Урок русского языка в 6 классе (27.02.15)
Тема: «Личные местоимения»
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
(Учитель читает стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
- Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”.
Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
Фронтальный опрос
-Какая часть речи называется местоимением?
- Каковы морфологические признаки местоимений? Как они изменяются?
- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?
- Назовите известные вам разряды местоимений.
- А сейчас прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей.
- Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения?
- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
-Давайте запишем с вами предложение и разберем его.
По вечерам на морях и океанах мы совершали удивительные подвиги, но днем нас одолевали невзгоды.
Назовите все местоимения, которые были употреблены в нем?
-На что указывают данные местоимения? (на человека, личность).
-Личные местоимения представлены 8 местоимениями (запись на доске и в тетрадях)
|
Ед.число |
Мн.число |
1л |
я |
мы |
2л |
ты |
вы |
3л |
он, она, оно |
они |
-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о морфологических признаках личных местоимений (местоимение обладают лицом, числом, родом - только у 3-его лица ед.числа).
-Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений.
Вы видите таблицу:
И. |
я |
ты |
м-ы |
в-ы |
он, он-о |
он-а |
он-и |
Р. |
мен-я |
теб-я |
н-аc |
в-аc |
его |
её |
их |
Д. |
мн-е |
теб-е |
н-ам |
в-ам |
ему |
ей |
им |
В. |
мен-я |
теб-я |
н-ас |
в-ас |
его |
её |
их |
Тв. |
мн-ой (-ою) |
тоб-ой(-ою) |
н-ами |
в-ами |
им |
ей(ею) |
ими |
Пр. |
обо мн-е |
О теб-е |
о н-ас |
о в-ас |
о нем |
о ней |
о них |
- Первая особенность склонения такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже –« я», а в родительном – совсем другая основа – «меня».
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование, например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
После предлогов у местоимений 3-его лица появляется буква «Н» (к нему, у нее).
Это связано с историей развития языка. Раньше предлоги «в», «с», «к» оканчивались на носовой согласный и имели вид «вън», «сън», «кън» (сън имъ, кън ему и т.д.). В дальнейшем конечный «Н» предлога перешел к местоимению: въ немъ, съ нимъ, къ нему. По аналогии с предлогами «в», «с», «к» начальное «н» появилось и после предлогов у, возле, около и др. Однако после предлогов позднейшего образования (благодаря, вопреки, навстречу, согласно) и после прилагательных в сравнительной степени «н» в местоимениях не употребляется: возле него, но навстречу ему.
- Эти три особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
-Вернемся к предложению, которое мы записали ранее. Найдите личные местоимения, определите, каким членом предложения они являются. Сделайте вывод о синтаксической роли личных местоимений.
Вывод: личные местоимения в предложении могут быть подлежащим или дополнением.
-Послушайте стихотворение Александра Пушкина. Найдите на слух в данном тексте личные местоимения, выпишите их в тетрадь, определяя у них число.
Ты и вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
-Ко скольким людям обращается литературный герой?
-Почему же употребляется форма мн.ч. «Вы»? (уважительное обращение)
-Тогда зачем автор стихотворения употребляет «ты»?
-Почему местоимение «Вы» написано с заглавной буквы? («Вы»-уважительное отношение к возлюбленной. «Ты» мысленно или реально приближает человека к себе).
Вы — личное местоимение второго лица множественного или единственного числа. Служит для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, а также как форма вежливости для обозначения одного лица — собеседника.
Использование уважительного «Вы» в единственном числе впервые отмечено в латыни для обращения к императору. В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «Вы» в единственном числе не существовало. Так, в «Повести временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы».
В Россию выканье пришло относительно недавно. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы. За нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования.
Когда же вы и ваш пишутся с большой буквы?
-если местоимения «Вы», «Ваш» используется как форма вежливого обращения к одному лицу
Вежливое Вы требует
- мн.числа глагола : Ольга, Вы пойдёте со мной в кино?
-мн.числа краткого прилагательного: Ольга, после премьеры Вы были так счастливы.
-ед.числа полного прилагательного: Ольга, Вы очень красивая.
-Ребята, обратите внимание на словосочетания в рамочке, помещенные на странице вашего учебника, запишите их: грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.
Глагол с предлогом диктует нам Д.п., а местоимения употреблены в П.п. В чём причина? Совершим экскурс в историю. В XIX веке с предлогом «по» употреблялись формы предложного падежа местоимений кто, что, он, мы, вы, правильно было говорить: по ком, по чем, по нас, по вас. А. Х. Востоков в "Русской грамматике" (1834 года) приводит такой пример: «По ком стреляли? По неприятелю». В современном русском языке местоимения кто, что и он выступают обычно в форме дательного падежа, нам есть по кому равняться, по чему учиться. Именно по кому и по чему, а не по ком и по чем, эти формы признаны устаревшими. А вот местоимения мы и вы долгое время продолжают сочетаться с формами предложного падежа.* (эту же норму П.п. изучаем с детьми по учебнику)
*Но сегодня уже и эти местоимения употребляются в дательном падеже.
Скучаю, грущу, тоскую по вас - старая норма; скучаю, грущу, тоскую по вам – новая, пишут специалисты «Грамоты.ру». Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках.
Академическая "Русская грамматика" 1980 года скучать по вам и скучать по вас рассматривает как равноправные варианты. А вот согласно "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой правильно: скучаю по вам, рядом с скучаю по вас стоят пометы «устарелое и просторечное».
Этот же словарь разрешает нам скучать, грустить, тосковать и о вас.
6. Закрепление изученного.
-Чтобы закрепить полученные знания, выполним ряд упражнений.
1. Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж.
Навстречу (ему, нему) Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
2.Выполнение упражнений учебника по выбору учебника.
7. Релаксация. Игра (отгадывание загадок).
Какие два местоимения мешают автомобилям? (Я, МЫ)
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. А вместе они – овощ. (ТЫКВА)
Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ)
В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Отредактируйте текст. Исправьте грамматические ошибки (правильно употребите местоимения).
Мальчики выбежали из калитки, а маленькая Оля пролезла через дырку в заборе. Сквозь ее не раз удирал ушастый заяц с морковкой в зубах. За им сейчас как раз и гнались мальчишки, потому что капуста вновь оказалась съеденной. Нет капусты- нет и вкусного бабушкиного пирога. Она не пыталась догнать ребят, потому что маленькие ножки еще не умели быстро бегать. Тогда она крикнула ребятам вслед: «Я буду плакать и грустить по Вам! Принесите мене ягодки, если не отыщете зайку!»
8. Домашнее задание: пар. 60, упр.
9. Подведение итогов.
- Итак, какую тему мы изучали?
-О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
- Как пишутся личные местоимения с предлогами?
- Какова синтаксическая роль личных местоимений?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.