Малая краевая олимпиада по русскому языку
Задания для учащихся 8 классов
Время выполнения – 90 минут
Задание I (6,5 балла)
Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.
1) Есть ли в предложении слова с парными глухими согласными? Если да, выпишите каждое такое слово, подчеркните в нем букву (или буквы), обозначающую (обозначающие) парный глухой, и рядом напишите звук, который этой буквой (буквами) обозначается. Образец: кот – [к], [т];
том – [т].
2) Есть ли в предложении слова с непарными глухими согласными? Если да, выпишите их и разберите их так же, как слова предыдущей группы.
3) Перечислите все ударные гласные, имеющиеся в предложении, в том порядке, в котором они встретились. Например, для предложения Наступила весна ответ будет выглядеть так: [и´], [á].
4) Есть ли в предложении слова, в которых звуков больше, чем букв? Если да, выпишите каждое такое слово и объясните, по какой причине в нем возникает несовпадение количества звуков и букв.
5) Есть ли в предложении слова, в которых букв больше, чем звуков? Если да, выпишите каждое такое слово и объясните причины несовпадения.
Иван всегда боялся подниматься по этой лестнице.
МКО-2017 русский язык 8.doc
ШИФР
Заполните
здесь →
Фамилия
Имя
Класс ШИФР
8
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Задания для учащихся 8 классов
Время выполнения – 90 минут
(6,5 балла)
Задание I
Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие
вопросы.
1) Есть ли в предложении слова с парными глухими согласными? Если да,
выпишите каждое такое слово, подчеркните в нем букву (или буквы),
обозначающую (обозначающие) парный глухой, и рядом напишите звук,
который этой буквой (буквами) обозначается. Образец: кот – [к], [т];
том – [т].
2) Есть ли в предложении слова с непарными глухими согласными? Если да,
выпишите их и разберите их так же, как слова предыдущей группы.
3) Перечислите все ударные гласные, имеющиеся в предложении, в том
порядке, в котором они встретились. Например, для предложения Наступила
весна ответ будет выглядеть так: [и´], [á].
4) Есть ли в предложении слова, в которых звуков больше, чем букв? Если да,
выпишите каждое такое слово и объясните, по какой причине в нем возникает
несовпадение количества звуков и букв.
5) Есть ли в предложении слова, в которых букв больше, чем звуков? Если да,
выпишите каждое такое слово и объясните причины несовпадения.
Иван всегда боялся подниматься по этой лестнице.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание II
(13 баллов)
разобидеться,
разодеться,
раздать, разлюбить, разморозить,
расплести,
Выпишите из приведенного ниже списка слова, в которых элемент раз(о)/рас
не является приставкой. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии
со значениями раз(о)/рас, учитывая значения именно этой приставки, а не
других частей слова. Для каждого из этих слов приведите по одному
словосочетанию или короткому предложению, иллюстрирующему его
употребление. Для каждой группы сформулируйте значение, выражаемое
приставкой.
Разбросать, разгильдяйничать,
разниться,
расставить, расхвалить.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
распаковать, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(9,5
Задание III
балла)
У приведенных ниже слов словари обычно выделяют по два значения.
Сформулируйте эти значения. Охарактеризуйте морфологические признаки,
одинаковые для двух значений каждого из слов, если такие признаки есть.
Охарактеризуйте морфологические признаки, различающие значения, если
такие признаки представлены, и объясните, как проявляются эти различия.
Заяц, журавль.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(13 баллов)
Задание IV
Формы множественного числа существительных в большинстве случаев
образуются только с помощью окончаний (которые могут различаться в
зависимости от рода существительного и других факторов), кроме того, место
ударения в этих формах может отличаться от места ударения в формах
единственного числа (например, у слова море в формах ед. ч. ударение падает
на основу, а в формах мн. ч. – на окончание). Какие из приведенных ниже слов
обладают какимилибо особенностями (помимо указанных выше), имеющимися у всех без исключения форм мн. ч. в отличие от всех без
исключения форм ед. ч., и в чем именно эти особенности заключаются?
Болото, дерево, заноза, клин, марсианин, медвежонок, различие, стакан,
фазан, чудо.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание V
(10,5 балла)
Какими способами образуется форма изъявительного наклонения будущего
времени 3 лица единственного числа у русских глаголов и от чего зависит
выбор одного из способов? Образуйте эту форму для каждого из приведенных
ниже глаголов. Если форма с такими характеристиками может быть
образована поразному, объясните, в чем причина этого.
Госпитализировать,
ревновать.
посвятить,
проводить,
жалить,
задвигать,
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего за выполнение заданий – 52,5 балла
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Малая краевая олимпиада по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.