«Маршак – детям», посвященное 130-летию со дня рождения писателя.
Цели:
· Обобщить знания детей о писателе, его произведениях;
· Воспитать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака;
· Развивать память, внимание, мышление;
· Развивать воображение, риторику и культуру общения
Задачи:
· Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака;
· Развить у детей навыки выразительного чтения стихотворений;
· Развить артистические способности детей;
· Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность (инсценирование, выразительное чтение);
· Воспитывать доброе отношение к людям и животным, сострадание, трудолюбие;
Оборудование:
· портрет С.Я. Маршака;
· выставка книг;
· иллюстрации к произведениям;
· презентация;
· маски;
· компьютер;
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Мы очень рады приветствовать Вас на нашем литературном празднике. Для того, чтобы всем было на нашем празднике хорошо и весело, открывает его песней о дружбе ученица 2 класса.
(Девочка спела, дети похлопали).
1. Вводная часть.
Стук в дверь. Вбегает мальчик.
- Что за шутки?
- Еду я вторые сутки!
- Что за станция такая?
- Дибуны или Ямская?
Учитель:
«А это кто, ребята? Где вы еще встречали такого рассеянного человека?»
(дети отвечают на вопрос)
«Правильно, в произведениях С.Я. Маршака. И сегодня наш праздник посвящается творчеству этого замечательного писателя, ведь в этом году, 3 ноября, исполняется 130 лет со дня его рождения. Очень многие из вас наверняка знают его стихи. Если кто-нибудь начинает сдавать в багаж всякую всячину, то и дело пересчитывая вещи, мы сразу вспоминаем строки: «Дама сдавала в багаж…». А если какой-нибудь зевака оставит свой портфель на остановке или перепутает свои и чужие вещи, то мы сейчас же скажем: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной.»».
1. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.
Свое первое стихотворение С.Я. Маршак написал в 4 года, а к 11 годам он написал уже несколько поэм и перевёл на русский язык оду древнеримского поэта Горация. В 17 лет Маршак впервые опубликовал свои стихи в литературном журнале.
Маршак бы не только детским поэтом, он писал стихи и для взрослых, переводил на русский язык стихи поэтов, писавших на английском и венгерском, польском, итальянском и других языках.
А еще Маршак писал пьесы для театра и вам хорошо знакомы некоторые из них, написанные для детей и получившие большую популярность. Это такие пьесы, как «Терем-теремок», и «12 месяцев».
1. Основная часть.
Настало время сделать небольшую остановку под названием «Литературные странички». Проведем викторину, вспомним всем известных героев С.Я. Маршака.
Задания для классов:
1. Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
(«Багаж»)
1. Замолчи, огонь коварный!
Говорит ему пожарный. –
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
(«Пожар»)
1. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
(«Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»)
1. В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
(«Теремок»)
1. Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята,
Ты живешь богато.
(«Кошкин дом»)
1. Ищут пожарные,
Ищет милиция
Ищут фотографы
В нашей столице …
(«Рассказ о неизвестном герое»)
Учитель:
Молодцы, ребята! Вы легко узнали героев произведений С.Я. Маршака, сам он всегда тоже верил в то, что дети будут читать его произведения. Вот как он написал об этом:
«Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем 2000 года.»
5. Поэтическая минутка.
Учитель:
Проходят десятилетия, а строки Маршака не спешат стареть. С его книжками росли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. И вы их хорошо знаете. Объявляется «Поэтическая минутка». На сцену приглашаются учащиеся 2 классов!
(Дети по очереди читают стихотворения.
2 «А» - «Сказка о глупом мышонке»
2 «Б» - «Пожар»
2 «В» - «Усатый, полосатый»
2 «Г» - «Рассказ о неизвестном герое»
2 «Д» - «Кот и лодыри»
2 «Е» - «Почта»)
Учитель:
Молодцы, ребята. Вы очень выразительно читали стихотворения Маршака. Давайте поаплодируем всем выступавшим!
