Оценка 4.8
docx
24.01.2022
Lukinarita68@yandex.ru
Исследовательская работа Такие разные левши.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Кандалакши Мурманской области

 

Школьная научно-практическая конференция

младших школьников "Учение с увлечением - старт в науку"

Такие разные левши

 

 

Автор: Шахабидинов Абдуллох,

ученик 1 «В» класса

МБОУ СОШ №1, г. Кандалакша

Мурманской области

 

Руководитель: Лукина

Маргарита Владимировна,

учитель начальных классов

 

Кандалакша

2021 г

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..2

Глава 1: Теоретическая часть

1.1.          Секреты двух полушарий…………………………………………….........3

1.2.          Он не такой, он другой, или Некоторые особенности развития………...3

1.3.          Трудно ли быть левшой?.......................…………………………….……..4

 

Глава II: Практическая часть

Практическая работа № 1. Анкетирование………………………………....…...4

Практическая работа № 2. Беседа со специалистами …….. ………….……….5

Практическая работа № 3. Беседа с продавцом – консультантом……………..6

Практическая работа № 4. Тесты для определения ведущей руки….………....6

 

Результаты исследования……………………………………...……………..….  8

Заключение…………………………………………………………………...…....9

Список литературы…………………………………………………………...….10

 

Приложение 1………………………………………………………………...…..10

Приложение 2…………………………………………………………………….11

Приложение 3………………………………………………………………...…..11

Приложение 4………………………………………………………………...…..12

Приложение 5………………………………………………………………...…..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

       В этом учебном году мы пришли учиться в 1 класс. На уроках обучения грамоте я узнал, что правильное положение тетради зависит от того, какой рукой мы пишем. Я правша. А есть в нашем классе дети, которые пишут левой рукой. Мне стало интересно, почему? Это отклонение от нормы или признак гениальности?

       У человека две руки – правая и левая. Чаще всего одна из них ведущая, поэтому кто-то из нас правша, и таких людей большинство, а кто-то -  левша, и их меньшинство. Почему? Что это: случайность или закономерность? Почему сегодня так важен разговор о левшах и правшах?

·        Во-первых, потому что левши составляют малоизученное меньшинство.

·        Во-вторых, потому что количество леворуких людей стало увеличиваться с каждым годом во всём мире.

·        В-третьих, необходимо научиться понимать, что левши и правши очень разные, и у каждого из них свой путь развития.

 

Объект исследования: леворукость.

Предмет исследования:  ученики начальной школы, у которых ведущая рука – левая.

Гипотеза: леворукость не влияет на успеваемость в школе.

Цель исследования:

изучить природу возникновения различий между правшами и левшами и выяснить, как эта особенность отражается на учебных способностях и характере.

 

         В связи с поставленной целью, возникшей проблемой, объектом исследования были поставлены следующие задачи:              

Ø изучить теоретические вопросы по данной теме;

Ø узнать, что влияет на выбор ведущей руки;

Ø провести анализ успеваемости леворуких детей в начальной школе;

Ø провести исследование с целью выявления левшей среди одноклассников;

Ø изучить отношение взрослых к проблемам леворукости .

 

В процессе работы использовать следующие методы исследования:

Ø теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);

Ø практические (наблюдение, сравнение, анкетный опрос, проведение проб);

Ø математические (построение диаграмм, таблиц).

 

 Глава 1: Теоретическая часть.

1. Секреты двух полушарий.

       Большая часть человечества – праворукие.  А есть люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками (амбидекстры). И самая редкая категория людей — левши. Их насчитывается около 10%. 

       Что же такое леворукость и как она влияет на развитие человека?

Удивительно, но секрет левшей окончательно не раскрыт до сегодняшнего дня. 

       Я узнал, что головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Каждое полушарие выполняет «свою» работу:  не только руководит работой рук, но и отвечает за речь, память, мышление. Левое полушарие служит для восприятия смысла и воспроизведения речи, счёта, мышления. Правое полушарие  отвечает за творческое мышление, интуицию, воображение.

