Литература Л.Н.Толстой "АКУЛА "
Оценка 5

Литература Л.Н.Толстой "АКУЛА "

Оценка 5
docx
09.12.2024
Литература    Л.Н.Толстой "АКУЛА "
литер 9 декабря.docx

Конспект урока литературного чтения : Различение рассказчика и автора по рассказу Л. Н. Толстого «Акула».

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас., их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

4.Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

                                                     Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в казанский университет, один из лучших университетов  того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным  языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

4.Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого.

А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

Д: Акула.

5.Сообщение об акуле, об Африке.

А).А что вы знаете об акулах.

- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.

- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?
(Акула – хищница).

Почти во всех морях и океанах нашей планеты  водятся страшные рыбы, называемые акулами.

Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».

- Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

6.Словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

_Ребята, обратите внимание на доску. Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Знакомство с рассказом. Прослушивание текста по электронному приложению.

8. Проверка первичного восприятия .

Понравился ли вам рассказ?   Что особенно запомнилось?

-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

 (- когда заметили акулу с палубы; - когда мальчики старались уплыть от акулы; - когда артиллерист выстрелил).

9. Повторное чтение.

-Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?

10.Физминутка

11. Анализ произведения

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана этого текста. Откроем учебник на стр.152

(Чтение первой части) Читаем 1 абзац за мной (буксир).
-Где стоял корабль? -Корабль стоял у берегов Африки.

-Как Толстой описывает погоду в этот день? - День был прекрасный…

-С чем автор сравнивает погоду?  - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом). -Как бы вы озаглавили эту первую часть?

-«Корабль у берегов Африки».

(Чтение второй части) Читаем 2 абзац за мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню?

-Матросы, в парусе устроили купальню.

-Как бы мы озаглавили эту часть?

- «Купание в парусе».

(Чтение третьей части) 3 абзац – про себя.
- Кто же был с матросами на корабле?

- Два мальчика.

-Почему дети решили сплавать в открытое море.

-Им тесно было в парусе

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?

-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

-Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

-Это означит не сдаваться, постараться победить.

-Что выражает лицо артиллериста?

-Радость. Он гордился сыном.

-Как мы озаглавим эту часть?

- «Плавание наперегонки в открытом море».

(Чтение четвертой части) 4 абзац – про себя.
-С какого слова автор начинает эту часть?

-Автор начинает часть со слова «Вдруг…». Почему?

 - Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)

-Что увидели матросы с палубы?

-Матросы увидели акулу.

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

-Морское чудовище, потому что акула - хищница.

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

- Насколько эффективно было это решение?

-Как отреагировали дети на его слова?

-Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

-Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

-Как матросы решили помочь мальчикам?

-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

-Как мы будем читать?

-Быстро и с чувством волнения.

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

-Как озаглавим эту часть?

- «Появление морского чудовища».

(Чтение пятой части). 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть?

- «Пронзительный визг».

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)

- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

(Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?

- «Сорвался», «побежал».

-Как он все делал?

-Он делал все быстро.

-Какое решение принимает артиллерист?

-Какой будет темп чтения? Какое чувство?

-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

-Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-«Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

- Чувство счастья, успокоения.

-Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Мальчики на корабле».

11.Характеристика главного героя.

-Ребята, кто главный герой этого рассказа?

-Главный герой - это старый артиллерист.

-Что можно сказать об этом человеке, какой он?

-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика  героя:


•        сильный духом

•        мудрый

•        мужественный

•        опытный

•        находчивый

•        решительный

•        смелый

•        бывалый


13.Вывод:

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

- Ради чего написан рассказ?

-Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

14.Работа с пословицами:

А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.

Не буди лихо ,пока оно тихо.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?
15.Итог урока:

- А еще что нового узнали вы на уроке? Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.

16.Домашнее задание.   пересказать по плану учебника


 

Конспект урока литературного чтения :

Конспект урока литературного чтения :

В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу

В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста

Это означит не сдаваться, постараться победить

Это означит не сдаваться, постараться победить

Найдите глаголы, которые описывают действия матросов

Найдите глаголы, которые описывают действия матросов

Чувство страха, отчаяния, волнения

Чувство страха, отчаяния, волнения

Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну

Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024