(Раздаются аплодисменты).
6. Остановка «И в шутку, и всерьез.»
Учитель:
Продолжаем наше путешествие в мир творчества Маршака. Наша следующая остановка называется «И в шутку, и всерьез».
Вы только что прослушали стихотворение «Почта». А знаете ли вы, что и нам пришли поздравительные письма с секретом?
(учитель достаёт конверт и читает стихотворение)
Почта письма нам доставила,
На конверте в уголке
Написали «Б» и «Г».
Что за тайны здесь у нас?
Мы узнаем всё сейчас.
(учитель открывает конверт)
Дети, сейчас нам нужно будет отгадать несколько загадок.
1. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что бедняжку бьют?
А за то, что он надут!
(Отгадка: мяч)
1. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Отгадка: утюг)
1. Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платья,
А на улице, зато
Нужно каждому пальто.
(Отгадка: пальцы)
1. Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдем.
(Отгадка: часы)
1. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Отгадка: календарь)
1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Отгадка: дождь)
7. Музыкальная пауза.
Учитель:
Ребята, сейчас ученица 2 класса исполнит для вас шуточный танец.
(выходит ученица и исполняет танец)
8. «Детки в клетке». Остановка «Зоопарк».
Учитель:
Продолжаем наше путешествие С.Я. Маршак хорошо знал, что все дети любят животных и написал о них стихотворение для детей «Детки в клетке». Итак, остановка «Зоопарк».
Ребята, давайте расскажем это стихотворение.
(ученики 2 классов по очереди читают стихотворение)
1. Ученик 2 «А» - «Эскимосская собака»
На прутике – записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь –
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
1. Ученик 2 «Б» - «Белые медведи»
У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
1. Ученик 2 «В» - «Жираф»
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
То тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
1. Ученик 2 «Г» - «Верблюд»
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
1. Ученик 2 «Д» - «Страусёнок»
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
1. Ученик 2 «Е» - «Зебры»
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Учитель:
Спасибо, ребята! Мы надеемся, что любовь к животным вы сохраните в своём сердце на всю жизнь.
9. Речевая разминка.
Учитель:
А сейчас, дети, новое задание: «Доскажи словечко». Слушаем внимательно, быстро думаем, вместе хором отвечаем. Вы готовы?
(учитель начинает читать стихотворения)
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий … (ёжик).
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на … (каток).
К богатой кошке гость пришел,
Известный в городе … (козел).
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус - … (лепесток).
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый … (кот).
Только пони и верблюд
Принимаются за … (труд).
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзинку,
Картонку
И маленькую … (собачонку).
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин … (нос)?
После пищи нужен сон,
Прислонившись, дремлет … (слон).
На дворе и дождь, и снег,
Ты пусти нас на … (ночлег).
Учитель:
Молодцы, ребята! Вы оправдали уверенность Маршака в том, что дети любят не только играть и веселиться, но больше всего они любят учиться!
10. «Школьнику на память».
Учитель:
Именно поэтому С.Я. Маршак написал для школьников поучительное стихотворение «Школьнику на память». Начинается оно так:
Пошли вы в школу первый раз
Иль перешли из класса в класс,
А я вас всех поздравил
И книжку написал для вас
Про двадцать школьных правил.
Эти правила актуальны и в наши время. Вы хорошо знакомы с ними. Давайте же их дружно повторим, вспомним и расскажем стихотворение «Школьнику на память».
(ученики по очереди читают стихотворения)
Ученик 2 «А»:
В этом светлом школьном здании
Год за годом, день за днем
К мастерству, искусству, знанью
Мы по лестнице идём.
Ученик 2 «Б»:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ученик 2 «В»:
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс, -
Он далеко уйдет за час!
Ученик 2 «Г»
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам запрещен!
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и тетрадки.
