное слово, смысловая связь)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.