Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической формы дисграфии с учащимися 3 класса
Выполнила:
учитель – логопед
Конспект логопедического занятия
по коррекции аграмматической формы дисграфии
с учащимися 3 класса
Тема: В ГОСТЯХ У ЦАРИЦЫ ГРАММАТИКИ (итоговое занятие по теме: «Слова-предметы» - имя существительное)
Цели:
1. Закреплять у учащихся знания об имени существительном;
2. Совершенствовать навык дифференциации живых и неживых предметов; тренировать в правильной постановке вопросов к словам;
3. Продолжать учить подбору слов-предметов к словам-действиям;
4. Закрепить навык дифференциации имен существительных в форме единственного и множественного числа;
5. Упражнять учащихся в подборе слов-антонимов и синонимов;
6. Закреплять у детей представления о роде имен существительных;
7. Продолжать профилактику и устранение аграмматизма в устной речи учащихся;
8. Развивать общую моторику, логическое мышление; закреплять навык правильного речевого дыхания; повышать интерес к процессу обучения.
Оборудование: карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы (по количеству учащихся), презентация к уроку; технические средства: проектор, компьютер.
Ход занятия:
I) Оргмомент
Прозвенел звонок, начался наш урок.
На уроке будь внимательным, дружок.
- Послушайте и определите части речи:
Слова: кошка, стол, диван, карандаш, ночь, весна.
Формулировка темы занятия. Запись числа и темы на доске.
1 Сообщение плана занятия
- Мы уже много знаем о словах, обозначающих предметы. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы посетим царство Грамматики.
2 Развитие умения правильно задавать вопросы к именам существительным в форме косвенных падежей. Подбор слов к данным вопросам.
- Вот мы перед воротами королевства. Слайд 2.
На воротах дворца висят замки-вопросы. На которые могут отвечать имена существительные.
Подберите слова, которые могут отвечать на вопросы косвенных падежей. Тогда ворота откроются, и мы пройдем во дворец.
3 Закрепление знания о живых и неживых предметах.
- Перед нами дворец великой царицы Грамматики. Слайд 3.
- Во дворец ведет длинная дорога. По пути нам будут встречаться Жители-слова. Они забыли, что должны обозначать. Если царица узнает об этом, она очень рассердится. Слова просят вашей помощи, ребята. Поможем?
Чтобы помочь словам, нужно распределить жителей королевства на две группы – слова, обозначающие неживые предметы и слова, обозначающие живые предметы, и правильно задать к ним вопросы.
- Послушайте слова и запишите их в два столбика (запись на доске и в тетрадях).
Слова: самолет, дельтаплан, птицы, шар, лист, снежинка, комар, гусеница, кровать, ботинки.
4 Дифференциация имен существительных в форме единственного и множественного числа.
- Разложите на два подноса подарки для царицы Грамматики, что прибыли вместе с нами. Слайд 4.
Картинки: яблоки, бусы, ананас, шуба, варежки, карандаши, компьютер, магнитофон, кольцо, виноград, шкатулка.
5 Работа со словами-антонимами и со словами-синонимами.
- Во дворец Царицы прибыли веселые артисты: клоуны, жонглеры и фокусники. Мы решили к ним присоединиться и показать свои фокусы.
- Прочитайте слова (запись на карточках) и превратите их сначала в слово с противоположным значением, а потом в слово с похожим значением. Например: друг-враг-товарищ. Запись в тетради. Слайд 5.
Слова: макушка (верхушка, корень), село (деревня, город), суша (земля, небо или море), врач (доктор, больной), ученик (школьник, товарищ).
6 Физминутка( Новикова С.В.)
(Дети выполняют движения по команде и совместно с логопедом).
В царстве наступила тишина… мы этим воспользуемся и немножко отдохнем!
Пол урока уж прошло,
Время отдохнуть пришло.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Руки вверх и потянитесь.
На пояс руки, раз и два,
Влево, вправо голова.
Ну-ка, плечи, распрямляйтесь!
Ну-ка, спинки, прогибайтесь!
Снова дети ровно встали
И немного подышали:
Носом вдох - живот надулся,
Выдох ртом - наш шарик сдулся.
Дышим - раз, дышим - два,
Будет ясной голова.
Подышали, отдохнули,
И к уроку мы вернулись.
На соседа поглядели
И на место тихо сели.
7 Развитие мышления, работа с кроссвордом. Слайд 6.
Попасть на прием к Царице Грамматике не так просто, ребята. Для этого нам нужно разгадать кроссворд, составленный ею лично.
Разгадайте весь кроссворд и прочитайте главное слово по вертикали.
8 Закрепление знания о косвенных падежах имен существительных. Закрепление умения правильно употреблять и писать существительные в косвенных падежах с предлогами.
Царица Грамматика обращается к вам, ребята, за помощью! Ей пришло очень важное письмо, но прочесть его не смог никто. Ни царица, ни ее придворные помощники.
Детям раздаются карточки для индивидуальной работы.
- Прочитайте текст письма (на карточке и на доске). Слайд 7. Вставьте пропущенные слова - предлоги. Измените окончания существительных в скобках.
Радостно светит …. весенний (день) солнышко. Быстро тает … широких (поле) снег. Побежали … (дорога) весёлые, говорливые ручейки. Лёд … (река) посинел. Надулись … деревьях пахучие клейкие (почка). Уже прилетели … тёплых (край) грачи. Важные, чёрные, ходят они … (дорога). Поставили ребята … (дерево) скворечники. Спешат … (школа) посмотреть, нет ли весенних гостей — скворцов. Широко разлилась наша (река). Затопила луга, залила … (берега) кусты и деревья. Только кое-где виднеются … разливе заросшие (кустарник), островки. Длинной (вереница) летят … рекой дикие утки. А … высоком безоблачном (небо), тихо курлыкая, летят … свою (родина) журавли. Тёплый ветер и ласковое солнце сушат влажную (земля).
- Прочитайте получившийся текст. (2-3 учащихся, с места)
- Молодцы! Царица Грамматика хвалит вас и очень вами довольна! Она награждает каждого из вас самым почетным званием в своем царстве - «Самый грамотный», и желает вам дальнейших успехов!
IV) Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вспомните, о каких словах мы говорили на занятии? Что понравилось больше всего? Что было самым трудным? (выслушиваются ответы учащихся)
Список литературы:
1. Мазанова Е.В. КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.