Ученик 2 «Д»
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Показывать родителям,
Что задано учителем.
Ученик 2 «Е»
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, в трамвае, в читальне, в кино
Веди себя скромно, прилично, умно.
Ученик 2 «Ж»
Старику опорой будь,
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь
И скамейку – инвалиду.
Учение 2 «З»
Твой долг: любить и уважать
Родителей – отца и мать,
Быть старшим другом младшим братьям
И всем, чем можно, помогать им.
Отлично, ребята! Вы знаете все правила, но, главное, надо их еще и соблюдать, как учит нас Маршак. Вы прочтёте еще много его книг и узнаете много нового, интересного и увлекательного. А сегодня наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихотворением С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».
На сцену приглашается ученик 2 класса со стихотворением «Пожелание друзьям».
(выходит учение и читает стихотворение:
Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, дается нам недешево!
Учитель:
Давайте поаплодируем нашему чтецу, друг другу, а самое главное – Маршаку, отдавшему своё сердце, бесконечную доброту и огромный труд людям.
Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,
со дня рождения которого в этом году исполняется 130 лет.
Человек Рассеянный. (выбегает) Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
(оглядывается) Ой! А что это за станция такая?
Дибуны или Ямская?
2 ведущий.Ни та и ни другая! Это библиотека!
Рассеянный. Эх! Я опять не туда попал.
2ведущий. А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?
Рассеянный. А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…
1ведущий.А! Так вы --- человек Рассеянный!
Рассеянный. Да!
Девочка. (выбегает с мячом). Мой веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!
Падчерица. (идет с корзинкой за колечком) Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев
здесь нет. В
этом зале собрались ребята, которые любят
произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий. Здесь вас все знают и очень рады видеть ! Правда, ребята? Кто
это к нам
пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».
Человек Рассеянный.
Девочка с мячом. А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».
Рассеянный.О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время
куда- то не туда попадаю.
Зал. На улице Бассейной.
Рассеянный. Какие молодцы! Все знают!
1 ведущий. Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите
нам рассказать о знаменитом детском
писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом. Ура!
Рассеянный. Мы с радостью останемся!
Падчерица. А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений
Самуила Яковлевича.
1 ведущий. Чудесно!
Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий. А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну,
созданную
фантазией таланливого писателя. Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в
небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец
Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.
Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек, переезжать с места на
место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и
тревоге.
1ведущий. О своих детских впечатлениях он написал стихи:
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое жилье.
Но открытое окошко
Перед столиком --- мое.
2ведущий. С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?
Ну-ка, отгадайте.
Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
И за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.(Мяч)
Рассеянный. Теперь я загадаю.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
1 ведущий.А вот еще одна загадка.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
Падчерица. И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.
Под Новый Год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
2 ведущий. И еще одну загадку отгадайте.
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделко на носу. (Очки)
1 ведущий. Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.
1 ведущий.(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко
посмотреть, как поживают герои Маршака?
Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.
Ты катись, катись, колечко,
По тропинке, не по речке.
Бугорок за бугорком.
Загляни-ка в Кошкин дом
Кошка. А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!
Кот. И жить нам негде.
Кошка. Что же делать нам, Василий?
На порог нас не пустили
Наши прежние друзья…
Обошли мы целый свет ---
Нам нигде приюта нет.
…
(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)
Девочка с мячом. Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит
быть добрым, внимательным к окружающим.
1 ведущий. Прекрасная сказка!.....
Падчерица. Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?
Девочка с мячом.Конечно.
Падчерица. Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Приведи нас наконец
К королеве во дворец.
Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество….
Профессор:
- Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
- Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
Профессор:
- Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
- За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
- Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…
Профессор:
- Но ведь поэт написал так
Принцесса:
- А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
- Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
- Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
- Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
Профессор:
- Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
- За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
- Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…
Профессор:
- Но ведь поэт написал так
Принцесса:
- А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
- Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
- Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
- Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
Профессор:
- Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
- За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
- Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…
Профессор:
- Но ведь поэт написал так
Принцесса:
- А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
- Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)
Девочка с мячом. Да, своенравная королева была вначале.
