Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Оценка 4.6

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Оценка 4.6
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
28.11.2017
Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Отличительную особенность «Судьбы человека» составляет композиция – это рассказ в рассказе. Эта особенность связана с наличием в произведении двух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события - двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Данный композиционный прием позволяет автору повысить степень доверия к исповеди главного героя. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.doc
Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»       Отличительную особенность «Судьбы человека» составляет композиция – это рассказ   в   рассказе.   Эта   особенность  связана   с   наличием   в   произведении   двух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события ­  двух   рассказчиков:   «внешний»   рассказ,   который   открывает   и   заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ ­ от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя,   всем   сердцем   сочувствующего   незнакомому   шофёру. Данный композиционный   прием  позволяет   автору   повысить   степень   доверия   к   исповеди главного   героя.  Андрей   Соколов   в   своём   рассказе­исповеди   говорит   только   о   своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более   полным:   сам   герой   не   находит   ничего   особенного   в   своей   судьбе   по   причине личной скромности, но автор­рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность,   в   которой   воплотились   лучшие   черты   русского   характера   и   человеческого характера   вообще.   Подтверждением   такой   высокой   оценки   героя   является   название произведения.        Схематически композицию рассказа «Судьба человека» можно представить в виде сферы: сюжетным ядром является военная биография Соколова, содержащая в себе судьбу целого народа. Её обрамляет встреча главного героя с рассказчиком весной 1946 года.       Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими способами.  Он  отличен от  речи повествователя  по  своей  внешней  форме,  поскольку последняя   представляет   из   себя   типичный   Ich­Erzahlung   (нем.   «Я­рассказ»; высказывания   о   событиях   от   первого   лица   (см.   Литературоведение.   Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией     Л. В. Чернец)), а слово героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится к   прошлому,                   В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую значимость,   он   становится   текстом   в   тексте,   произведением   в   произведении, приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения. Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость. Помещение  же рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения: герой   и   его   жизнь   становятся   объектом   эмоционального   осмысления   со   стороны повествователя, в которое включается и читатель.   имеет   иной   объект   изображения,   ритм   и   тональность.    Рассказ   по   психологической   насыщенности,   по   связи   с   названием   «Судьба человека»   подобен   произведению   эпопейного   масштаба,   потому   что   события, изложенные главным героем по времени охватывают целую эпоху. Это время Великой Отечественной   войны.   Шолохов   выводит   на   сцену   множество   эпических   образов   как русских солдат, так и захватчиков – фрицев.        Воспоминания   о   военной   жизни   главного   героя   подобны   главам   эпопеи. Каждый   отдельно   взятый   эпизод   строится   по   традиционному   принципу.   Рассмотрим эпизод встречи Андрея Соколова с Ванюшкой.        Границей,   отделяющей   этот   эпизод   от   предыдущих,   являются  короткие, рубленные фразы («Куда идти?»,   «Неужто в Воронеж?», «Ни за что!»),  сжатость во времени:     «Приехал   я     в   свою   часть»,   «вскорости   демобилизовали»,   «поехал   в Урюпинск».  Экспозицией   рассказа   можно   считать   предложение,   содержащее   в   себе временную дискретность: «В  это время я  и  познакомился с  моим новым сынком,  вот с этим,     какой  в   песке  играется».  Происходит   переход в исходную  точку,  в условное настоящее   время.  Смещение   реальной   временной   протяжённости   событий   придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова.   Завязка происходит, когда Андрей Соколов впервые встречает Ванюшку: «И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку,  на другой день ­  опять вижу». Следует обратить   внимание   на   начало   предложения   ­   его   открывают   сочинительный   союз   и частица.   Такое   же   построение   предложения   характерно   для   завязки   конфликта «Человек и война» в начале произведения: «А тут вот она, война». Но это сходство не даёт   нам   право   считать   лишь   данный   эпизод   раскрытием   второго   конфликта произведения – конфликта психологического. Ведь оба эти конфликта развиваются от начала рассказа до его конца, осложняя друг друга и переплетаясь между собой.             молчит, силенок,    Слова главного героя ("Я ­ твой отец") являются кульминацией данного эпизода, а реакция Ванюшки на эти слова играет роль развязки: «Кинулся он ко мне на шею, целует… звонко и тоненько кричит…:  "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!  Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром», «сынок мой  все  жмется ко  мне  изо всех вздрагивает».                                Композиция данного эпизода построена на контрасте: эпический зачин ­ драматическая   кульминация   ­   лирическая   концовка. Подобное   композиционное построение   позволило   Шолохову   применить   все   три   способа   изображения, используемые   в   художественной   литературе:   эпос,   драму,   лирику.   Авторский   зачин представляет   собой   эпическое   (то   есть   внешние   действия,   участником   которых   стал Андрей Соколов)  повествование  о событиях после смерти его сына, описание жизни семейной                      В эпизоде присутствуют главные признаки драмы. Во­первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во­ вторых,   автор   наблюдает   Андрея   Соколова   со   стороны   (посредством   включения   в рассказ   временной     дискретности).   В­третьих,   воспоминания   Андрея   Соколова   о времени   знакомства   с   новым   сыном   —   чрезвычайно   насыщенный,   психологически напряжённый рассказ.           Лирический мотив звучит в заключительной части эпизода, когда Андрей Соколов крепко прижимает к себе Ванюшку и пытается справиться со своими чувствами. В его душе сложно переплелись: твердое решение усыновить мальчика («Закипела тут во мне горючая   слеза,     и     сразу   я  решил:   "Не   бывать   тому,   чтобы   нам   порознь   пропадать! Возьму его к  себе в дети"»), облегчение от его принятия («И сразу у меня на душе стало легко  и как­то светло»),  реакция  не только Ванюши на  его  слова, но  и собственная реакция («А  у  меня в глазах туман,  и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся»). приютившей главного героя. пары,       у   себя        Композиция   рассказа  «Судьба   человека»  строится  по  законам   классической эпопеи:   оно   состоит   из   отдельных,   относительно   автономных   частей   и   глав.   Что   и продемонстрировал эпизод встречи главного героя с Ванюшкой, подобный главе эпопеи. Внешне эпизоды связаны идеей о том, что человек может восторжествовать над своей трагической   судьбой,   может   сохранить   в   себе   человечность   вопреки   войне   и бесчеловечности окружающего мира.     Эпопея   не   лишена   целеустремленности.   Экспозиции     эпопеи   позволяют свободно   и   непринужденно   обращаться   со   временем   и   пространством,   переносить действие   с   одного   места   в   другой,   замедлять   или   ускорять   время,   использовать временную   дискретность.   Объединяет   рассказ   ­   эпопею   не   внешний   сюжет,   не движение  к однозначному  результату, а сюжет внутренний:  медленно,  шаг  за  шагом выявляется мужество и стойкость не отдельно взятого человека, а целого народа.

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017