Л.Н.Толстой. После бала 2

  • pdf
  • 25.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л.Н.Толстой После бала 2.pdf



Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого

Тема урока

          Слово о писателе.

          Лев Толстой и Ясная Поляна.

          Жизненные источники рассказа «После бала». 

          Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.

 

Цели урока

       1. Расширить знания о жизни Л.Н.Толстого.

       2. Выяснить роль Ясной Поляны в его жизни

       3. Познакомиться с историей создания рассказа «После бала», с его жизненными источниками.

       4. Рассмотреть особенности жанра и композиции.

       5. Познакомиться с понятием контраста как художественным приемом, на котором строится рассказ.

 

«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир»

Ги де Мопассан

  

Толстой – это целый мир

                                М.Горький



Мировоззрение -

совокупность принципов, 

взглядов и убеждений,

определяющих отношение  к действительности

Вывод:

        Л. Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий.

       


Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не сказаться на взглядах и учении Толстого.

 

С 1850 года Толстой регулярно вел дневник

1900 год. 

Во что я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить.

1907 год. 

Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый осознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

1910 год. 

Все больше и больше тягощусь этой жизнью…

Лев Толстой прожил долгую, насыщенную

жизнь, и большая часть её была

озарена светом

Ясной Поляны, родового имения писателя.

Произведения Л.Н.Толстого


          Детство — повесть, 1852 

          Отрочество — повесть, 1854 

          Севастопольские рассказы — 1855 

          «Севастополь в декабре месяце» 

          «Севастополь в мае» 

          «Севастополь в августе 1855 года» 

          Метель — рассказ, 1856 

          Два гусара — повесть, 1856 

          Юность— повесть, 1857 

          Альберт — повесть, 1858 

          Семейное счастье — роман, 1859 

          Поликушка — повесть, 1863 

          Казаки — повесть, 1863 

 

          Война и мир — роман в 4-х томах,

1867—1869 

          Кавказский пленник — рассказ, 1872 

          Анна Каренина — роман, 1878 

          Холстомер — повесть, 1886 

          Смерть Ивана Ильича — повесть,

1886 

          Дьявол — повесть, 1889 

          Крейцерова соната — повесть, 1890 

          Отец Сергий — повесть, 1890 

          Хаджи-Мурат — повесть, 1896 

          Воскресение — роман, 1899 

          После бала – рассказ, 1903

 

 


Л.Толстой –участник Крымской войны

Братья Толстые (слева направо): 

Сергей Николаевич

Николай Николаевич 

Дмитрий Николаевич                      Сергей Николаевич Толстой

Лев Николаевич



Повествовательособый

художественный образ, от имени

которого ведется повествование в произведении 

Произведение написано писателем так, что обо  всех событиях мы узнаём от рассказчика. 

Этот приём называется 

                 «рассказ в рассказе».

Жанр «После бала» - рассказ в рассказе,

       каждый из которых ведет особый   повествователь:

      


время первого рассказа ( 70-80 годы) заключает в себе время второго (40-е годы),

       а финал – новое время, в котором живут читатели.

 

Композиция ( от лат. Composition сопоставление,

соединение, связь) построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.

   Сочетание повтора  и противопоставления

(зеркальная композиция) – основной композиционный приём рассказа

 

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

1

зала у предводителя

описание улицы

2

солдаты

3

Варенька

наказываемый

4

полковник

полковник

5

Иван Васильевич

Иван Васильевич

«Рассказ о бале и сквозь строй»

«Дочь и отец»

«Отец и дочь»

«А вы говорите…»

Почему рассказ называется

«После бала»?

Д/З:

        1. Дать характеристику участникам бала; выписать в тетрадь эпитеты, характеризующие атмосферу  бала.

 

 

 

        2.Дать характеристику участникам сцены после бала; выписать в тетрадь эпитеты, характеризующие атмосферу сцены наказания солдата.