ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 1 класса «____» ________________________________________________________
Литературное чтение
№ п/п |
Формируемые навыки и умения |
Четверти |
||
III |
IV |
|||
1. |
Умение читать текст: |
По слогам |
|
|
Слог + слово |
|
|
||
Целыми словами |
|
|
||
Правильно (без ошибок) |
|
|
||
Осознанно (осмысленно) |
|
|
||
Выразительно (соблюдать знаки препинания) |
|
|
||
Пересказывать прочитанное |
|
|
||
2. |
Умение работать с книгой: |
объяснять смысл названия произведения |
|
|
выбирать нужное слово из предложенного списка |
|
|
||
находить значения непонятных слов в словаре |
|
|
||
отвечать на вопросы по содержанию |
|
|
||
пересказывать фрагменты текста |
|
|
||
высказывать своё отношение к героям произведения |
|
|
||
знакомиться с новой книгой, её автором |
|
|
||
3 |
Творческая деятельность: |
сочинять рассказ по рисунку |
|
|
сочинять истории на заданную тему |
|
|
||
выразительно читать стихотворения |
|
|
||
учить наизусть стихотворения |
|
|
||
4. |
Темп чтения |
|
|
|
Русский язык
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Алфавит |
|
|
|
|
2. |
Гласные |
|
|
|
|
3. |
Твёрдые и мягкие согласные |
|
|
|
|
4. |
Парные согласные |
|
|
|
|
5. |
Правописание жи-ши, |
|
|
|
|
|
ча-ща |
|
|
|
|
|
чу-щу |
|
|
|
|
|
чк-чн |
|
|
|
|
6. |
Перенос слов |
|
|
|
|
7. |
Большая буква в фамилиях |
|
|
|
|
|
в именах |
|
|
|
|
|
в кличках |
|
|
|
|
|
в географических названиях |
|
|
|
|
|
Умения: |
|
|
|
|
1. |
Писать буквы и соединения без искажений |
|
|
|
|
2. |
Различать гласные и согласные |
|
|
|
|
3. |
Распределять слова по алфавиту |
|
|
|
|
4. |
Ставить ударение |
|
|
|
|
5. |
Переносить несложные слова |
|
|
|
|
6. |
Списывать текст (20слов) |
|
|
|
|
7. |
Писать без ошибок словарные слова |
|
|
|
|
8. |
Писать без ошибок текст под диктовку (20 слов) |
|
|
|
|
9. |
Устно составлять предложение на тему |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Последовательность и название чисел от 1 до 20 |
|
|
|
|
2. |
Названия компонентов и результата при сложении и вычитании |
|
|
|
|
3. |
Переместительное свойство сложения |
|
|
|
|
4. |
Таблицу сложения и вычитания в пределах 10 |
|
|
|
|
|
Умение: |
|
|
|
|
1. |
Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке |
|
|
|
|
2. |
Считать десятками в пределах 100 |
|
|
|
|
3. |
В пределах 20 числа: читать |
|
|
|
|
|
записывать |
|
|
|
|
|
сравнивать |
|
|
|
|
4. |
Решать примеры до 20 вида: 16 -1 |
|
|
|
|
4. |
Решать примеры до 20 вида: 16 -1 |
|
|
|
|
|
16+1 |
|
|
|
|
|
10+6 |
|
|
|
|
|
16 -6 |
|
|
|
|
|
16-10 |
|
|
|
|
5. |
Решать задачи в 1 действие: нахождение суммы |
|
|
|
|
|
нахождение разности |
|
|
|
|
|
на сравнение |
|
|
|
|
|
больше «на» |
|
|
|
|
|
меньше «на» |
|
|
|
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Части тела |
|
|
|
|
2. |
Органы чувств |
|
|
|
|
3. |
Правила личной гигиены |
|
|
|
|
4. |
Правила безопасного поведения |
|
|
|
|
5. |
Название страны, флаг, герб нашей страны |
|
|
|
|
6. |
Части растений |
|
|
|
|
7. |
Виды транспорта |
|
|
|
|
8. |
Признаки времён года |
|
|
|
|
9. |
Название месяцев в году |
|
|
|
|
10 |
О значении домашних животных в жизни человека |
|
|
|
|
|
Необходимо уметь: |
|
|
|
|
1. |
Выполнять правила личной гигиены |
|
|
|
|
2. |
Выполнять правила безопасного поведения в общественных местах |
|
|
|
|
3. |
Правильно вести себя в природе |
|
|
|
|
4. |
Ухаживать за комнатными растениями |
|
|
|
|
Условные обозначения:
○ (красный)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
○ (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
○ (синий)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 2 класса «_____»____________________________________________
