Лермонтов Утес
Оценка 5

Лермонтов Утес

Оценка 5
docx
31.05.2021
Лермонтов Утес
лермонтов утес и листок.docx

Урок литературы в 6 классе

Тема: Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова  «Утёс», «Листок».

 Цели: закрепление понятия мотива в лирике; выявление лейтмотива лермонтовских стихотворений; расширение представления о творчестве поэта; выявление связи лермонтовских лирических героев и автора; формирование навыков анализа поэтического текста.

Задачи: Развитие у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений, аналитических способностей, наблюдательности. Воспитание стремления к знаниям; привитие любви к искусству, ценностного отношения к своему культурному наследию.

Основные понятия: лирический герой, композиция, эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, мотив, одиночество, странничество.

 Методические приемы: беседа, слово учителя, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы –

Никто не хочет грусть делить.

(М. Ю. Лермонтов.)

I. Организационный момент.

Цель этапа: взаимное приветствие, выявление готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я сегодня приветствую вас и желаю всем творческих успехов, вдохновения.

II. Работа по теме.

1.         Слово учителя. Работа с эпиграфом  к уроку.

Цель этапа: введение в работу.

- Эпиграфом к уроку я взяла слова М. Ю. Лермонтова. (Чтение эпиграфа)

 - О чём этот отрывок? (Об одиночестве).

- Этот образ устойчивый и проходит через многие его стихотворения. Такой устойчивый образ называется мотивом.

2. Формулировка темы урока.

Цель этапа: совместная формулировка темы урока.

-Сформулируйте тему нашего урока.

- Молодцы, ребята, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Давайте попробуем?

3. Целевая установка.

Цель этапа: совместная с обучающимися постановка целей урока.

- Какова наша учебная задача? (Определить мотивы одиночества в поэзии Лермонтова через анализ двух стихотворений «Утёс», «Листок», выявить связь личности автора с «героями» его произведений).

4. Терминологический диктант.

Цель этапа: повторение литературоведческих терминов.

- Итак, цели поставлены. Для анализа стихотворений нам пригодятся литературоведческие понятия.  Сейчас я зачитываю значения, а вы записываете только термины.

1. Образ того героя в лирическом произведении, переживания мысли и чувства которого отражены в нём. (Лирический герой)

2. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (Композиция.)

3. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. (Антитеза.)

4. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (Эпитет.)

5. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)

6. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. (Метафора.)

- А теперь проверьте. (Взаимопроверка).

- Анализ стихотворений будет проводиться в той последовательности, в какой вы записали литературоведческие термины.

5. Анализ стихотворения «Утёс». Реализация воспитательной цели урока.

Цель этапа: закрепление понятие мотива в лирике; выявление лейтмотива лермонтовских стихотворений; расширение представления о творчестве поэта; выявление связи лермонтовских героев и автора; формирование навыков анализа поэтического текста. Развитие у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений; литературоведческого аппарата, аналитических способностей, наблюдательности. Воспитание стремления к знаниям; привитие любви к искусству, ценностного отношения к своему культурному наследию.

А. Беседа.

-Ну что ж, вооружившись знаниями, мы приступаем к анализу стихотворений.

-Творческий период Лермонтова составлял примерно 4 года, за это короткое время он создаёт большое количество произведений. Одним из последних стихотворений явилось стихотворение «Утёс», которое было написано в 1841 году незадолго до смерти поэта. Очень часто в его стихотворениях появляются такие герои, как парус одинокий, тучки-изгнанники, одинокий листочек дубовый, утёс, который стоит одиноко.

- В чём же причина одиночества Лермонтова? Давайте посмотрим, какова связь лирического героя и автора стихотворения.

Б. Выразительное чтение стихотворения учеником.

-  Прослушайте стих-е «Утёс», скажите, каким настроением пронизано это произведение?

В. Анализ стихотворения.

-Сколько лирических героев в стихотворении? (В стихотворении «Утес» два лирических героя: тучка и утёс.

- Что такое утёс? (Гранитная скала, огромная гора).

 - Какую картину вы представили? (Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес).

 - Каково внутреннее состояние героев? Начнём с тучки.

- При помощи каких средств выразительности это передается? (Беззаботная золотая тучка, метафора человека мотылька, которого ничего нигде не держит, да и спрос с него не велик, молодая, легкомысленная любит путешествия, игривая, жизнерадостная).