     Считалось, что левое полушарие мозга «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Это значит, что у правшей более активно левое полушарие, а у левшей - правое.       

     Но новые исследования доказывают, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.  По-видимому, все открытия ещё впереди.

2. Он не такой, он другой, или Некоторые особенности развития.

    Своеобразие левшей заключается в том, что они по-особому развиваются, видят  окружающий мир с изменениями и искажениями. Для достижения своих целей левша каждый раз вынужден изобретать свой способ решения задания. Ребёнок будет неловким до тех пор, пока движение не будет доведено до автоматизма, ведь он выполняет его каждый раз как бы «заново».  Леворуким детям труднее приспособиться к новому, потому что они слишком впечатлительны и эмоциональны, обижаются «по пустякам», сильно переживают. При этом среди левшей много талантливых детей.

Очень много леворуких детей среди близнецов. По мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального отображения: один близнец — зеркальное отображение другого. Один из близнецов может быть левшой, а другой — правшой.  (Безруких М.М. "Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации")

      Учёные заметили, что право-  или леворукость можно определить ещё до рождения ребёнка. На УЗИ можно увидеть, что ребенку больше нравится сосать пальчик конкретной руки и определенное положение тела, больше повернутое в правый или в левый бок. Это означает, что ребенок уже определил ведущую руку. Но некоторые дети, подрастая, меняли ведущую руку. Стойкое предпочтение одной из рук формируется в 4 – 5 летнем возрасте.

3. Трудно ли быть левшой?

     Тот, кто родился левшой, вынужден постоянно приспосабливаться к жизни в мире, который удобен для правшей. Дверные ручки, машинки для заточки карандашей, консервные ножи, монетоприёмник в метро – все эти и многие другие предметы сделаны для правшей. И писать в тетради слева направо удобно правшам. Современные автомобили устроены для удобства праворукого человека. На тротуарах надо придерживаться правой стороны. Левши сумели так приспособиться,  что их особенностей почти никто не замечает. Они, как разведчики в тылу врага, вынуждены жить по законам другого государства. 

Чтобы привлечь внимание к проблемам левшей, был объявлен «Международный День левшей» - 13 августа.

Глава II. Практическая часть

Практическая работа № 1. Анкетирование.

Цель: узнать количество леворуких детей в начальной школе, испытывают ли они трудности в обучении; выяснить мнение учителей на вопрос, влияет ли леворукость на успеваемость ребёнка.

Метод исследования: анкетный опрос с обработкой и анализом полученных данных (см. прил. 1).

В анкетировании приняли участие 13 педагогов начальных классов МБОУ СОШ №1.

6 педагогов считают, что леворукость влияет на успеваемость ученика,

 7 педагогов считают, что не влияет.

Мы узнали, что всего в начальной школе обучается 28 леворуких учащихся, из них 19 мальчиков и 9 девочек.  Всего в начальных классах – 322 ученика.

Хорошо усваивают школьную программу 16 леворуких учащихся, испытывают трудности в обучении 12 учеников. 14 человек имеют проблемы в развитии речи, 12 человек посещали речевые группы в детском саду.

Выводподтвердились данные учёных, что большинство людей праворукие; мальчиков, предпочитающих левую руку больше, чем девочек. Большое количество детей имеют проблемы в развитии речи.

Мы выяснили мнение детей на тему леворукости. В анкетировании приняли участие 38 учеников 1 «В» и  3 «В» классов. 31 из них считают, что леворукие дети такими родились, 6 человек думают, что леворукость – привычка, 1 ученик считает, что рукость зависит от того, как научили взрослые. Большинство (23 человека) думают, что леворукие дети ничем не отличаются от праворуких. 15 учеников считают, что леворукие дети обладают уникальными способностями.

