Литературная игра «На Буяне славном острове» ( 5-6 -е классы)
(Домашние заготовки – инсценирование сказки каждым классом, конкурс сочиненной сказки из школьной жизни, конкурс рисунков – иллюстраций сказок)
Ведущий – Представим себе, ребята, что мы с вами на острове, которого нет на географической карте. А между тем там столько сказочно необычного: летают вещие птицы, ковры – самолеты, выплывают корабли с расписными парусами, спят там ветры буйные. Потому и называется этот остров Буян. Находится Буян славный остров в стране сказок. Туда мы с вами и отправимся. Закройте глаза крепко-крепко, только «чур» - не подглядывайте.
( на сцену выплывают декорации – силуэт острова со сказочным дубом, волны, рыба-кит. Звучит музыка из радиопередачи «Приходи, сказка»)
Откроем глаза. Мы на острове Буяне. И поведет нас в мир сказок известная сказочница = бабушка Арина.
Арина – Ой вы, гости званые,
Гости званые, гости избранные,
Рада вас видеть, рада вас слышать
Клубочек заветный приведет нас в страну сказок. Стоит только сказать:» Нам идти, клубочку катиться, у ворот страны сказок остановиться.» ( бросает клубочек)
Чтобы попасть в страну сказок, нужно доказать, что вы сказки знаете. Кто это поднял наш клубочек, тот отвечает. Перед вами предметы. Назовите те, которые могут быть волшебными, в чем заключается их волшебная сила? В каких сказках вы их встречали? ( игра 1)
Арина – Молодцы, ребята. Двери волшебные, откройтесь! Не открываются. Видно не верят, что мы знаем сказки.
. Игра 2 «Вспомни слово из сказки».
Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.
ЛЕС … (дремучий).
ДУБ … (могучий).
МОРЕ … (синее).
СОЛНЦЕ … (красное).
ПОЛЕ … (широкое, чистое).
ТУЧА … (черная).
СОН … (крепкий).
МОЛОДЕЦ … (добрый).
ДЕВИЦА … (красная).
(Двери открываются, появляется декорация Острова или избушки на курьих ножках)
Арина – На море , на океане
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под тем дубом стол золоченый
Садитесь – слушайте
Мою сказку кушайте
Сказку внимательно слушай
Да все вкладывай в свои уши
( рассказывают докучные сказки )
-Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
-Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка
Как называются такие сказки? ( докучные. Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев,сказка без конца – так называют ее)
Арина – Это было на море на океане. На острове Кидане стоит дерево –золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идет – песню поет, вниз идет – сказки сказывает. Это не сказка, а еще только присказка, сказка впереди. А будет эта сказка про….. ( инсценировка сказки 5а классом)
Арина – Ай да молодцы! Вам сказку,
А мне бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Поиграй со мной, дружок! Я начинаю сказку, вы заканчиваете ( игра2)
«Нам не страшен серый волк
Серый волк зубами щелк»-
Эту песню пели звонко…..
( Три веселых поросенка)
Он от дедушки ушел и от бабушки ушел
Но к лисице на зубок угадал наш….( колобок)
Он хозяину в наследство достался
И верным другом для него остался.
Все в свои лапы возьмет
Этот необычный………( кот)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из сказки «Репка».)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть — самобранка)
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Иголка)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка)
Арина – Начинаются сказки,
Катятся с горки салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками
-Бабушка, развяжи
- С чем мешок – то?
-Со сказками
-Пожалуйста, расскажи
( инсценировка сказки…. класса)
Сестрички – Пока вы эту сказку слушали
Морковку на огороде зайцы скушали
А я вот мимо шла да вот и к вам зашла
И другую сказку принесла
Вытащу-ка я из мешка
Сказку про барина и мужика
( инсценировка сказки про барина и мужика «Как мужик гуся делил»)
Арина – Вот какие дела случаются
На том про барина жадного сказка кончается
Тут и сказке конец,
Кто слушал – тот молодец
А каждому молодцу
с огорода по огурцу ( Объявляются итоги конкурса на сочиненную сказку, сказки – победительницы зачитываются и награждаются)
Арина – Ах, как сказки хороши,
Слова льются из души!
Молодцы сочинители,
Наши сказочники любители!
Сестрички – Начинается новая сказка
Варится в печке кашка
Кашка упреет –
Сказка поспеет
А будет это мультсказка без конца.
Сказку смотрите – конец сочините..
Чья концовка точнее (игра3)
Арина - Вы узнайте –ка , ребятушки, песню сказочную,
Из какой – такой сказки песенка – чудесенка
( конкурс песен из сказок ( игра 4)
- песенка Водяного, Песенка трубадура, Песня Красной Шапочки, Песня мамонтенка, Мама, и др.)
Арина – Скоро сказка сказывается
Да не скоро дело делается
Но мы и сказки рассказали,
И сказки сочиняли,
Сказки загадывали –
Сказки отгадывали. Отгадаем еще раз
и закончим наш рассказ
Сказочная викторина
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»
Ведущий – Подведем итоги конкурса рисунков и всего нашего сказочного путешествия. Знатоками сказок ……..класс. Им бубликов связка и сказочная раскраска, да еще именная грамота бабушки Арины.
Класс …… поотстал,
не все сказки прочитал,
Но, скажу вам честно,
Второе – хорошее место
Что б вы знали,
Место третье – не последнее.
Три - счастливое число…. Классу оно подошло!
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства на Буяне славном острове. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
«Жили-были
Старик и старуха…»
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи.
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты Овсей Дриз
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.