Литературное чтение
№ п/п |
Формируемые навыки и умения |
Четверти |
||||
I |
II |
III |
IV |
|||
1. |
Способ чтения |
по слогам |
|
|
|
|
по слогам и целыми словами |
|
|
|
|
||
целыми словами |
|
|
|
|
||
2. |
Правильность чтения |
без ошибок |
|
|
|
|
1 – 2 ошибки |
|
|
|
|
||
3 и более |
|
|
|
|
||
пропуск, замена, искажение |
|
|
|
|
||
постановка ударения |
|
|
|
|
||
ошибки в окончаниях слов |
|
|
|
|
||
повторы |
|
|
|
|
||
3. |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
4. |
Выразительность чтения |
|
|
|
|
|
5. |
Пересказ |
|
|
|
|
|
6. |
Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
7. |
Составление собственного рассказа |
|
|
|
|
Русский язык
1. |
Звукобуквенный анализ слов (транскрипция) |
|
|
|
|
|
2. |
Морфемный анализ слов |
|
|
|
|
|
3. |
Списывание |
|
|
|
|
|
4. |
Письменный пересказ текста повествовательного характера |
|
|
|
|
|
5. |
Письмо под диктовку |
|
|
|
|
|
6. |
Создание речевых произведений определенных жанров |
|
|
|
|
|
7. |
Каллиграфия |
|
|
|
|
|
8. |
Прием письма «с окошечками» |
|
|
|
|
|
9. |
Ошибкоопасные места |
пропуски, замены, искажения |
|
|
|
|
большая буква в начале предложения |
|
|
|
|
||
знаки препинания в конце предложения |
|
|
|
|
||
пробелы между словами |
|
|
|
|
||
большая буква в именах собственных |
|
|
|
|
||
жи – ши, ча – ща, чу – щу |
|
|
|
|
||
обозначение мягкости согласных при письме |
|
|
|
|
||
разделительный ь и ъ знаки |
|
|
|
|
||
безударные гласные в корне слова |
|
|
|
|
||
парные по глухости – звонкости согласные в корне слова |
|
|
|
|
||
непроизносимые согласные в корне слова |
|
|
|
|
||
удвоенные согласные |
|
|
|
|
||
правописание приставок |
|
|
|
|
||
правописание суффиксов |
|
|
|
|
||
словарные слова |
|
|
|
|
||
перенос слов |
|
|
|
|
Математика
1. |
Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 |
|
|
|
|
|
2. |
Сложение и вычитание в пределах 100 |
|
|
|
|
|
3. |
Название компонентов и результата действий |
сложения |
|
|
|
|
вычитания |
|
|
|
|
||
умножения |
|
|
|
|
||
4. |
Умение сравнивать числа, выражения |
|
|
|
|
|
5. |
Единицы длины (см, дм, м), единицы времени (ч, мин, с) |
|
|
|
|
|
6. |
Решение задач
|
составление рисунка, схемы … |
|
|
|
|
выбор действий |
|
|
|
|
||
7. |
Таблица умножения |
х 8 |
|
|
|
|
х 9 |
|
|
|
|
||
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
|
|
Знания: |
|
|
|
|
|
1. |
О значении наблюдений, опытов |
|
|
|
|
|
2. |
Строение и назначение термометра |
|
|
|
|
|
3. |
О назначении справочной литературы |
|
|
|
|
|
4. |
Название нашей планеты и нашей звезды |
|
|
|
|
|
5. |
Луна – спутник земли |
|
|
|
|
|
6. |
Глобус – модель Земли |
|
|
|
|
|
7. |
Названия материков и океанов |
|
|
|
|
|
8. |
О вреде шума |
|
|
|
|
|
9. |
Правила безопасного обращения с электроприборами |
|
|
|
|
|
10. |
Условия жизни растений и животных |
|
|
|
|
|
11. |
Характерные признаки времён года |
|
|
|
|
|
12. |
О значении совместного труда в обществе |
|
|
|
|
|
13. |
Правила поведения в общественных местах |
|
|
|
|
|
|
Умения: |
|
|
|
|
|
1. |
Пользоваться термометром |
|
|
|
|
|
2. |
Различать тела природы и изделия |
|
|
|
|
|
3. |
Приводить примеры тел и веществ |
|
|
|
|
|
4. |
Приводить примеры источников энергии |
|
|
|
|
|
5. |
Приводить примеры растений суши и водоёмов |
|
|
|
|
|
6. |
Приводить примеры животных суш и водоёмов |
|
|
|
|
|
7. |
Различать времена года |
|
|
|
|
|
8. |
Правильно вести себя дома, на улице, в гостях |
|
|
|
|
Условные обозначения:
○ (красный)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
○ (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
○ (синий)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 3 класса «_____» __________________________________________