Падчерица. Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.
Падчерица. А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.
1 ведущий. Вот здорово!
Падчерица. Ты катись, катись, колечко,
Позови гостей сердечно,
Позови их поскорей,
Чтобы стало веселей!
2 ведущий.Что там за шум?
Дама. Где тут багажное отделение?
…
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный нес.
Поймали его - ив багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!
- Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
(Инсценизация стихотворения «Багаж»).
Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут Братья-близнецы из стихотворения «Где тут
Петя, где Сережа?»
1ведущий. Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа ---
Не могу сказать я.
Братья. Только бабушка и мать
Нас умеют раз личать.
1ведущий. Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе,
Пете скоро будет пять
И Сереже тоже.
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа -
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже тоже.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко.
Говорят: в стекло снежком
Угодил Сережка.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Доктор смешивает их -
Так они похожи!
Пьет касторку за двоих
Иногда Сережа.
В праздник папа всю семью
Угощал мороженым.
Петя долю съел свою,
А потом - Сережину.
Поступили в детский сад
Петя и Сережа.
Пете новенький халат
Выдали в прихожей.
А Сереже говорят:
- Жадничаешь больно -
Получил один халат,
И с тебя довольно!
- Получил не я, а брат, -
Говорит Сережа. -
Пете выдали халат,
Выдайте мне тоже!
Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать,
Весь в чернилах он опять!
Няня мальчика бранит:
- Петя! Это что же? -
А Сережа говорит:
- Няня, я - Сережа!
К парикмахеру идут
Петя и Сережа.
Петю за руку ведут
И Сережу тоже.
Парикмахер через миг
Петю наголо остриг.
Голова его теперь
На арбуз похожа.
Только вышел он за дверь,
В дверь вошел Сережа.
Парикмахер говорит:
- Ты ж недавно был обрит!
Я еще твоих волос
Не стряхнул с халата,
А уж ты опять оброс,
Вон какой лохматый!
Видно, волосы растут
У тебя за пять минут!
Парикмахерских для вас
Хватит ли на свете,
Если в час по десять раз
Стричься будут дети!
Вот однажды к ним во двор
Перелез через забор
Озорной мальчишка -
Перепелкин Гришка.
Гришка - парень лет восьми,
Этакий верзила! -
А пред младшими детьми
Хвастается силой.
Говорит он: - Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс -
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос
Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать
Тех, кто помоложе.
Но согласен с ним бежать
Комаров Сережа.
А уж Петя Комаров
У ворот сарая
Притаился между дров,
Гришку ожидая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка бросился бежать.
Добежал он, чуть дыша,
Обливаясь потом,
И увидел малыша,
Подбежав к воротам.
Был он очень удивлен,
Даже скорчил рожу,
Оттого что принял он
Петю за Сережу.
- Слишком тихо ты бежишь! -
Говорит ему малыш.-
Сядь-ка, длинноногий,
Отдохни с дороги!
- Не хочу я отдыхать,
Побежим с тобой опять!
В десять раз быстрее
Бегать я умею!
- Ладно! - Петя говорит. -
Добежим до дома.
Кто кого опередит,
Даст щелчка другому!
Раз-два-три-четыре-пять!
Гришка кинулся бежать.
Все быстрей и все быстрей
Мчится он вприпрыжку,
А Сережа у дверей
Поджидает Гришку.
- Ну-ка, Гришка, где твой нос?
Проиграл ты этот кросс!
Говорят, что с этих пор
Не ходил ни разу
К братьям маленьким во двор
Гришка долговязый.
…
( Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).
1ведущий. Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся повторы, которыми
так широко пользуется народная сказка, и с их помощью поэт часто
превращает свои произведения в шутливую игру.
Девочка с мячом. А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.
