Лес чудес

  • Игры
  • Конкурсы
  • doc
  • 25.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный сценарий будет полезен учителям начальных классов, старшим вожатым. Материал предназначен для учащихся 1-4 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологического воспитания учащихся. Игра-путешествие имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает факты или события, которые обыгрываются в игровых действиях и становится близкими ребенку.Игра-путешествие на природе для учащихся начальных классов.
Иконка файла материала БУК.doc
БУК «МБС» Белоярская библиотека­филиал № 4 игра­путешествиеЦели мероприятия: п. Белый Яр, 2017    расширение детского кругозора;  знакомство с целебными свойствами лесных растений воспитание бережного отношения к природе Оформление зала: На  стене поместить карту с маршрутом путешествия:  станции  – «Загадкино», «Лесная опушка», «Аптека под ногами», «Цветочная поляна», «Грибная», «Царство птиц и зверей». Действующие лица: Ведущий, чтецы,  Экскурсовод,  Лесовичок,  Травница  Звучит тихая мелодия, выходят чтецы Чтец (1):           Очень добрым, очень светлым,          Золотистым ясным днем          Мы поедем в гости к лету          В гости к солнышку пойдем.Чтец (2):          Земляникой и  цветами          Встретят нас и лес,   и луг,          Наши песни вместе  с нами          Будут птицы петь  вокруг. Чтец (3):                Рано утром яркий лучик                Зазвенит в густой листве.                Речка плавать нас научит,                Ветер – бегать по траве.Ведущий:  Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, догадались, что мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по лету. А что такое – лето? Лето – это каникулы, это – лес,  речка, походы, море, горы, веселые игры, фильмы и книги. Попробуйте несколькими словами объяснить, что значит для вас лето.  (Ребята отвечают)  Маршрут   нашего   воображаемого   путешествия   вы   можете увидеть на карте  (демонстрирует), а наше    местонахождение и передвижения будем обозначать фигурками двух человечков. Ну, а теперь в путь! Экскурсовод:  Начинается наше увлекательное путешествие   Ребята,   а   вы   когда–нибудь со   станции   «Загадкино».   задумывались, почему все дети так любят загадки. Да потому, что загадки открывают нам тайны и заставляют думать и размышлять. И вот сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете загадки, которые, конечно же,  связаны с летом.  Колобок, колобок, Золотистый бок. За елки нырнул, Там крепко заснул. А к утру проснулся. На весь мир улыбнулся.      (Солнышко) Приходил­ стучал по крыше. Уходил – никто не слышал.   (Дождь)Туча скрыла солнца свет, Рухнул мост, а щепок нет      (Радуга) Стоит он, задумчивый, В желтом венце, Темнеют веснушки На круглом лице.                   (Подсолнух) Сильнее солнца. Слабее ветра. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет.   (Туча) Теплый, теплый, длинный день. В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц?  Подскажи­ка!        (Июнь) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень Началась косьба хлебов.Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это?           (Июль) Ведущий:    Молодцы,  ребята!   Сразу  видно,   что   вы  очень любите  и  с нетерпением ждете это время года. Чтец (1):                                                         Чтец (2): Я спросил у поля:                                       Я спросил у леса: «Что такое лето?»                                      «Что такое лето?» Поле мне сказало:                                       Лес мне отвечает: «Наше лето – это                                        «Наше лето – это Колоски усатые                                           Голоса задорные Зернами богатые.                                        И грибы отборные Тучные, ядреные,                                         Полные корзины Солнцем  напоенные!»                                