Форма занятия:
Конкурс-игра.
Тип занятия:
• занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цель:
• выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
• создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
• развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
• воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
Ход занятия:
Ведущий:
Ты посмотри на небосвод –
Там сказок дивный хоровод:
Летит дракон, а вслед за ним
Огромный слон летит сквозь дым.
А вон царевич на коне,
Старик Хоттабыч на ковре,
И даже кит, и даже кот
Один летит, другой плывет.
- Вы уже догадались о чем пойдет у нас сегодня речь?
Сегодня разговор у нас пойдёт о сказке. С самого раннего возраста каждый из вас соприкоснулся с миром сказки. Когда вы были совсем маленькими, вам их рассказывали мамы или бабушки. Потом вы пошли в школу и сами научились их читать в книжках. Читая сказки, вы проникаете в чудесный таинственный мир, где свершаются самые невероятные события: то Змей Горыныч похищает красавицу царевну и уносит в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса всех водит за нос.
Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех. И сегодня мы отправимся с вами в эту страну.
Ведущий. Вы, ребята, смелые?
Дети. Да!
Ведущий. Вы, ребята, умелые?
Дети. Да!
Ведущий. Находчивые?
Дети. Да!
Ведущий. Сказки любите?
Дети. Да!
Ведущий. А вы их знаете?
Дети. Да!
Ведущий. А вот это мы сейчас и проверим. Отгадайте-ка, что это за сказки.
А дорога - далека,
А корзина - нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
("Машенька и медведь")
Ах, ты, Петя-простота,
Схлопотал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
("Петушок - золотой гребешок")
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
("Снегурочка")
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца.
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Загадки о сказочных героях:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный
Но любил папаша сына
Шалунишку ... (Буратино)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Ни волчонок, ни сурок...
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Что зовется ... (Чебурашка)
Всех на свете исцелит,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор ... (Айболит)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку... (Дюймовочка)
Ядром будет служить воздушный шарик. Участники, стоящие первыми, должны «оседлать ядро», зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении они проделывают путь до финиша и обратно, передают «ядро» следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается»), команда получает другой шарик и штрафное очко.
Ведущий.
А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля)
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк)
Толстый хваста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон)
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич)
Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк)
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… ( не Антошку, а Гену Крокодила)
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот)
Рассказал про Буратино,
Про Мальвину, про Пьеро,
Про Тортилу, Карабаса
Русский сказочник… (не Перро, а Алексей Толстой)
Ведущий. Вспомните, ребята, у какого сказочного существа было три головы, два крыла и четыре лапы. (У Змея Горыныча). Посмотрим, как вам удастся преодолеть расстояние, будучи Змеем Горынычем.
Чтобы изобразить Змея Горыныча, трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, свяжем с ногами партнеров, стоящих по бокам. По сигналу «Змей Горыныч» начинает движение, причем участники, стоящие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев. «Змей Горыныч» возвращается и передает эстафету следующим участникам. Разрешается помогать связывать и развязывать ноги «Змея Горыныча».
Ведущий.
Сказка, сказка-прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
Из «волшебной сумки» ведущая достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки.
Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
Эти предметы можно нарисовать, но лучше подобрать.
Приглашаются три группы детей по 7 человек. Им вперемешку раздаются карточки с наименованиями персонажей из трех сказок:
«Золушка» |
«Бременские музыканты» |
«Теремок» |
Золушка Мачеха Золушки Отец Золушки 1 сестра Золушки 2 сестра Золушки Принц Добрая фея |
Принцесса Трубадур Король Осел Петух Кот Сыщик |
Мышка-норушка Лягушка-квакушка Зайчик-попрыгайчик Петушок-золотой гребешок Ёжик-ни головы ни ножек Волк-зубами щелк Медведь-богатырь |
Звучит веселая музыка. Какая группа скорее соберет сказку?
(Места для сбора и название сказок заранее указать.)
Самый смешной и интересный момент игры – когда каждый ребенок представляет своего героя (так, мальчик может оказаться мышкой-норушкой, а девочка – медведем-богатырем).
От каждой команды приглашаются по два участника. Им предлагается немного побыть актерами театра и сыграть русскую народную сказку «Репка».
Ребята по очереди выбирают себе конверты. В конвертах карточки со сказочным героем, которого они должны будут изображать.
Текст сказки читает ведущий, а ребята изображают действия героев.
Роль репки выполняет воспитатель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.