Литературное чтение
№ п/п |
Формируемые навыки и умения |
Четверти |
||||
I |
II |
III |
IV |
|||
1. |
Умение читать текст: |
Плавно |
|
|
|
|
Правильно (без ошибок) |
|
|
|
|
||
Осознанно (осмысленно) |
|
|
|
|
||
Выразительно |
|
|
|
|
||
Целыми словами |
|
|
|
|
||
2. |
Умение работать с книгой: |
Объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием |
|
|
|
|
Ставить вопросы к тексту и пересказывать его |
|
|
|
|
||
Составлять план произведения, рассказы о героях |
|
|
|
|
||
Определять тему и главную мысль текста |
|
|
|
|
||
Выявлять авторское отношение к персонажам |
|
|
|
|
||
Сопоставлять разных героев |
|
|
|
|
||
Определять свое отношение к произведению и героям |
|
|
|
|
||
Представлять книгу по титульному листу, оглавлению, предисловию |
|
|
|
|
||
Различать малые фольклорные жанры |
|
|
|
|
||
Находить сравнения, метафоры, олицетворения |
|
|
|
|
||
Различать сказку, рассказ, басню |
|
|
|
|
||
Выделять портрет героя, его поступки, описание природы |
|
|
|
|
||
3 |
Творческая деятельность: |
создавать словесные иллюстрации к тексту |
|
|
|
|
вести рассказ от лица героя |
|
|
|
|
||
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках |
|
|
|
|
||
4 |
Необходимо |
знать наизусть 12-17 произведений |
|
|
|
|
5. |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
Русский язык
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Значимые части слова |
|
|
|
|
2. |
Части речи: существительное |
|
|
|
|
прилагательное |
|
|
|
|
|
глагол |
|
|
|
|
|
личные местоимения |
|
|
|
|
|
предлоги |
|
|
|
|
|
3. |
Члены предложения ( подлежащее, сказуемое) |
|
|
|
|
4. |
Правописание проверяемых безударных гласных |
|
|
|
|
5. |
Правописание парных согласных |
|
|
|
|
6. |
Правописание непроизносимых согласных |
|
|
|
|
7. |
Разделительный Ъ знак |
|
|
|
|
8. |
Ь знак после шипящих |
|
|
|
|
9. |
НЕ с глаголами |
|
|
|
|
10 |
Написание приставок и предлогов |
|
|
|
|
|
Умение: |
|
|
|
|
1. |
Списывать текст без искажений (60-65слов) |
|
|
|
|
2. |
Писать без ошибок текст под диктовку (60 слов) |
|
|
|
|
3. |
Устанавливать связь слов в предложении |
|
|
|
|
4. |
Определять части речи |
|
|
|
|
5. |
Производить фонетический анализ слов |
|
|
|
|
6. |
Производить разбор слов по составу |
|
|
|
|
7. |
Производить элементарный анализ предложений |
|
|
|
|
8. |
Вычленять словосочетания |
|
|
|
|
9. |
Правильно оформлять предложение |
|
|
|
|
10 |
Определять тему текста |
|
|
|
|
11 |
Озаглавливать текст |
|
|
|
|
Математика
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Последовательность и название чисел от 1 до 1000 |
|
|
|
|
2. |
Названия компонентов и результата при умножении |
|
|
|
|
|
при делении |
|
|
|
|
3. |
Взаимосвязь действий умножения и деления |
|
|
|
|
4. |
Таблицу умножения однозначных чисел |
|
|
|
|
5. |
деления однозначных чисел |
|
|
|
|
6. |
Порядок выполнения действий (3-4 действия) |
|
|
|
|
7. |
Соотношение между единицами длины |
|
|
|
|
|
массы |
|
|
|
|
|
времени |
|
|
|
|
8. |
Свойства диагоналей прямоугольника |
|
|
|
|
|
Умение: |
|
|
|
|
1. |
В пределах 1000 числа: читать |
|
|
|
|
|
записывать |
|
|
|
|
|
сравнивать |
|
|
|
|
2. |
Выполнять устно ( в пределах 100) сложение |
|
|
|
|
|
вычитание |
|
|
|
|
|
умножение |
|
|
|
|
|
деление |
|
|
|
|
3. |
Находить значение числовых выражений (3- 4 действия) без скобок |
|
|
|
|
|
со скобками |
|
|
|
|
4. |
Выполнять в пределах 1000 письменное сложение |
|
|
|
|
|
вычитание |
|
|
|
|
5. |
Выполнять проверку вычислений |
|
|
|
|
6. |
Решать задачи в 1-4 действия |
|
|
|
|
7. |
Вычислять периметр прямоугольника, треугольника, решать задачи |
|
|
|
|
8. |
Вычислять площадь прямоугольника., решать задачи |
|
|
|
|
9. |
