Тема.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.
Цель урока: формировать представление учащихся об
особенностях жанра литературной сказки о животных.
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
фронтальная беседа |
Приветствие Прозвенел звонок, Начинается урок. Ну-ка проверяй, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Какое у вас настроение? Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1) |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. |
Проявляют эмоциональную активность к вопросам. |
Наблюдения учителя. |
II. Проверка домашнего задания. |
|
Тест по содержанию. Взаимопроверка.(Слайд №2,3) Пересказы запомнившихся эпизодов сказки.Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы: 1. Уточнение выбора части текста для пересказа. 2. Обоснование выбора. 3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями). 4. Пересказ. 5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр. |
Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации.
.
|
Слушают одноклассников, оценивание.
.
. |
Наблюдения учителя, оценка.
|
III.Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме |
Работа в парах
Физкультминутка
|
Сравнение двух главных героинь.(Слайд №4) В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47 Заполним таблицу. Слайд Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Составление цитатного плана(Слайд №5,6) – Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно. Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста. – Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста. – Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? (Знакомит с двумя девочками.) – Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («...жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».) Аналогично проводится работа над другими частями II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». План записывается в рабочей тетради на стр.48 Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке. Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со сказками других народов.) – Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает? – Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко». Знакомство со сказкой. Рассказывает учитель. Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.(Слайды №7,8,9)
|
Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь.
Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте.
Слушают, сравнивают, находят сходства и различия. |
Учатся правильно давать характеристики героям.
Учатся составлять цитатный план.
Учатся анализировать и сравнивать. |
Наблюдение и обобщение.
Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты.
Наблюдение и обобщение.
|
V.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы |
Обобщающая беседа. |
– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость? – Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему? – За кого вы больше всего радовались? Переживали? – Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу? – Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица? – Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки? – Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.
|
Формулируют полные ответы на вопросы. |
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы |
Наблюдение и обобщение.
|
VI.Домашнее задание. Комментирование задания |
|
Пересказ сказки, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.