Вывод:  леворукие дети так приспособились в мире праворуких, что  их особенности практически не заметны.

Практическая работа № 2. Беседа со специалистами.

Цель: выяснить, в чём особенность  леворуких детей.

Метод исследования: беседа (см. прил. 2).

Учитель Суханова Татьяна Валентиновна  отметила, что леворуким детям труднее работать на уроке. Учитель должен знать особенности обучения таких детей. Им надо больше времени на обдумывание ответа на вопрос. За партой левша сидит всегда слева. А вот прописывать буквы и слова для списывания учитель должен не в начале строки, как для правшей, а в конце строки, чтобы дети не закрывали образец рукой. Но не стоит переучивать левшей в правшей. Это может вызвать нервные расстройства.

Учитель физической культуры Козлова Анна Владимировна сказала, что на уроках физкультуры леворукость ребёнка заметна  при передаче эстафетной палочки и при выполнении упражнения парами. А «право» и «лево» дети путают независимо от ведущей руки. В остальном леворукость не влияет на качество выполнения задания.

Логопед – дефектолог Никитина Наталья Владимировна нам рассказала, что для многих левшей характерна задержка речи и затруднение в произношении  звуков. Если родители развивают руку ребёнка, то в школе леворукий ребёнок будет успешнее. Маленький левша отличается доверчивостью. У этих детей настроение меняется моментально, возникают капризы, гнев, настойчивость.

Психолог Смирнова Галина Евгеньевна сказала, количество леворуких детей возрастает. А ведущую руку ребёнок должен определить к 5 годам.  Многие леворукие дети хорошо рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности.

Вывод: леворукость не станет причиной проблем ребёнка в школе, если взрослые будут знать особенности развития таких детей и помогать преодолевать трудности.

 

Практическая работа № 3. Беседа продавцом-консультантом магазина канцелярских товаров.

Цель: выяснить, какие учебные принадлежности имеются в продаже для леворуких детей и отличается  ли их цена от товаров для праворуких (см. прил. 3).

    Мы посетили магазин канцелярских товаров «Школьник»  и узнали, что в продаже имеются учебные принадлежности для левшей: ручки, точилки, линейки, ножницы. Линейка для левши необычная, на ней деления нанесены справа налево. И если ручки и ножницы пользуются спросом, то линейки для левшей не продано ни одной. Отличаются товары для левшей и по цене. Они значительно дороже.

Вывод:  больше внимания стало уделяться особенностям леворуких людей, в продаже появились товары для леворуких.

Практическая работа № 4.Тесты.

Цель: с помощью тестов определить ведущую руку, ведущий глаз, ведущее ухо, ведущую ногу. (см. прил. 4).

Многие даже не догадываются, что являются частичными левшами. Например, предпочитают рассматривать предметы левым глазом или прислушиваются левым ухом. Существует много тестов на определение левшества.  Для себя можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений.

Тесты для определения ведущей руки.

1. Переплетение пальцев рук. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.

2. Поза Наполеона (скрещивание рук). У правшей правая кисть ложится сверху на левое предплечье, у левшей – левая кисть сверху на правое предплечье.

3. Аплодирование. Ведущая рука совершает ударные движения о ладонь неведущей.

4. Тест «Заведём часы». Заводит часы ведущая рука.

5. Тест на одновременные действия обеих рук. Нарисовать круг, квадрат, треугольник  правой и левой рукой одновременно.

6. Тест на силу и скорость движения рук. В течение 10 секунд постучать ручкой по листу бумаги сначала правой, потом левой рукой.

Тесты для определения ведущей ноги.

1. «Пнуть мяч»

2. «Раздавить бумажную чашечку»

3. «Подняться на ступеньку»

4. «Подпрыгнуть на одной ноге»

5. «Шаг назад»

6. «Положить ногу на ногу».

Действие выполняет ведущая нога.

Тесты для определения ведущего глаза.

