# Разработка классного часа для 9-х классов
**Тема:** Литературная Чукотка
**Класс:** 9 класс
**Продолжительность:** 40 минут
**Целевые установки:**
📌 Развивать познавательную активность и интерес к литературе, культуре коренных народов Севера.
📌 Расширять кругозор школьников, знакомя с уникальными традициями и бытом северных народов.
📌 Способствовать формированию толерантности и уважительного отношения к культурам разных народов России.
---
## ☀️ **Ход мероприятия**
### 🔹 **Организационная часть (3 минуты)**
➡️ Приветствие участников.
➡️ Объяснение цели классного часа: сегодня ребята отправятся в увлекательное путешествие по литературной Чукотке, узнают о культуре, истории и литературе северян.
---
### 📚 **Знакомство с Чукоткой (7 минут)**
➡️ Учитель рассказывает о географическом положении Чукотки, особенностях климата, природных условиях региона.
➡️ Демонстрирует карту Чукотки, показывает фото северной природы, традиционного жилища (ямата), национальной одежды (парки, кухлянки).
➡️ Задает вопросы ребятам:
- Знаете ли вы, какой народ живет на Чукотке?
- Что вы слышали о культуре и традициях чукчей и эскимосов?
---
### 🗣️ **Литература Чукотки (10 минут)**
➡️ Рассказ учителя о традиционной устной литературе чукчей и эскимосов: мифы, легенды, сказки, предания.
➡️ Примеры сюжетов и героев северных сказаний:
- Сказание про Ворона Кутха — культурного героя, который создал землю, солнце, луну и людей.
- Мифы о морских животных, шаманах, духах-помощниках.
- Рассказывание небольшой легенды или сказки (учителем или заранее подготовленными учениками).
---
### 👥 **Практическая часть (10 минут)**
➡️ Игра «Узнай героя»: учитель называет описание персонажа из чукотских сказаний, ребята пытаются угадать, кто это.
Примеры персонажей:
- Вороний сын (Кутха)
- Человек-зверь
- Герой, побеждающий злых духов
- Женщина-шаман
➡️ Викторина «Знаешь ли ты Чукотку?»
Вопросы:
- Назовите традиционный вид транспорта чукчей.
- Из какого животного делают традиционные парки и обувь?
- Как называется жилище чукчи?
- Кто такой кутха?
---
### 📺 **Работа с текстом (5 минут)**
➡️ Учащимся раздаются отрывки из рассказов и сказаний народов Чукотки.
➡️ Задание: прочитать текст молча, подумать над вопросами:
- Какие герои действуют в тексте?
- О чём говорится в сказании?
- Чем интересен сюжет?
➡️ После прочтения ребята обмениваются мнениями, рассказывают, что запомнилось, что понравилось.
---
### 🎨 **Творческий конкурс (5 минут)**
➡️ Предлагается нарисовать рисунок по мотивам услышанного или прочитанного сюжета.
➡️ Лучшие рисунки демонстрируются всему классу, авторы рассказывают о своем рисунке.
---
### 🏁 **Заключительная часть (5 минут)**
➡️ Подведение итогов: учитель обобщает полученные знания, подчеркивает значимость сохранения традиций малых народов России.
➡️ Домашнее задание:
- Подготовьте небольшую презентацию о любом писателе, поэте или собирателе фольклора народов Чукотки (например, Юрий Рытхэу, Владимир Тан-Богораз, Дмитрий Наумов).
- Нарисуйте иллюстрацию к любимой сказке или легенде народов Чукотки.
---
## 📌 **Оборудование и материалы:**
- Презентация с фотографиями Чукотки, картами, изображением традиционных предметов быта.
- Тексты народных сказаний и рассказов народов Чукотки.
- Бумага, карандаши, фломастеры для творческого конкурса.
- Вопросы викторины и карточки с описанием героев игры «Узнай героя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.