Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 классов, изучающих литературу или для внеурочных занятий по литературе. Можно провести викторину как итоговое занятие. Игра предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 8-10 человек.
Литературная викторина Крылова Т.Л..docx
Крылова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «ОК «Лицей №3 имени С.П. Угаровой»
города Старый Оскол Белгородской области
Литературная викторина для учащихся 5х классов
Цель: активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о героях произведений;
создать условия для развития коммуникативных умений посредством литературной викторины.
Задачи: повысить уровень мотивации к литературе; способствовать развитию наблюдательности и
внимательного отношения к деталям произведения; использовать содержания произведений как
средство нравственного воспитания.
Оборудование: презентация, выставка книг, выставка детских иллюстраций к прочитанным книгам.
Предварительная работа:
Домашнее задание для командучастников:
1. Придумать название команды, подготовить её представление
2. Провести исследование по одному из изученных произведений А.С.Пушкина и подготовить
творческий вопрос командесопернице, в котором по описанию надо узнать одного из его
героев.
Участники игры: три команды из 8 – 10 человек, учащихся 5 классов
Игра состоит из 5 конкурсов:
1 конкурс РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
Тема «Устное народное творчество»
2 конкурс «В мире животных»
Тема «Басни»
3 конкурс «Портрет литературного героя» Домашнее задание
4 конкурс «Великие и знаменитые»
5 конкурс «Литературные анаграммы»
Ход викторины
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня у нас игра – викторина. Мы с вами отправимся в путешествие
по страницам любимых книг. Книги – наши верные и мудрые и добрые советчики.
А вы внимательно читаете книги? Хорошо ли помните их названия, автора и героев? Давайте
проверим ваши знания. Вы готовы? Начинаем нашу викторину.
Сегодня наша задача: достойно выполнить все задания литературной викторины и как можно
больше заработать баллов.
1 конкурс РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
1 тур
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве,
в тридесятом государстве)
1Российская Федерация 2 СССР 3 в тридевятом царстве, в тридесятом государстве 4 –Российская
империя
2. Чем был колобок? 1 – пирогом 2 кексом 3 пряником 4 батоном
3. Настоящее имя Царевны лягушки?
1Василиса Премудрая 2Елена Прекрасная 3Варвара красаДлинная коса 4Алёнушка
4. Назовите имя сказочного царядолгожителя.
1царьГорох 2 Кощей Бессмертный 3 Иванцаревич 4царь Салтан
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника.
1топор 2 меч 3 –свист 4бейсбольная бита
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы?
1Баба Яга 2Кикимора 3 Снежная Баба 4Снежная королева
7. Назовите место рождения Колобка.
1газовая плита 2мультиварка 3печь 4электрическая плита
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?
1Бабка 2внучка 3собака 4кошка
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи?
1змея 2лягушка 3ящерица 4щука
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и
другие элементы окружающей среды?
1 подол 2воротник 3рукав 4 оборка
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?
1 –корону 2шлем 3фуражку 4шапкуневидимку
12. Назовите «рабочее место» Кота учёного?
1дуб 2берёза 3клён 4тополь
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств
противопожарной безопасности?
1 Мойдодыр 2Кошкин дом 3МухаЦокотуха 4Теремок
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей
выпечки на дом?
1МарьяИскусница 2Царевналягушка 3Красная Шапочка 4Морозко
15. Кому ВинниПух подарил на день рождения пустой горшок?
1Сове 2Пятачку 3Ослику Иа 4Тигре
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это?
1уж 2удав 3скорпион 4крокодил
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница?
1крёстной 2тётей 3сестрой 4бабушкой
18. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»?
1король и королева 2принц и принцесса 3дед и баба 4старик и старуха
2 тур
Заменить пословицы или поговорки народов мира на русские с похожим значением:
Например: Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый
жеребец.
Русская: Тише едешь – дальше будешь. 1. Бойся тихой реки, а не шумной (узбекская)
2. Слово с языка, как из винтовки пуля: не поймаешь (осетинская)
3. Друг в беде настоящий друг (английская)
4. Хорошему мастеру любой материал хорош. (японская)
5. Тот не заблудится, кто спрашивает. (финская)
6. Где нет фруктовых деревьев, там и свёкла сойдёт за апельсин. (иранская)
2 конкурс «В мире животных»
1 команда
• Когда светлейший ОН позволит, Осмелюсь я донесть…
• Прикинулся бы ОН ягнёнком, да хвостик не такой.
• ЕГО ноги кормят.
(волк из басни «Волк и Ягнёнок»)
2 команда
• Меж тем мой бедный соловей едва дышал в когтях у НЕЙ.
• Худые песни Соловью В когтях у неё.
• Доброе слово и ЕЙ приятно.
(кошка из басни «Кошка и Соловей» )
3 команда • Но уж у НЕЙ была такая страсть: Что из мясного ни достанет, В минуту стянет.
• У барина была ОНА шаловлива.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт.
(собака из басни «Собака»)
1 команда
• И на приветливы ЕЁ слова.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает.
(лиса из басни «Ворона и Лисица»)
2 команда
• Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО.