Сахарной малины» Экскурсовод:    Дорогие,   ребята!   Наше   путешествие   продолжается, и следующая  станция «Лесная  опушка».   Лес…   Это   сказочный   мир   доброго   царя   Берендея.   полон   загадок   и Присмотритесь   и   прислушайтесь…   Лес   таинства.   Он   многих   приютил.   Здесь   живут   звери   и   птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разных ягод и грибов! Крупные   и   мелкие   цветки   смотрят   на   нас   из   травы.   Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.  Лесная сказка самая прекраснаяВ ней тишина, и шорох, и покой. Вода в ручье прозрачная и ясная И пень, покрытый нежною листвой. В ней солнце озаряет детство радостью, В ней столько непонятного порой, Манит черника свежей­свежей сладостью. И гриб уводит в чащу за собой. В ней столько трелей звонких, шумных,  радостных, В ней счастью нет предела и добру. И если хочешь наслаждений сладостных, То в лес наш отправляйся поутру. Ведущий:    Ребята,   как   вы   думаете,     кто   самый   главный человек в лесу. Он следит за порядком, охраняет его? Правильно – это лесовичок.  Сегодня он пришел к нам в гости, чтобы помочь нам совершить путешествие по загадочному лесу.  Лесовичок: Я лесовичок! Я живу в лесу и все деревья, все травинки­былинки   знаю   наперечет.   Многие   растения   стали исчезать из леса, поэтому я их охраняю. И цветы разрешаю рвать только те, которых много. Я люблю побродить по Зеленой стране, Здесь друзей заводить очень нравится мне. На сюрпризы горазд  молчаливый народ И за то, что отдаст, ничего не берет. В той стране – благодать, удивительный свет. Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?Загляни­ка со мной в эту славную жизнь И с Зеленой страной навсегда подружись! (Е.Серова «Зеленая страна») Представим, что мы находимся в лесу, только­только в него вошли.   Что   же   ждет   нас   на   лесной   тропинке?   Предлагаю   вам ответить   на   вопросы  викторины   «Лесные   догонялки».   На заданные вопросы вы отвечаете коротко «да» или «нет».  Спит ли дерево?   (нет)  Белка сушит грибы на ветках?  (да)  Малина ­ вечнозеленое растение?  (нет)  Спит ли еж зимой?                       (да)  Клесты любят еловые шишки?    (да)  Ворона подкладывает свои яйца в чужие гнезда?  (нет)  Мухомор ядовит?  (да)  Воробьи прилетают к нам только зимой?  (нет)  Шиповник – это дикая роза?  (да)  Иву называют плакучим деревом?  (Да)  Подосиновики растут на пнях и разрушают их?  (нет) Лесовичок:    Молодцы!     Знакомство   с   лесом   началось успешно,   а     теперь   я   вам   усложню   задание.   Слушайте   меня внимательно и отвечайте на вопросы: 1.  О настойке из этого растения в старину говорили, что она «дороже есть злата драгова и пристоит ко всем недугам». ВXIX веке ученые исследовали это растение, и медики стали применять   целебную   настойку   как   лекарство   против сердечных   заболеваний.   Нужно   помнить.   Однако,   что растение это ядовито!     (Ландыш) 2.   Мед, который собирают пчелы с этого растения, лучше многих других: и вкусен, и полезен, и ароматен! Целебными свойствами обладают и листья этого растения, и побеги,  и цветки. Ну, а про ягоды и говорить нечего: в любом виде – свежие,   сваренные,   высушенные   –   это   и   лакомство,     и лекарство.       (Малина) 3.  Говорят, что в зарослях этого кустарника лесные гномы прячут свое богатство. И в самом деле, ягоды его не только вкусны, но и чрезвычайно полезны. Особенно хорошо они помогают при заболеваниях глаз. (Черника) 4.   Целебные свойства этого растения известны человеку с незанятных   времен.   Настойка   его   корня   –   хорошее успокоительное средство. Название растения происходит от латинского слова  «вале» ­ «будь здоров».                     (Валериана) 5. Это   неприметное   на   вид   растение   –   одно   из   самых душистых в мире. Его часто используют в кулинарии, его   С экстракт   добавляют   во   многие   лекарства.уверенностью   можно   сказать,   что   вы   и   сегодня встречались с ним  ­ когда чистили зубы!               (Мята) Лесовичок:  Молодцы, ребята,  порадовали вы меня своими ответами. Но мне пора: нужно успеть обойти свои владения. До свидания, друзья! Лесовичок  уходит Ведущий:    Наше путешествие продолжается и следующая станция «Аптека под ногами».  Ребята,  представьте себе такую ситуацию:   пошли   мы   в   лес   с   ночевкой,   поставили   палатки, разложили   костер.   Хорошо!   Песни   поем,   в   речке   купаемся, играем. И тут вдруг вспоминаем, что забыли аптечку. Что же нам делать?   Расстраиваться нет причин, ведь в лесу столько трав и многие   из   них   целебные.   А   в   каких   случаях   их   применяют   – знаете? На эти вопросы вам поможет ответить  девица Травница. Выходит Травница Травница:  Добро   пожаловать   в   наше   лесное   царство! Ответив на вопросы викторины  «Лесные доктора», вы узнаете много интересного о целебных свойствах растений, которые нас окружают и тогда  никакие болезни вам будут  не страшны:  С помощью каких растений можно унять зубную боль?                            (зверобой, ромашка, шалфей, кора дуба)  Что   это   за   «трава   от   99   болезней»? (зверобой)  Какие растения можно использовать для заварки чая?(Мята, душица, зверобой, малина, земляника, липа, чабрец)   Это средство от простуды,            Знают все о том повсюду.            Хоть невзрачен этот цвет,            Но полезней чая нет,            При ангинах и простудах            Пьют целебный этот чай                                                                 (липовый цвет)  Кто поранил пятки?               Подорожник выручит           Подходи, ребятки!                 Подорожник вылечит!                                                                                (Подорожни к) Ведущий: Много лекарственных растений на полянке, всех и не упомнишь. А вот ответьте мне на такой вопрос: «У кого есть шапка   без   головы,   да   нога   без   сапога?   Правильно   у   гриба. Незаметно  мы   добрались  до станции  «Грибная».    Сейчас   мы проведем конкурс «Грибное лукошко».  Для конкурса нужны две маленькие корзинки, рисунки или иллюстрации   грибов,   которые   раскладываются   на импровизированной лесной поляне. Правила   игры:     два   игрока   собирают   в   свои   корзины съедобные грибы, выигрывает тот, кто наберет больше грибов и правильно назовет их.Пока наши игроки собирают грибы, мы будем отгадывать грибные загадки:  Гордо встал на ножке крепкой           В фартучке и красной кепке           Раскрасавец удалой.           Вид приятный, норов злой (Мухомор)  У этой розовой подружки           Чудо­волны на макушке.           Для любителей солить           Принято ее хвалить (Волнушка)  Не спорю – не белый.           Я, братцы, попроще.           Расту я обычно           В березовой роще (Подберезовик)  Зашел мужик в сосняк,           Нашел белый слизняк           Бросить жалко,           Съесть – сыро.                           (Груздь)  Что за ребята на пеньках           Столпились дружной кучкой           И держат зонтики в руках,Застигнутые тучкой?                       (Опята) Ведущий:  Ребята, обратите внимание,  впереди раскинулся ковер, да такой красочный, разноцветный.   Как вы думаете, что это? Правильно, это – цветочная поляна.  Человек на земле – недавний гость в сравнении с природой. Наши   угрюмые   предки,   не   способные   понять   красоту окружающей природы, еще прятались в пещерах, а на лугах уже пестрели цветы!   А вы знаете, ребята, что луговые цветы самые красивые. Природа наградила их неброской, но гармоничной красотой.  Когда люди устают от грохота шоссейных дорог, от унылого однообразия   бетонных   стен   и   пластикового   уюта   квартир,   они выбираются   на   природу,   где   их   настроение   врачуют   деревья, птицы и цветы. Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства   и   тонкой   красоты   смягчает   душу     и   раскрывает лучшие грани человеческого характера.  Вы согласны со мной? Сейчас вам предстоит отгадать загадки о цветах.   Готовы, тогда начали:  Их видимо­невидимо, не сосчитаешь их!           И кто их только выдумал – веселых, голубых?           Должно быть, оторвали от неба лоскуток.          Чуть­чуть поколдовали и сделали цветок. (Незабудки)  Стоят у реки сестрички­           Желтый глазок, белые реснички.(Ромашка)  Из­под снега расцветает,           Раньше всех весну встречает. (Подснежник)  Белым шариком пушистым          Я красуюсь в поле чистом.           Дунул легкий ветерок ­           И остался стебелек               (Одуванчик)  Белые горошки на зеленой ножке  (Ландыш) Ведущий:  Мир цветов таинственен и чудесен.   Любуйтесь им, изучайте и  защищайте его! Экскурсовод:   Ребята,   наше  путешествие продолжается и впереди   нас ждет   много интересного и неизвестного.   Живут­ поживают лесные обитатели в гостинице, горя не знают, а обедать ходят, вы не поверите, в самые настоящие «Лесные столовые».  Для любого есть в лесу столовая, Все там приготовлено для нас. Мебель там дубовая, еловая. Музыка? Симфония и джаз! Ресторан «Орешек» где­то в чаще, Белка проведет тебя туда. А в ларек «Черничный» ходят чаще, Тесно там, да это не беда.                                (Е.Серова)Ведущий:  Ребята,   давайте,     и   мы   заглянем   в   лесную столовую, наверняка, встретим знакомых.   А хотите узнать, что подают лесным жителям на обед?   Тогда придется ответить на вопросы викторины «Лесное меню»:  Такие лакомые братцы в зеленых гнездышках теснятся (орехи)  Две   сестры   летом   зелены,   к   осени   одна   ­   краснеет, другая – чернеет.     (смородина)  Стоит   Антошка   на   одной   ножке,     сам   маленький,   а шляпа большая                                   (гриб)  Красная овечка, белое сердечко       (малина)  Как на стежке, на дорожке Вижу алые сережки. За одною наклонилась, А на десять набрела. Я клонилась – не ленилась, Кружку с верхом набрала.            (земляника)  Какой плод до зимы живет?      (рябина)  Не балует дуб детей,  одевает без затей: Все в его семейке носят тюбетейки(желуди) Экскурсовод:    Вот   и   закончилось   наше   путешествие   по удивительной «Зеленой стране». Любите лес и его обитателей, берегите их, а если не в силах сделать что­то полезное, то хотя бы не вредите! Чтец (1):  Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! Чтец (2): Нам, как радость, нужны и понятны Шум лесов и ручьев хлопотливая речь. Так давайте же вместе, ребята, Родную природу беречь! Ведущий:  Вот   и   закончилось   наше   путешествие   по удивительной   «Зеленой   стране».   Но   лето   продолжается.   И впереди у нас еще много, путешествий, игр, викторин.  И все это нам дарит лето!Использованная   литература: 1. Андреева, Т.  Волшебный букет / Т. Андреева, Р.Черняева // Сценарии и репертуар.­2007.­ №13.­ С.66­74. 2. Бондаренкова,   Е.   Сказочный   мир   царя   Берендея   / Е.Бондаренкова // Сценарии и репертуар.­ 2008.­ Вып.11.­С. 46­60 3. В   гармонии   с   природой   /   ред.­сост.   Л.И.   Жук.­   Минск: Красико­Принт, 2002.­ 128 с.­ (Праздник в школе) 4. Земные   карусели/   ред.­сост.   Л.И.   Жук.­   Минск:   Красико­ Лежнева, С. День леса: познавательно­развлекательная Принт, 2007.­ 128 с.­ (Праздник в школе) 5. программа /С.Лежнева // Сценарии и репертуар.­ 2008.­ №11.­ С.39­45 6. Милохина,   Н.Р.   Лес   чудес:   познавательное   путешествие   / Н.Р. Милохина // Читаем, учимся, играем.­2003.­ №3.­ С. 86­ 877. Семенихина, Е. Все нам лето подарило…/Е.Семенихина // Лето звездное, будь со мной / Ред.­сост. Л.И.Жук – Минск: Красико­Принт, 2002.­ С.12­17.­ (Праздник в школе)