Логотерапия - метод коррекции

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛОГОТЕРАПИЯ.doc

ЛОГОТЕРАПИЯ  - МЕТОД  ПСИХОКОРРЕКЦИИ.

 

         (от греческого «logos» - слово;  «theraperia» - забота, уход, лечение).

 

         Автором данного психотерапевтического метода В.Франкл.

         В. Франкл считал, что каждому человеку присуща врождённая мотивация, врождённое стремление человека к поиску и реализации смысла жизни. Он говорил: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

 

В.Франкл был заключённым в контрационном лагере, в Освенциме.  Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). Именно там он убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. В концлагере способными к выживанию были те люди, у которых были идеи, задачи, планы и они жили мечтой их воплощения. Зверства лагерной жизни ему помогла выдержать работа по восстановлению конфискованной рукописи, он писал её заново.

 

         Вопрос о смысле жизни естественен для каждого нормального человека. Это патология, если человек не стремится к обретению смысла жизни, не видит путей, ведущих к нему. Появляется чувство бессмысленности и никчёмности жизни.

         Потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, участии в военных действиях, катастрофах, авариях, несчастных случаях и т.д.

         В. Франкл считает человека творцом своей индивидуальности, творцом, созидающим свою духовность. Человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность.

Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, он испытывает фрустрацию, способную привести к неврозу. Психолог видит у клиента центрацию на самом себе. Психолог не может дать человеку этот смысл, но он в силах помочь клиенту его (смысл) осознать.

Цель л о г о т е р а п и и: помочь человеку обрести смысл жизни, загореться какоё-либо деятельностью, найти дело, созидающее духовность личности, найти и понять те ценности, которые вдохновляют на жизнь, творчество, труд.

         Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в следующих сферах:  - в творчестве

 - в эмоциональных переживаниях

-         сознательное принятие тех обстоятельств, которые невозможно изменить.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Осипова А.А. Общая психокоррекция М., 2001, с. 56-60.

 

 

 

Наибольший смысловой потенциал В.Франкл видит в творчестве. Ведь оно даёт любовь как переживание.

        

         Центральные понятия в логотерапии – самотрансценденция (выход за свои пределы, преодоление своего горя, скорби, бессмысленности жизни)и самоактуализация (поиск и нахождение самого себя, воплощение потенциальных возможностей в конкретных делах).

         В последнее время всё чаще мы сталкиваемся с чувством страха, причём всеобъемлющего. Страх перед каким-либо явлением (грабёж, инфаркт, рак, пожар); реакция ожидания тоже порождает страх; напряжение усиливается когда вдруг мы чувствуем какие-то симптомы (боли, сжатие сердца, запах дыма, подозрительные люди в подъезде); На свой страх человек начинает реагировать бегством, избегает каких-то очень важных встреч, не берётся за новую, может быть даже, более перспективную работу.

         В таких сложных жизненных ситуациях (у детей они тоже встречаются, только они на детском, менее масштабном уровне) В Франкл предлагает использовать приём логотерапии- самоотстранение. Самый лёгкий способ отойти от проблемы, дистанцироваться от неё это улыбнуться, окунуться в юмор. Юмор – уникальный способ, позволяющий уйти не только от самого себя, более того – обрести контроль над собой, контроль над ситуацией.

 

         А результаты….?!Страх – это биологическая реакция. Страх позволяет избегать неприятные, скользкие, опасные ситуации. Если человек будет сам активно искать эти ситуации (например, страх перед вызовом к завучу, директору), то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».

 

ТЕХНИКИ  ЛОГОТЕРАПИИ

Для того,чтобы помочь человеку в решении его проблем, В.Франкл предлагает 2 основных метода:

= метод дерефлексии

= метод парадоксальной интенции* (намерение)

 

1.Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, т.е. самокопания.

Так в ряде исследований показывается, что современная молодёжь в большей степени страдает не от самих комплексов, а от мыслей о них.

 

2.Метод парадоксальной интенции (намерения) предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего клиент старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

 В.Франкл считает юмор формой свободы, так же как в экстремальной ситуации формой свободы является героический поступок, геройство.

 

         Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх темноты, закрытых помещений, его погружают в реалии или мысленно в такую ситуацию; психолог предлагает ему заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения в тёмной комнате,  как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестаёт бояться того, чего раньше избегал.

 

ПРИЁМЫ  ЛОГОТЕРАПИИ

 

3. Персональное осмысление жизни.

         Приём персонального осмысления жизни заключается в том, что человеку, утратившему смысл жизни, психолог говорит и показывает, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшего взрослого ребёнка, смыслом жизни, например, становится воспитание внуков. Женщина, потерявшая новорождённого из-за онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации.

         Таким образом, смысл человеческой жизни (по методу В.Франкла) клиент обретает через осознание того, что он нужен и полезен другим. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в совершении добра для других, в поисках истины, в общении с другим человеком.

         По В.Франклу, проблема не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

 

4. «Сократовский диалог».

«Сократовский диалог» - это интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

         Задача данного приёма – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. И таким образом, клиент подводится к принятию такого суждения, которое раньше не принималось, не было актуальным и понятным.