(слон из басни «Слон и Моська»)
3 команда
• "Пусть сохнет, говорит
Ничуть меня то не
• ОНА грязь всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол.
(свинья из басни «Свинья под Дубом»)
ОНА,
тревожит, конкурс Домашнее задание
3
«Портрет литературного героя»
Узнайте героя художественного произведения по описанию. Назовите имя героя, автора и
название произведения.
4 конкурс «Великие и знаменитые»
По фактам из биографии узнать о каком великом и знаменитом поэте или писателе
идёт речь, назовите произведения, которые вы читали
1. Родился в 1904 году в посёлке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье
учителей — Петра Исидоровича Голикова (1879—1927) и Натальи Аркадьевны Сальковой (1884—
1924), дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова. В Первую мировую войну
отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не
удалась, его задержали и вернули домой. Участник Гражданской войны. В 1918 году, в 14 лет был
принят в коммунистическую партию. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. Во
время Великой Отечественной войны находился в действующей армии, в качестве корреспондента
«Комсомольской правды». Свой псевдоним, подражая «Трём мушкетёрам», расшифровывает как
«Голиков Аркадий из Арзамаса».
2. Происхождение этого великого человека идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского
рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше, современнику Александра
Невского. Он неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе, видел в своих предках
образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству. Не раз он
обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери —
африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом
военным инженером и генералом.Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник,
гвардии капитан. Отец — Сергей Львович, светский острослов и поэтлюбитель. Мать — Надежда
Осиповна, внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом круга
Карамзина.
3. Этот знаменитый писатель родился 10 (23 ноября) 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного
артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его
прошло в небольшом городке недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.
Маленький мальчик любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители
даже думали, что он тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и
долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. Детство и школьные годы пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Писатель с гимназических
лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже
радиолюбительством. Работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и
учебных фильмов. С самым любимым героем всей детворы побывал в Цветочном и Солнечном
городах и даже на Луне.
4. Стихи этой знаменитой поэтессы в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались
миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям. Родилась в
Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии.
Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Литератором она стала благодаря
курьезу. На выпускных зачетах в училище, где прочла свое стихотворение "Похоронный марш",
присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил
уверенность, что она рождена писать веселые стихи. Во время Великой Отечественной много
выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы стала
организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила
разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти
человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы
писательницы называется так и называется "Найти человека".
5. Этот известный русский поэт и прозаик родился в Николаевске, небольшом городке Самарской
губернии. Семья была помещичья. Мать была женщиной образованной, склонной к писательской
деятельности. У отчима в собственности был хутор Сосновка, там и прошло детство маленького
мальчика. Приглашенный в дом учитель дал ему начальное образование. Затем, в 1897 году семья
переехала в Самару, там юноша поступил в училище, через четыре года после его окончания
отправился в Петербург с целью продолжения своего обучения. Так он стал студентом
механического отделения в Технологическом институте. Первые стихотворения будущего писателя
были созданы как раз в это время. Нельзя сказать, что уже тогда они были очень оригинальны,
скорее, это были лишь некоторые Некрасову. Первыми прозаическими творениями стали «Сорочьи
сказки». Все дети особенно любят героя одной из известных сказок, который стал прототипом
героя одноимённой итальянской сказки.
6. Этот знаменитый поэт родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого
изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее
детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель
словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего
поэта. Через несколько лет, в 1912, для завершения образования поэт уехал учиться в Англию,
сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много
путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать
над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. Вернувшись на Родину,
создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. Он создавал свои
первые оригинальные сказки в стихах, переводил с английского детские народные песенки.
Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон. Стихи для детей, его
песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник
"Сказки, песни, загадки".
7. Этот знаменитый российский поэт родился в 1895 году. Судьбе было угодно, чтобы «учитель
школы грамоты» стал поэтом. Путь в литературу лежал через работу приказчика в лавке, подчитчика в типографии, через общение с писателями Суриковского литературномузыкального
кружка и занятия на историкофилософском отделении Народного университета А. П.
Шанявского. В первом сборнике "Радуница" отразились взгляды как "новокрестьянского" поэта,
противопоставляющего себя поэтам "из интеллигенции". Крестьянское, народное сознание
воплощено в яркой образности, воспринимаемой как выражение души лирического героя. Наследуя
во многом традиции поэзии А. В. Кольцова напевность, песенность стиха, использование народно
поэтической образности, поэт рисует деревню, Русь светлыми красками. "Лирическим
чувствованием" проникнута вся его поэзия. Он обладал неповторимым даром улавливать и
передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе. Все
богатство словесной живописи подчинено единственной цели дать читателю ощутить красоту и
животворящую силу русской природы, в которой живет душа России.
