ВСТРЕЧА С ВЫСОЦКИМ
Методическая разработка урока (литературная гостиная) в 10 классе
Автор разработки: Бурзунова Людмила Владимировна, учитель
МБОУ г. Иркутска СОШ № 49
Иркутск, 2019
Цель: знакомство учащихся с личностью В. Высоцкого через его творчество.
Задачи:
• способствовать воспитанию нравственных понятий: верность в дружбе, совесть, честь;
• развивать навыки выразительного чтения и монологического высказывания
Оформление: портреты Высоцкого, эпиграф, даты жизни: 25 января 193825 июля 1980 гг.
Оборудование: экран, на который проецируются слайды, книжная выставка произведений поэта
Я весь в свету, доступен всем глазам. Я приступил к обычной процедуре: я к микрофону встал, как к образам… Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре! В. Высоцкий.
Чтец:
О Володе Высоцком я песню придумать решил: вот ещё одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу
затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем. О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился… Белый аист московский на белое небо взлетел,
чёрный аист московский на чёрную землю спустился.
(Б. Окуджава)
1 ученица: Есть могила на Ваганьковском кладбище в Москве, где всегда можно увидеть свежие цветы. Люди приходят, приезжают и прилетают сюда со всей страны, чтобы отдать дань любви и уважения поэту, певцу, артисту.
Владимира Высоцкого не стало 25 июля 1980 года. В день похорон стояла невыносимая жара, но люди словно не замечали её, часами простаивали под палящим солнцем, чтобы на несколько минут войти в здание театра на Таганке или хотя бы постоять у входа и передать свой букет цветов. Ощущение большого горя объединило людей самых разных профессий, возрастов, взглядов. Всё это было свидетельством поистине всенародного признания. Уже больше трёх десятилетий звучит его голос- низкий, хрипловатый, мужественный, ворвавшийся в жизнь громко и яростно, зазвучавший со страстью и темпераментом. Он жил в своём времени, чувствовал его, пел о нём.
2 ученица: О творчестве поэта судят по его времени. После смерти Высоцкого, разбирая его архив, нашли 250 произведений, которые он никогда не читал. Конечно не все песни Высоцкого были одного уровня. И потом его песни - это не стихи, положенные на музыку. Его песни – это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где исполнение и, главное, кто поёт, играет очень большую роль.
Без песен нет Высоцкого. Театр был делом его жизни, а песни, его поэзия – судьбой. Очень много людей пишут стихи. А поэтов мало. Услышать ритм своего времени, раствориться в нём и выразить потом конкретными образами и словами – удел немногих. Евтушенко после смерти Высоцкого назвал его «поющим нервом эпохи».
3 ученица: Высоцкий со своей авторской песней возник не на пустом месте. До него были и Окуджава, и Галич, а ещё раньше Вертинский и вообще вся русская культура городского романса. Но одно дело – песня, романс, и совсем другое – поющий поэт. Поэт с гитарой на эстраде.
У Высоцкого был абсолютный слух на язык улицы. Он всегда пел от первого лица и в себе самом искал противоречия. У Высоцкого - поэта слово приходило с улицы и, очистившись его талантом, на улицу уходило. В его творчестве – прорыв к каждому. Может быть, любили его и не все, но знали все. Вся страна. Отцы и дети. Старики и молодёжь. Его интерес – жизнь всех. У него нет злых песен, хотя он касался разных, отнюдь не самых светлых сторон жизни.
4 ученица: Он ввёл в большую поэзию человека со старого московского двора, где сидят бывшие фронтовики; пел от имени строителей, фронтовиков, боксёров, моряков, альпинистов, зверей. Он говорил о той стороне жизни, о которой официальная поэзия не говорила. Он говорил о всякой боли, об обидах, о том, что в жизни не получается.
Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные сложности… Судьба поэта – всё это отражать. Высоцкий как истинный поэт пропустил время через своё сердце. Творчество Высоцкого нравственно, потому что честно. Мир моральных ценностей – совести, чести, справедливости – выливается через его простые образы.
Чтец (стихотворение «Маски»): Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал, Меня, должно быть ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале.
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я – под маскою зверей
У многих человеческие лица.
Все в масках, в париках – все, как один. Кто сказочен, а кто – литературен. Сосед мой справа – грустный Арлекин,
Другой - палач, а каждый третий – дурень…
Я в хоровод вступаю хохоча,
Но всё-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится и он её не снимет?
Вдруг Арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, моё обычное лицо
Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но всё не так… И маски на меня глядят с укором. Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнёрам.
Смеются злые маски надо мной,
Весёлые – те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены,
А там всё те же полумаски – полулица?
Я в тайну масок всё-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощёчин.
Как доброго лица не позевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски не надевать,
Чтоб не разбить своё лицо о камни.
5 ученица: В шестидесятые годы вечера поэтов проводились на стадионах. Окуджаву, Галича и Высоцкого в те времена слушали на квартирах. Горлом Высоцкого хрипело и орало время. Каждая песня Высоцкого имеет конкретный адрес, и всё его творчество автобиографично.
Высоцкий – поэт. И жил, как поэт, и умер, как поэт, сорвавшись на высокой ноте. По сути, Высоцкий повторил судьбы больших поэтов. Та же многоплановость воплощения. Кем был в большей степени Высоцкий? Актёром театра? Автором, исполнителем песен? Поэтом? Писателем? Киноартистом? Каким он был?
6 ученица: Вокруг его имени было много разных легенд. О нём рассказывали были и небылицы. Жизнь его не была ровной и гладкой, и прожил он всего 42 года. Он был очень одарённым человеком. Высоцкий не любил, когда его выступления называли концертами. Это были встречи со зрителями, построенные или на монологе, или на диалоге, когда он отвечал на многочисленные записки. И каждая встреча – импровизация. Всё зависело от настроения зала.
Не любил аплодисменты, прерывал их рукой. Никогда не пел на «бис». На первых самостоятельных концертах много рассказывал о театре, на последних - в основном только об авторской песне и о песнях, которые исполнял в данный момент.
7 ученица: Он всегда спешил. Жил очень быстро. Мало спал, много работал.
Задолго до трагического дня 25 июля 1980 года в его песнях возникает ощущение близкого конца. Друзья это почувствовали, когда он написал «Кони привередливые»
«Его пронзительная грусть сквозь весёлость убедительно сближала самых разных людей. А что может сблизить нас, таких разных, кроме совести? Володя сам был – обнажённая совесть, сам – боль», - вспоминает Алексей Герман.
От Высоцкого шёл импульс жизни… И всё-таки на вопрос: каким был Высоцкий? – лучше всего он отвечал сам в своих стихах и песнях.
Учитель в начале урока во вступительном слове нацеливает учащихся на внимательное прослушивание материала. В ходе рассказа о поэте дополняет, направляет учащихся. Завершается урок заданием ответить на вопрос: «Каким я увидел(а) Высоцкого по его песням?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.