2 ведущий. Давайте попробуем.
…
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).
1 ведущий. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о
них и для них..Умер он 4 июня 1964г.
2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака признаны
народом и отмечены високими наградами.
1 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселые и задорные строчки Маршака! Но
каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!
2 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Оборудование:портрет С. Я. Маршака, выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, карточки с цифрами и буквами, костюмы для инсценирований стихов и сказок, диск с записью необходимых мелодий, музыкальный центр.
Краткое описание:
Проведение данного мероприятия направлено на расширение знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака, привитие интереса к чтению, умению держать себя на сцене, развитию воображения, памяти и творчества детей. В разработки мероприятия прослеживается разнообразная работа: это и викторина, и инсценирование отрывков из произведений С.Я.Маршака, а как итог проводится брейн-ринг.
Разработали и провели учителя начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Азнакаево
Республики Татарстан
Рахимзянова А.И, Сагитова А.Н.
2010 год
Цели:1)Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2)Прививать интерес к чтению.
3)Побудить к творчеству, игре воображения.
4)Развивать речь, память, внимание, образное мышление учащихся.
5)Формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене.
6)Учить детей взаимоподдержке и взаимовыручке, быстрой ориентировке в непредвиденных ситуациях.
7)Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование:портрет С. Я. Маршака, выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, карточки с цифрами и буквами, костюмы для инсценирований стихов и сказок, диск с записью необходимых мелодий, музыкальный центр.
Возраст детей:8-9 лет
Ход мероприятия:
Учитель : Исчезнет мир в тот самый час
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз
Ушедшие друзья
Не станет солнца и луны
Поблекнут все цветы
Не будет даже тишины
Не станет темноты
Нет, будет мир существовать
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Ребята! Мы сегодня собрались на праздник, посвященный 123 годовщине со дня рождения С.Я.Маршака, известного советского писателя. Только что прозвучало одно из последних стихотворений Маршака. Да, имя его действительно стало бессмертным. Каждому человеку это имя знакомо и близко с детства, его стихи дарят нам мудрость и радость, учат добру и любви. Его стихи поучительны и содержательны, они расширяют кругозор, воспитывают любовь к родной земле, и природе, стремление к миру, уважение к народам земли, справедливости.
Давайте послушаем, что нам расскажут учащиеся 2 Б класса.
- Замечательный поэт нашей страны
- великолепный мастер стиха
- человек высокой культуры
- и самых разнообразных интересов и знаний
Все : Самуил Яковлевич Маршак!
- Маршак родился в 1887 году в городе Острогожске под Воронежем.
- семья была большая и дружная.
- будущий поэт рано полюбил стихи и уже с четырех лет пытался сам сочинять их.
- а в одиннадцать лет, когда он начал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
- затем, неожиданно, как в сказке, он отучился в Петербурге.
- там он встречался со знаменитыми художниками, музыкантами, писателями, учился в лучшей столичной гимназии.
- одаренного мальчика заметил известный критик и искусствовед Стасов.
- он познакомил его с Л.Н.Толстым, Шаляпиным, Горьким.
- Горький очень помог молодому поэту, когда он начал писать для детей и создавать для них книги.
- совсем молодым Маршак поехал учиться в Англию.
- живя в Англии он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов, народные баллады и песни.
- Маршак один из лучших переводчиков нашей страны
- во время войны Маршак организовал в Краснодаре «Детский городок», где были классы, мастерские, кружки и даже детский театр, для которого он сам писал пьесы – сказки.
- с тех пор началась его дружба с детьми.
- он писал для детей книжки.
- учил их, помогал расти.
- радовал их и воспитывал.
- он хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми, грамотными.
- его стихотворение «Рассказ о неизвестном горе» учит нас быть сильными, смелыми, ловкими и скромными.