8. Детство этого знаметитого поэта прошло в том самом Берёзове, где провели свои последние
годы Александр Меншиков и Пётр Толстой. Отец его служил капитанисправником, был
разносторонне образованным человеком и с ранних лет стремился привить тягу к знаниям двум
своим сыновьям. Наш герой был очень слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его
отца, станового исправника, перевели на службу в Тобольск. Мальчика поразили каменные дома,
древний Кремль, Чувашский мыс и особенно городская ярмарка. В Тобольске он не только
учился, но и собирал русские сказки, пословицы и поговорки. Поэтому после окончания гимназии
он уже знал, кем будет. В 1830 он с отличием закончил гимназию и поступил в Петербургский
университет на философскоюридический факультет. Но учиться ему не очень хотелось. И
вообще, закончил он университет только благодаря необъяснимому везению: готовясь к
экзаменам, он мог выучить только один билет, и именно он ему и доставался. В 1833 профессор
Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки , которую поэт представил ему
как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний юноша стал
знаменитым.
9. В семье этого великого поэта говорили исключительно на французском языке, как было принято
в те времена. А вот русскому языку будущего поэта обучал англичанин Виндсон – и, как мы можем
убедиться, добился на этом поприще немалых успехов.Что любопытно – начинал он как гневный
сатирик, высмеивающий пороки общества, однако, не вынеся этой стези, ушел в романтично
меланхоличную лирику и прозу. Иными словами, от СалтыковаЩедрина к Байрону.
Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слышал в детстве русских народных сказок: «в
них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но
мужественные образы отверженных человеческим обществом — «пленников», «узников». Спустя
два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла внука в Москву, где его стали готовить к
поступлению в университетский благородный пансион.
10. Будущий великий поэт родился 28 ноября (10 октября по новому стилю) в семье
мелкопоместного дворянина, в местечке Немирове Подольской губернии. Детство свое он провел
в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека с властолюбивым характером, притеснявшего
не только крепостных, но и свою семью. В 11 лет мальчик отдан был в Ярославскую гимназию,
курса в крой он не окончил. По настоянию отца отправился в 1838 в Петербург поступать на
военную службу, но вместо того устроился вольнослушателем в университет. Отец перестал ему
оказывать материальную поддержку, и будущему поэту в течение ряда лет пришлось претерпевать
мучительную борьбу с нищетой. Уже в это время Некрасова привлекала к себе литература.
Сочинения поэта вошли в золотой фонд российский прозы и поэзии. Картины народной жизни и народного горя он описывал очень ярко, за что заслужил уважение еще у современников. Сегодня
он считается классиком не только русской, но и мировой литературы.
11. Родился этот знаменитый человек в лютые февральские морозы в Москве. Отец его, Андрей
Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана,
а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской
службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того,
как отец вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка по отцовской линии.
Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить сыну достойное
образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и
упорным. Занимаясь самообразованием, он смог стать одним из самых просвещённых и грамотных
людей своего времени.
12. Этот известный советский детский поэт и писатель, переводчик и, пожалуй, самый знаменитый
молдавский литературный деятель, родился в бессарабском городе Кагул в сентябре 1918го года.
Почти все детство провел в Москве, там же получил среднее образование и высшее авиационное.
Кроме вышеперечисленного полученного образования, также получил диплом биологического и
литературного институтов. В военное время Великой Отечественной и СоветскоФинляндской войн
был специальным корреспондентом московских изданий. Основной темой, проходящей через все
его произведения, стал удивительный сказочный мир животных, в котором каждому из обитателей
фауны приписывались свои черты и индивидуальные характеры, свойственные только им. К
примеру, всегда положительными и яркими персонажами были кенгурята, хорьки, верблюды,
страусы, которые зачастую вызывали умиление. Отрицательными персонажами с глупыми,
невежественными чертами и самолюбием были кабаны, попугаи, павлины, носороги. Как и у
большинства детских писателей, у него были и выдуманные героиживотные, как Южный Ктототам.
→
М _ _ _ _ _ _
Б _ _ _ _
(Русская детская поэтесса.)
Т _ _
(Единица собрания сочинений.)
(Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)
5 конкурс «Литературные анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или
литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
◘ МОТ
(Том.)
◘ ОМОН + ГОЛ
(Монолог.)
◘ ТОРБА
→
(Барто А.Л.)
◘ ОПЕР
(Перо.)
◘ КОРТ
(Крот.)
◘ УКОС
(Суок.)
◘ СИЛА
(Лиса.)
◘ ЛОШАК
(«Школа».)
(Героиня многих басен И.А. Крылова.)
(Нелюбимый жених Дюймовочки.)
(Героиня сказки «Три толстяка».)
Ш _ _ _ _
(Повесть А. Гайдара.)
П _ _ _
(Инструмент писателя.)
→
Л _ _ _
→
К _ _ _
→
С _ _ _
→
→
→ →
А _ _ _ _
(Создатель литературного произведения.)
Е _ _ _ _
(Российский автор стихотворной сказки.)
П _ _ _ _ _
(Один из мушкетёров.)
◘ ШЕВРО
→
(Ершов П.П.)
◘ СТОПОР
→
(Портос.)
◘ ТОВАР
(Автор.)
◘ СОКРАТ → С _ _ _ _ _ (Линейная частица произведения.)
(Строка.)
◘ АТЛАНТ
(Талант.)
◘ ФИРМА
(Рифма.)
(Предмет поиска поэтов.)
Р _ _ _ _
Т _ _ _ _ _
(Выдающиеся способности писателя.)
→
→
Подведение итогов викторины
Награждение победителей
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Литературная викторина 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.