1. Калейдоскоп.

2. Прицеливание.

3. Бинокль.     

Обычно прикладывают к ведущему глазу.

Тесты для определения ведущего уха.

1. Прислушаться к тиканью часов.

2. «Шум за спиной».

3. Приложить трубку телефона к уху.

      Обычно прикладывают к ведущему уху.

Сводная таблица.

Фамилия, имя

Ведущая рука

Ведущая нога

Ведущий глаз

Ведущее ухо

Вывод

1. Виктор П.

Л

 Л

П

П

Частичный левша

2. Артём Ф.

П

П

П

П

Правша

3.  Денис Г.

Л

 Л

П

П

Частичный левша

4. Варвара Т.

Л

Л

Л

Л

Левша

5. Юра К.

Л

Л

Л

Л

Левша

6. Кристина Г.

П

П

Л

Л

Частичный правша

7. Лера З.

П Л

Л

П

П

Частичный правша

8. Ника З.

П Л

П

П

П

Правша

 

        Вывод:  в исследовании приняли участие 8 учеников 1 «В» класса. Среди них 4 учащихся, которые пишут левой рукой. Но только 2 учеников – абсолютные левши.

 

Результаты исследования.

Праворукого и леворукого ребёнка часто обучают и воспитывают одинаково, не учитывая особенностей работы мозга правши и левши. Взрослые часто ставят невыполнимые задания для леворукого ребёнка, не умеют вовремя помочь ему, раздражаются. Праворукие дети более понятны и приспособлены к жизни. Мы попытались лучше понять особенности левши, научиться с ним общаться, разобраться в причинах поведения.

 

 

Вывод.

Леворукость – обыкновенный вариант внутреннего строения человека. В том, чтобы быть левшой, нет ничего особенного. Это всё равно, что быть высоким или низким, худым или толстым, белым, жёлтым или чёрным.

У каждого человека есть оба полушария головного мозга, значит, каждый человек может заниматься более или менее успешно не столько в зависимости от своих природных особенностей, сколько от того, насколько он может преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Гипотеза подтвердилась: леворукость не влияет на успеваемость в школе.

Практическая значимость  работы заключается в том, что данный материал может быть использован  на родительских собраниях, на классных часах, посвящённых данной теме. Мы составили «Памятку для «трудных» взрослых». (см. прил. 5).

 

 

 

Используемая литература:

 

1. Безруких М.М. "Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации".

1. Емельянова Е.Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться». – М.:Эксмо, 2010. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).

2. Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция». – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

3. Шелопухо О.А. «Левша и правша». – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011.

 

 

 

Приложение 1.

Приложение 2.

               

Приложение 3.

     

Приложение 4.

       

             

 

             

         

Приложение 5.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Введение Актуальность.

Введение Актуальность.

Глава 1: Теоретическая часть. 1

Глава 1: Теоретическая часть. 1

Учёные заметили, что право- или леворукость можно определить ещё до рождения ребёнка

Учёные заметили, что право- или леворукость можно определить ещё до рождения ребёнка

Вывод : подтвердились данные учёных, что большинство людей праворукие; мальчиков, предпочитающих левую руку больше, чем девочек

Вывод : подтвердились данные учёных, что большинство людей праворукие; мальчиков, предпочитающих левую руку больше, чем девочек

Вывод: леворукость не станет причиной проблем ребёнка в школе, если взрослые будут знать особенности развития таких детей и помогать преодолевать трудности

Вывод: леворукость не станет причиной проблем ребёнка в школе, если взрослые будут знать особенности развития таких детей и помогать преодолевать трудности

Тест на одновременные действия обеих рук

Тест на одновременные действия обеих рук

Фамилия, имя Ведущая рука

Фамилия, имя Ведущая рука

Праворукие дети более понятны и приспособлены к жизни

Праворукие дети более понятны и приспособлены к жизни

Приложение 1.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022