Ехал один гражданин по Москве
Белая кепка на голове
Ехал весной на площадке трамвая
Что-то под грохот колес напевая
Вдруг он увидел напротив в окне
Мечется что-то в дыму и огне
Много столпилось людей на панели
Люди в тревоге под крышу смотрели
Там из окошка, сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним
Даром минуты одной не теряя
Бросился парень с площадки трамвая
Автомобилю на перерез
И по трубе водосточной полез …
- Многие стихи Маршака учат нас беречь и любить книгу.
У Скворцова Гришки
Жили были книжки
Грязные, лохматые
Рваные, горбатые
Без конца и без начала
Переплеты как мочала
На листах каракули
Книжки горько плакали …
- Самуил Яковлевич Маршак помогает нам учиться. С помощью его стихов мы запоминаем названия месяцев, буквы, учимся считать и отгадывать загадки.
Вот один иль единица
Очень тонкая как спица
А вот это цифра два
Полюбуйся, какова
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею
Азбука в стихах.
Аист с нами прожил лето
А зимой гостил он где-то
Бегемот разинул рот
Булки просит бегемот
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке
- Маршак высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, несобранных людей, хвастунов
Мастер – ломастер
Я учиться не хочу
Сам любого научу
Я известный мастер
По столярной части
Завизжала пила
Зажужжала как пчела
Пропилила полдоски
Вздрогнула и стала
Будто в крепкие тиски
На ходу попала
Я гоню ее вперед
А злодейка не идет
Я тяну ее назад
Зубья в дереве трещат …
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки
Надевать он стал пальто
Говорят ему, не то …
-Собрались лодыри на урок
А попали лодыри на каток
Толстый ранец с книжками на спине
А коньки под мышками на ремне.
- Стихи Маршака учат нас как правильно вести себя дома, на улице, в школе. У него есть стихотворение, которое так и называется «Школьнику на память»
Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя спокойно.
- Стихи Маршака учат нас быть вежливыми.
«И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки»
- На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы.
(видеозапись Дергунов, песня о цирке и фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»)
- Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь.
- Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня, в последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое свое слово.
- Литературный труд Маршака высоко оценен в нашей стране
- Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом отечественной войны 1ой степени и другими орденами и медалями.
- Его книги отмечены государственными премиями
- В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
- Учитель: И час настал. И смерть пришла, как дело
Пришла не в романтических мечтах
А как-то просто сердцем завладела
В нем заглушив страдание и страх
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы,
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
II часть Инсценирование стихов
2 А кл. Стихотворение «Круглый год»
Дети одетые соответственно названию месяцев или на голове в виде ободка с название месяца или какой-нибудь атрибут нарисован на листе например колосья, цветы, желтые листья, снежинки и т.д.
Первым выходит «январь» читает стихотворение, затем февраль и т.д. и когда все 12 месяцев прочтут свои стихи можно провести игру. Например всем разбежаться и по сигналу ведущего встать снова в одну линию по порядку или по временам года (кто быстрее) или спеть какую-нибудь песню о временах года.
2 А кл. инсценирует стихотворение «от 1 до 10» или «10 рассказов»
После чтения стихов так же проводится какая-нибудь игра с цифрами или песня «Дважды два четыре»
Можно инсценировать «Сказку о глупом мышонке».
III часть Брейн – ринг.
Участники : от каждого класса по 5 человек.
У каждой команды карточки с буквами а, б, в.
Ведущий читает вопрос, команды, посовещавшись дают ответ. Жюри записывает результаты.
1. С.Я.Маршак родился
а)в 1884г. б)в 1878г. в)в 1887г.
2. Он родился в городе
а)Орле. б)Острогожске. в)Омутнинске.
3. Маршак учился в гимназии
а)Петербурге. б)Москве. в)Лондоне.
4. Он был знаком и дружил
а)Чеховым. б)Горьким. в)Маяковским.
5. «Детский городок» Маршак организовал
а)в Воронеже. б)в Острогожске. в)в Краснодаре.
