литература

  • docx
  • 15.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литература.docx

Тема.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

Цель урока:  формировать представление учащихся об

особенностях жанра  литературной  сказки  о животных.

Тип урока: изучение новогоматериала

Планируемые  результаты:

предметные

Метапредметные

личностные

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

 РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия.

ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию;

КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

 контроль

Осуществляемые

 действия

Формируемые

 умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

фронтальная беседа

Приветствие

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную активность к вопросам.

Наблюдения учителя.

II. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по содержанию. Взаимопроверка.(Слайд №2,3)

Пересказы запомнившихся эпизодов сказки.Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы:

1. Уточнение выбора части текста для пересказа.

2. Обоснование выбора.

3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями).

4. Пересказ.

5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр.

Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают одноклассников, оценивание.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Наблюдения учителя, оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Работа в парах

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

Сравнение двух главных героинь.(Слайд №4)

В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47

Заполним таблицу. Слайд

Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро.

Составление цитатного плана(Слайд №5,6)

– Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку.

План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно.

Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

– Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста.

– Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор?

(Знакомит с двумя девочками.)

– Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («...жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».)

Аналогично проводится работа над другими частями

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».

III часть – «Я у тебя в дому не останусь».

IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему».

V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

План записывается в рабочей тетради на стр.48

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке.

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со

сказками других народов.)

– Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает?

– Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко».

Знакомство со сказкой.

Рассказывает учитель.

Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.(Слайды №7,8,9)

 

 

 

 

 

Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, сравнивают, находят сходства и различия.

Учатся правильно давать характеристики героям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся составлять цитатный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся анализировать и сравнивать.

Наблюдение и обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение и обобщение.

 

 

V.Подведение итогов.

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

Обобщающая беседа.

– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?

– За кого вы больше всего радовались? Переживали?

– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу?

– Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?

– Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки?

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.

 

Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Наблюдение и обобщение.

 

VI.Домашнее задание.

Комментирование задания

 

Пересказ сказки, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49