- Эта беззаботность предается отнесением к тучке слов, передающих быстрые действия. Назовите эти слова. («Умчалась», «весело играя»).

-  Почему тучка золотая?

- Почему тучка ночевала на груди утёса?(ближе к сердцу)

- Второй герой – утес великан. Какой он? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту. Это метафора сильного, внешне могучего человека, обладающего настоящей душой, способного к искреннему чувству и переживанию).

- Забыл ли утёс тучку?( Нет, остался влажный след в морщине старого утеса).

-Может, это слезы тучки?

-А может это слезы утеса?

- Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке.

- Почему задумался глубоко? (После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность).

 - О чём говорит слово «тихонько плачет»? (Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает. Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел.)

- Почему в пустыне? (Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя).

- Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него. Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … (Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя)

- Случайны ли здесь олицетворения? (Они помогают увидеть здесь чувства человека).

 - Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены: две противоположные стихии, утёс остается один).

- Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, Это антитеза.

- Какова композиция произведения? (Разделено на две части: в первой тучка на груди утёса, во второй - утёс горюет, после ухода тучки)

 - Во второй строфе все значимые слова стоят в конце строки. Какие это слова и для чего это нужно автору? (Чтобы акцентировать их значение. Утёс одинок.)

Г. Знакомство с новым понятием ИНВЕРСИЯ.

- Инверсия (перестановка) – необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.

Д. Продолжение анализа.

 - С кем сравнивает себя поэт? Почему?

- Утес – это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало способность мыслить и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог.

- С чем сопрягается этот мотив? (со страданием, горем, задумчивостью).

6. Анализ стихотворения «Листок». Реализация воспитательной цели урока.

Цель этапа: закрепление понятие мотива в лирике; выявление лейтмотива лермонтовских стихотворений; расширение представления о творчестве поэта; выявление связи лермонтовских героев и автора; формирование навыков анализа поэтического текста. Воспитание стремления к знаниям; привитие любви к искусству, ценностного отношения к своему культурному наследию.

А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Листок».

Б. Анализ стихотворения.

- О чем это стихотворение?

- Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути? (Странник.)

 

- Найдите в стихотворении «Листок» строчку с этим словом.

(И странник прижался у корня чинары высокой,

Приюта на время он молит с тоскою глубокой.)

- Какова история листка-странника?

- Что испытал листок в своих странствиях? (Холод, зной, горе, он засох и увял).

 

- Какие два существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.)

 

- Какой прием использован? (Антитеза).

- Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушать свой покой, не хочет знать ничего, что выходит за грани ее собственного мира.)

 

-    Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения у читателя? (Ощущение недосказанности.)

- А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание? (Дальше — море. Оно сулит гибель.)

 - Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? (Мотивы одиночества и странничества.)

IV.    Итог урока.

Цель этапа: обобщение материала, подведение итогов.

А. Беседа.

- Итак, мы проанализировали два стихотворения Лермонтова и увидели, что их объединяет тема (одиночества, тоски и грусти).

- Его герои такие же изгнанники. Он мятежный парус, он листок и утёс, он страдает и горюет. Это порождает задумчивость. Это сквозная тема, она проходит через всё творчество поэта. Тема одиночества отражена и в других стихотворениях поэта: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Стансы», «Одиночество», «Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Узник», «Парус».

- Обратимся к эпиграфу: В каких строчках звучит главная мысль? («Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить»)

-  Да, ребята, одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.

Б. Рефлексия.

Интервью.

- Мы ведём репортаж из «Украинской школы-гимназии». Сегодня проведен урок литературы в 6-в классе.

 - (Имя обучающегося), чему был посвящён урок?

- (Имя обучающегося), как вы охарактеризуете лирику Лермонтова?

- (Имя обучающегося), что особенного вы увидели в поэзии Лермонтова?

 -(Имя обучающегося), что было открытием для вас?

- (Имя обучающегося) что удивило?

VI. Домашнее  задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений.

Выучить стихотворение “Утёс”.

По желанию: сделать иллюстрации к стихотворениям «Утес», «Листок».


 

Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе

Воспитание стремления к знаниям; привитие любви к искусству, ценностного отношения к своему культурному наследию

Воспитание стремления к знаниям; привитие любви к искусству, ценностного отношения к своему культурному наследию

Утес – это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало способность мыслить и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того,…

Утес – это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало способность мыслить и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021