Устанавливать зависимость между величинами |
|
|
|
|
10. |
Выполнять действия с именованными числами |
|
|
|
|
11. |
Строить на нелинованной бумаге прямоугольник |
|
|
|
|
12. |
Чертить с помощью циркуля окружность |
|
|
|
|
13. |
Делить отрезок пополам с помощью циркуля |
|
|
|
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Явления природы |
|
|
|
|
2. |
Горизонт, линия горизонта |
|
|
|
|
3. |
Состояния воды в природе |
|
|
|
|
4. |
Круговорот воды в природе |
|
|
|
|
5. |
Свойства воды |
|
|
|
|
6. |
Свойства воздуха |
|
|
|
|
7. |
Горные породы и полезные ископаемые |
|
|
|
|
8. |
Почва , ее значение |
|
|
|
|
9. |
4 царства живой природы |
|
|
|
|
10. |
Органы растений и их значение |
|
|
|
|
11. |
Размножение и развитие растений |
|
|
|
|
12. |
Основные группы животных |
|
|
|
|
13. |
Органы человека и их функции |
|
|
|
|
14. |
Значение и охрана природы |
|
|
|
|
15. |
Влияние человека на живую природу |
|
|
|
|
|
Умения: |
|
|
|
|
1. |
Находить стороны горизонта |
|
|
|
|
2. |
Проводить наблюдения, опыты |
|
|
|
|
3. |
Различать 5-6 растений |
|
|
|
|
4. |
Различать 7-8 животных |
|
|
|
|
5. |
Устанавливать взаимосвязи между организмами |
|
|
|
|
6. |
Приводить примеры отношения человека к природе |
|
|
|
|
7. |
Правила личной гигиены |
|
|
|
|
8. |
Выполнять правила поведения в природе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
○ (красный)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
○ (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
○ (синий)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 4 класса «_____» __________________________________________
Литературное чтение
№ п/п |
Формируемые навыки и умения |
Четверти |
||||
I |
II |
III |
IV |
|||
1. |
Умение читать текст: |
плавно |
|
|
|
|
правильно (без ошибок) |
|
|
|
|
||
осознанно (осмысленно) |
|
|
|
|
||
выразительно |
|
|
|
|
||
Целыми словами |
|
|
|
|
||
2. |
Умение работать с книгой: |
делить текст на части, составлять разные виды плана |
|
|
|
|
выделять ключевые слова и главную мысль текста |
|
|
|
|
||
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения |
|
|
|
|
||
определять авторское отношение к персонажам |
|
|
|
|
||
составлять личное мнение о литературном произведении |
|
|
|
|
||
писать небольшие сочинения-повествования, описания, рассуждения, опираясь на свой опыт |
|
|
|
|
||
находить сравнения, метафоры, олицетворения, рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл |
|
|
|
|
||
различать жанры, путём сравнения |
|
|
|
|
||
выделять слова автора, героев, пейзаж, описание героев |
|
|
|
|
||
самостоятельно выбирать книгу и определять её содержание по структурным элементам |
|
|
|
|
||
ориентироваться в различных источниках информации |
|
|
|
|
||
3 |
Творческая деятельность: |
создавать словесные иллюстрации к тексту |
|
|
|
|
вести рассказ от лица героя |
|
|
|
|
||
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках |
|
|
|
|
||
4 |
Необходимо |
знать наизусть 20 произведений и их авторов |
|
|
|
|
|
|
основные особенности литературных жанров (сказка, стих, рассказ, басня, мифы, былины) |
|
|
|
|
|
|
3 значительных по объёму литературных произведений, их главных героев и авторов |
|
|
|
|
5. |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
Русский язык
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Значимые части слова (отличительные признаки) |
|
|
|
|
2. |
Части речи (отличительные признаки): |
|
|
|
|
|
имя существительное |
|
|
|
|
|
имя прилагательное |
|
|
|
|
|
глагол |
|
|
|
|
|
личные местоимения |
|
|
|
|
|
предлоги |
|
|
|
|
|
союзы |
|
|
|
|
3. |
Члены предложения (подлежащее, сказуемое) |
|
|
|
|
4. |
Типы предложений по цели высказывания |
|
|
|
|
|
по интонации |