6. Кого не звала мышка-мать в няньки
а)утку. б)жабу. в)гуся.
7. Сколько раз подряд прыгал мяч в стихотворении «Мяч»
а)7. б)10. в)15.
8. С кем играл мышонок в жмурки. Стихотворение «Сказка об умном мышонке»
а)с кошкой. б)с хорьком. в)с ежом.
9. Куда ходили отец с сыном в стихотворении «Хороший день»
а)в ботанический музей. б)на стадион. в)в зоопарк.
10. Какой номер должен помнить каждый гражданин, если случится пожар.
а)03. б)02. в)01.
11. Как звали пожарного, который спас Лену в стихотворении «Пожар»
а)Василий. б)Кузьма. в)Григорий.
12. Что не сдавала дама в багаж.
а)диван. б)саквояж. в)коробку.
13. Что надел на голову вместо шапки человек рассеянный
а)дуршлаг. б)сковородку. в)кастрюлю.
14. Что не мастерил мастер-ломастер
а)буфет. б)табурет. в)кровать.
15.Каждая команда называет стихи по рисункам
Жюри подводит итоги, а ведущий загадывает зрителям загадки из стихов Маршака
Загадки.
1.Шумит он в поле и в лесу
И в дом не попадет
И никуда я не иду
Покуда он идет (дождь)
2.Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И седелка на носу (очки)
3.Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч)
4.Всегда шагаем мы вдвоем
Похожие, как братья
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (сапоги)
5.Принялась она за дело
Завизжала и запела
Ела, ела – дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
6.Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез (календарь)
7.Мы ходим ночью, ходим днем
Но никуда мы не уйдем
Мы бьем исправно каждый час
А вы, друзья, не бейте нас. (часы)
V Подводятся итоги «Брейн-ринга», отмечаются лучшие чтецы, знатоки стихов и загадок.
Награждение участников.
1. Вступление. “Наш Маршак”
(Звучит веселая музыка. На интерактивной доске портрет Маршака.)
Ведущий:
“Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным:
2. “Мир стихов Маршака”
(Чтение в лицах.)
Помощники ведущего:
– Лисавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела.
Голова еще цела.
– Где ты был?
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки.
– Сколько взяли?
– Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
– Кто отгрыз?
– Собаки!
– Сыт ли, милый куманек?
– Еле ноги уволок!
Ведущий: Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. А вот мы и проверим, из каких произведений эти строчки, каков их сюжет и в чем смысл: (на интерактивной доске иллюстрации )
(“Сказка о глупом мышонке”.Дети поясняют смысл сказки в виде интервью.)
(“Вот какой рассеянный”)
(“Рассказ о неизвестном герое”)
(“Дом, который построил Джек”)
(“Мельник, мальчик и осел”)
(“Багаж”)
3. “Жил-был Маршак”
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)
Ведущий: Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
(На интерактивной доске слова Маршака. Их читает ведущий.)
“Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх”.
Ребята-пятиклассники знают, что с помощью детской энциклопедии в нашей библиотеке можно узнать о жизни любого известного человека.
Вот что они узнали о жизни С.Я. Маршака.
(На интерактивной доске детские и семейные фотографии Маршака, снимки его встреч с детьми и выступлений перед детской аудиторией.)
Помощники ведущего:
Самуил Яковлевич Маршак родился в городе Воронеж в семье мастера-мыловара. Семья была многодетной, а родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. А потом были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей– в Англии в университете. Тогда и начал Маршак писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.
С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете,
а еще он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год, время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.
Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Но детей надо было не только отмыть , одеть и накормить, их надо было воспитывать, чтобы они вырастали не преступниками и лентяями, а нормальными трудовыми людьми. Чтобы дети учились и получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением, спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как пригодились тогда книги Маршака! Организовывает он и первый детский театр, пьесы для которого пишет сам.
