Литературная Чукотка

  • docx
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лит Чукотка.docx

# Разработка классного часа для 9-х классов 

**Тема:** Литературная Чукотка 

**Класс:** 9 класс 

**Продолжительность:** 40 минут 

**Целевые установки:** 

📌 Развивать познавательную активность и интерес к литературе, культуре коренных народов Севера. 

📌 Расширять кругозор школьников, знакомя с уникальными традициями и бытом северных народов. 

📌 Способствовать формированию толерантности и уважительного отношения к культурам разных народов России. 

 

---

 

## ️ **Ход мероприятия**

 

### 🔹 **Организационная часть (3 минуты)** 

️ Приветствие участников. 

️ Объяснение цели классного часа: сегодня ребята отправятся в увлекательное путешествие по литературной Чукотке, узнают о культуре, истории и литературе северян.

 

---

 

### 📚 **Знакомство с Чукоткой (7 минут)** 

️ Учитель рассказывает о географическом положении Чукотки, особенностях климата, природных условиях региона. 

️ Демонстрирует карту Чукотки, показывает фото северной природы, традиционного жилища (ямата), национальной одежды (парки, кухлянки). 

️ Задает вопросы ребятам: 

- Знаете ли вы, какой народ живет на Чукотке? 

- Что вы слышали о культуре и традициях чукчей и эскимосов?

 

---

 

### 🗣️ **Литература Чукотки (10 минут)** 

️ Рассказ учителя о традиционной устной литературе чукчей и эскимосов: мифы, легенды, сказки, предания. 

️ Примеры сюжетов и героев северных сказаний: 

- Сказание про Ворона Кутха — культурного героя, который создал землю, солнце, луну и людей. 

- Мифы о морских животных, шаманах, духах-помощниках. 

- Рассказывание небольшой легенды или сказки (учителем или заранее подготовленными учениками). 

 

---

 

### 👥 **Практическая часть (10 минут)** 

️ Игра «Узнай героя»: учитель называет описание персонажа из чукотских сказаний, ребята пытаются угадать, кто это. 

Примеры персонажей: 

- Вороний сын (Кутха) 

- Человек-зверь 

- Герой, побеждающий злых духов 

- Женщина-шаман 

 

️ Викторина «Знаешь ли ты Чукотку?» 

Вопросы: 

- Назовите традиционный вид транспорта чукчей. 

- Из какого животного делают традиционные парки и обувь? 

- Как называется жилище чукчи? 

- Кто такой кутха? 

 

---

 

### 📺 **Работа с текстом (5 минут)** 

️ Учащимся раздаются отрывки из рассказов и сказаний народов Чукотки. 

️ Задание: прочитать текст молча, подумать над вопросами: 

- Какие герои действуют в тексте? 

- О чём говорится в сказании? 

- Чем интересен сюжет? 

 

️ После прочтения ребята обмениваются мнениями, рассказывают, что запомнилось, что понравилось.

 

---

 

### 🎨 **Творческий конкурс (5 минут)** 

️ Предлагается нарисовать рисунок по мотивам услышанного или прочитанного сюжета. 

️ Лучшие рисунки демонстрируются всему классу, авторы рассказывают о своем рисунке.

 

---

 

### 🏁 **Заключительная часть (5 минут)** 

️ Подведение итогов: учитель обобщает полученные знания, подчеркивает значимость сохранения традиций малых народов России. 

️ Домашнее задание: 

- Подготовьте небольшую презентацию о любом писателе, поэте или собирателе фольклора народов Чукотки (например, Юрий Рытхэу, Владимир Тан-Богораз, Дмитрий Наумов). 

- Нарисуйте иллюстрацию к любимой сказке или легенде народов Чукотки.

 

---

 

## 📌 **Оборудование и материалы:**

- Презентация с фотографиями Чукотки, картами, изображением традиционных предметов быта. 

- Тексты народных сказаний и рассказов народов Чукотки. 

- Бумага, карандаши, фломастеры для творческого конкурса. 

- Вопросы викторины и карточки с описанием героев игры «Узнай героя».