|
|
|
|
5. |
Правописание падежных окончаний существительных |
|
|
|
|
|
прилагательных |
|
|
|
|
|
местоимений |
|
|
|
|
6. |
Правописание личных окончаний глаголов |
|
|
|
|
7. |
Ь после шипящих в глаголах |
|
|
|
|
8. |
Знаки препинания в конце предложений |
|
|
|
|
9. |
Запятая в предложении |
|
|
|
|
|
Умения: |
|
|
|
|
1. |
Списывать текст без искажений (70-90слов) |
|
|
|
|
2. |
Писать без ошибок текст под диктовку (80 слов) |
|
|
|
|
3. |
Производить фонетический анализ слов |
|
|
|
|
4. |
Производить разбор слов по составу |
|
|
|
|
5. |
Производить разбор слова, как часть речи |
|
|
|
|
6. |
Производить синтаксический анализ предложений |
|
|
|
|
Математика
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Последовательность и название чисел в пределах 100.000 |
|
|
|
|
2. |
Таблицу сложения и вычитания однозначных чисел |
|
|
|
|
3. |
Таблицу умножения и деления однозначных чисел |
|
|
|
|
4. |
Правила порядка выполнения действий |
|
|
|
|
5. |
Связь между компонентами и результатом действия |
|
|
|
|
6. |
Соотношение между единицами длины |
|
|
|
|
|
массы |
|
|
|
|
|
времени |
|
|
|
|
7. |
Название геометрических фигур |
|
|
|
|
|
Умение: |
|
|
|
|
1. |
В пределах 1000 000 числа: читать |
|
|
|
|
|
записывать |
|
|
|
|
|
сравнивать |
|
|
|
|
2. |
Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых |
|
|
|
|
3. |
Использовать математическую терминологию |
|
|
|
|
4. |
Выполнять устно ( в пределах 100) сложение |
|
|
|
|
|
вычитание |
|
|
|
|
|
умножение |
|
|
|
|
|
деление |
|
|
|
|
5. |
Находить значение числовых выражений без скобок |
|
|
|
|
|
со скобками |
|
|
|
|
6. |
Выполнять в пределах 1000 000 письменное сложение |
|
|
|
|
|
вычитание |
|
|
|
|
7. |
Выполнять вычисления с нулём |
|
|
|
|
8. |
Выполнять проверку правильности вычислений |
|
|
|
|
9. |
Находить и сравнивать доли величины |
|
|
|
|
10. |
Числа по его доле |
|
|
|
|
11. |
Решать уравнения |
|
|
|
|
12. |
Решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
|
|
|
13. |
Находить числовые значения буквенных выражений |
|
|
|
|
14. |
Устанавливать зависимость между величинами |
|
|
|
|
15. |
Сравнивать величины по их числовым значениям |
|
|
|
|
16. |
Выполнять действия с именованными числами |
|
|
|
|
17. |
Вычислять периметр многоугольника, решать задачи |
|
|
|
|
18. |
Вычислять площадь (прямоугольника), решать задачи |
|
|
|
|
19. |
Чертить отрезок заданной длины |
|
|
|
|
20. |
Измерять длину заданного отрезка |
|
|
|
|
21. |
Распознавать и изображать изученные геометрические фигуры |
|
|
|
|
22. |
Распознавать пространственные тела |
|
|
|
|
23 |
Проводить несложные логические рассуждения |
|
|
|
|
24 |
Находить закономерность |
|
|
|
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
|
Знание: |
|
|
|
|
1. |
Название планеты, страны, столицы, региона, города |
|
|
|
|
2. |
Государственную символику России |
|
|
|
|
3. |
Государственные праздники |
|
|
|
|
4. |
Основные свойства воздуха, воды |
|
|
|
|
5. |
Правила сохранения, укрепления здоровья |
|
|
|
|
6. |
Поведение в окружающей среде |
|
|
|
|
7. |
Условия, для жизни живых организмов |
|
|
|
|
8. |
Необходимо уметь: различать части растений |
|
|
|
|
9. |
Приводить примеры разных групп животных |
|
|
|
|
10. |
растений |
|
|
|
|
11. |
Показывать на карте горы, моря, границы и др. |
|
|
|
|
12. |
Описывать отдельные события из истории Отечества |
|
|
|
|
13. |
Определять признаки объектов природы |
|
|
|
|
14. |
Различать объекты живой и неживой природы |
|
|
|
|
Условные обозначения:
○ (красный)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
○ (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
○ (синий)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.