Появляется целый “Детский городок” со своей школой, детским садом, столярной и слесарной мастерской, библиотекой и различными кружками.
4. “Школа Маршака”
Ведущий: А чтобы детям было учиться нескучно, Маршак придумал веселую азбуку и счет.
(Выходят дети с рисунками забавных букв и цифр в руках, читают стихи.)
А. |
“Аист
с нами прожил лето, |
Б. |
“Бегемот
разинул рот: |
В. |
“Воробей
просил ворону |
Г. |
“Гриб
растет среди дорожки,- |
Д. |
“Дятел
жил в дупле пустом, |
Е. |
“Ель
на ежика похожа: |
Ж. |
“Жук
упал и встать не может. |
Один. |
“Вот
один иль единица, |
Два. |
“А
вот это цифра два, |
Три. |
“А
за двойкой – посмотри – |
Ведущий: Да, так обучаться грамоте и письму – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
5. “Загадки Маршака”
(Ведущий загадывает загадку, дети отгадывают, а на интерактивной доске появляется ответ в виде рисунка.)
а) |
Шумит
он в поле и в саду, а в дом не попадет, |
б) |
Что
такое перед нами: |
в) |
Принялась
она за дело, |
г) |
Бьют
его рукой и палкой, |
д) |
Мы
ходим ночью, ходим днем, |
е) |
В
полотняной стране |
6. “Зоосад Маршака”
(Ведущий подходит к выставке детских рисунков.)
Ведущий: А еще Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных и детей учил этому трепетному вниманию к “братьям нашим меньшим”. О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее “Детки в клетке”. А вы нарисовали картинки к этой книге. Получился “Наш вернисаж”. Ну а стихи к этим картинкам вы прочтете сами.
(Дети читают стихи.)
Слон:
“Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две ,а все четыре!”
Жираф:
“Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок”.
Тигренок:
“Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!”
Белые медведи – “У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!”
Зебры:
“Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
Разрисованы лошадки
От копыт до головы”.
Верблюд:
“Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!”
Обезьянка:
“Приплыл по океану из Африки матрос,
Малютку обезьянку в подарок нам привез.
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах”.
Львята:
“Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко”.
7. “Маршак – переводчик”
Ведущий: С.Я. Маршак был не только детским писателем, но и талантливым переводчиком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки, и произведения Р. Бернса, и У. Шекспира, и детские книги Д. Родари, и Л. Кэррола, и Р. Киплинга, а для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
(На интерактивной доске иллюстрации книг.)
Помощники ведущего:
“Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать,
Не может Болтая, не может Шалтая,
Болтая-шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!”
8. “Маршак-педагог”
Ведущий: Помимо всех остальных талантов был у Маршака еще один талант – педагогический. А воспитывал детей С.Я.Маршак не строгими нотациями, а веселыми стихами.
Помощники ведущего:
(“Про одного ученика и шесть единиц”, отрывок, на интерактивной доске иллюстрация.)
“Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: “Очень плохо”.
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб”.
9. “Маршак-драматург”
(На интерактивной доске иллюстрации.)
Ведущий: Вы, ребята, уже знаете, что С.Я. Маршак писал не только стихи и сказки, но и сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским драматургом. Он написал пьесы: “Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать, “Двенадцать месяцев”.
А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины. Угадайте, что за сказка Маршака воплощена на экране?
(На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма– сказки “Двенадцать месяцев”.)
Ведущий: А еще пьесы Маршака никогда не устаревают. Они и по сей день живут на школьной сцене.
(Мини-спектакль по пьесе Маршака “Кошкин дом”.)
10. Заключение
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня на нашем литературном утреннике мы говорили о замечательном человеке – С.Я. Маршаке.
Просто удивительно, как хорошо вы знаете его творчество! А еще удивительней, как хорошо он знаком с каждым из вас. Помните, что у вас есть хороший друг – Самуил Маршак.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.