Конспект занятия по лепке в старшей группе
«Лошадки»
Задачи:
Формировать умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки на основе цилиндра;
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.
Оборудование: пластилин, дощечки, стеки, салфетки, схема с показом способа лепки, образец.
Ход занятия.
- Ребята, отгадайте, о ком пойдет сейчас речь? (загадка о лошадке)
На ветру развивается грива,
Везет ношу свою терпеливо.
«Цок – цок – цок», скачет ровно и гладко,
В серых яблоках наша….
- Правильно, это лошадка (достаю игрушку лошадку).
-А сейчас ребята послушайте отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет. Шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные…»
- У меня есть еще лошадка. Эта лошадка – дымковская игрушка.
-Хотите узнать почему ее так называют. Тогда слушайте:
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская». Делали ее из глины. Сушили ее сначала на лавке, а потом в печке. После этого белили мелом, разведенным на молоке, а затем начинали расписывать.
- Давайте рассмотрим лошадку.
- Какая она?
-Чем украшена?
-А из каких частей она состоит?
-Что у нее есть? (Туловище, ноги, голова, уши, хвост и грива.)
- А давайте посмотрим, как лошадка умеет скакать. Вверх, вниз, влево, вправо(гимнастика для глаз).Повторяйте глазками за мной.
- Молодцы, а сегодня мы с вами будем лепить лошадок, таких же красивых, как их делают народные умельцы.
- Ребята, каким способом ее можно слепить? (Рассматривание схемы с показом способа лепки)
- Сначала нужно создать исходную форму – цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец цилиндра примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части. Каждую, из которых закругляем. Другой конец валика слегка вытягиваем и также разрезаем на две равные части – это задние ноги.
- Чего не хватает, чтобы наша фигурка стала похожа на лошадку?
- Правильно, гривы, хвоста, ушей.
-А как их можно сделать?
- Да, оттянуть и прищипнуть. а еще можно скатать жгутики и сплести из них хвост и гриву.
Физкультминутка.
-А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.
Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
-Ну вот, мы отдохнули, а теперь давайте приготовим ручки к работе.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
Самостоятельная работа детей.
По ходу работы помогаю детям советами, индивидуальными показами, наводящими вопросами.
- Ребята, что мы с вами сегодня лепили?
-Правильно, лошадку.
- А давайте познакомим наших лошадок, и они подружатся.
Вылепленные поделки объединяются в общую композицию.
-Вы сегодня очень хорошо потрудились. Все справились с работой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.