Маршрутный лист урока по теме "Творчество А.А. Блока. Лирика. Поэма "Двенадцать"
Оценка 4.6

Маршрутный лист урока по теме "Творчество А.А. Блока. Лирика. Поэма "Двенадцать"

Оценка 4.6
Рабочие листы
doc
русская литература
23.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Творчество А.А. Блока. Лирика. Поэма "Двенадцать"
В современном образовательном пространстве достаточно много внимания уделяется проблеме формирования мотивации современного человека учиться в течении всей жизни. Это позволяет динамично формировать все новые знания в области тех наук, которые востребованы современной личностью с точки зрения формирования мировоззрения и профессионального статуса. Использование технологии модульного обучения расширяет спектр самостоятельного познавательного процесса. Для ориентации обучающихся в потоке учебной информации своебразным ориентиром служит «Маршрутный лист урока».
МЛ Творчество А.А. Блока. Лирика. Поэма «Двенадцать».doc

Русская литература. 1 курс.

 Урок № ____  Дата ___________ Группа ___________

Тема: Творчество А.А. Блока. Лирика.  Поэма «Двенадцать».

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве А.А. Блока, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

1.Хронологическая таблица жизни и творчества А.А. Блока (1886-1921)

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 297-299. В таблице запишите ключевые даты жизни и творчества А.А. Блока.

Даты

События, связанные с этими датами

 

 

2. Три основных периода творчества А.А.Блока.

1. Раннее творчество (1897- 1904)

Лирический герой Блока находится в гармонии с окружающим миром, потому что он влюблен в Прекрасную Даму, которая является живым воплощением Души Мира. Свидания с возлюбленной позволяют ему прозреть истинное состояние действительности, и оно божественно прекрасно.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и др.

2. Зрелое творчество (1904 – 1907)

Хаос – воплощение дьявольских сил, царящих в мире, - вступает в противоборство с лирическим героем и отнимает у него Прекрасную Даму. Мир для героя изменяется: теперь это страшный, дисгармоничный мир, где человек испытывает только мучения. Любовь в этом мире приносит не счастье, а страданье. Его возлюбленной становится уже не Прекрасная Дама, а колдунья, дьяволица, порождение ада. Любовь к ней – не стремление к свету, а сошествие во тьму. 

Циклы «Город», «Страшный мир» и др.

Позднее творчество

(1908 – 1921)

Блок пытается объединить представления о мире, сформировавшиеся у него в творчестве 1 и 2 периодов. Центральным образом в стихах 3 периода у Блока становится образ России, который приобретает в его творчестве женственные черты. Блок приходит к мысли о том, что Душа Мира обладает двойственной природой, она одновременно и божественная, и дьявольская. Только от самого человека зависит, какой стороной повернется к нему Душа Мира: либо прекрасной, либо ужасной. 

Циклы «Кармен», «На поле Куликовом», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»

Модернизм (от франц. moderne  – современный) – философско-художественная система, сложившаяся в мировой культуре в конце XIX - начале XX в.

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

русского модернизма конца XIX – начала XX

 

 

Предсимволизм                         Символизм                                          Поэтические школы 10-х гг.

 И. Анненский                                                                                                

ранний К. Бальмонт                                                                            акмеизм                                   футуризм   

                                                                                                              Н. Гумилев

                             старший символизм      младосимволизм       А. Ахматова

                        Д. Мережковский                   А. Блок                       О. Мандельштам

                        З. Гиппиус                               А. Белый                                        кубофутуризм              эгофутуризм

                        В. Брюсов                                                                                      В. Хлебников                 И. Северянин

                        Ф. Сологуб                                                                                     В. Маяковский

 

 

Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уайльд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др). 

Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни.

3 Анализ стихотворения А.А. Блока «На поле Куликовом»

План анализа

Ответы

История создания

стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема стихотворения

Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция

стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр

лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер

все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Система образов

 

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Мое отношение

 

4. Анализ стихотворения А.А. Блока «О доблестях, о подвиге, о славе»

План анализа

Ответы

История создания

Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие». Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

Тема стихотворения

Разочарование в любви.

Композиция

Кольцевая композиция.

Жанр

Любовное послание.

Стихотворный размер

Пятистопный ямб с перекрестной рифмой

Система образов

 

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

Метафоры«когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения«летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия«плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы «гордыня», «аналой».

Мое отношение

 

4.Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

План анализа

Ответы

История создания

стихотворение написано в 1906 году.

Тема стихотворения

столкновение мечты с реальностью.

Композиция

произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр

рассказ в стихах.

Стихотворный размер

ямб с элементами пиррихия.

Система образов

 

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

Эпитеты“горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.

Метафоры“дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.

Сравнение“как я, смирен и оглушен”.

Мое отношение

 

5.           Анализ поэмы А.А.Блока «Двенадцать»

План анализа

Ответы

История создания

Толчком к написанию поэмы послужили революционные события 1917 года. Поэма написана в январе 1918 года.

Тема стихотворения

революция.

Композиция

зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр

поэма с элементами фольклорных жанров, указывающих на динамичность и стихийность исторических событий.

Литературное направление

символизм с реалистическими чертами.

Система образов

Вечер, ночь, снег, ветер, вьюга, буржуй, писатель-вития, поп, барыня в каракуле, Двенадцать , Ванька, Катька, Петруха, мировой пожар, пес паршивый, Исус Христос, музыка.

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

Эпитеты –

Метафоры –

Сравнение –

Символы –

Олицетворения –

Мое отношение

 

Рефлексия: свободный микрофон: мое открытие художественного мира поэта «серебряного века» А.А. Блока.

Домашнее задание: Наизусть одно стихотворение (по выбору).

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» (1918)

Организующий мотив поэмы «Двенадцать» – мотив пути

 

                        

                         реальное шествие двенадцати                                  символическое движение

                          красногвардейцев по улицам                                   истории, метафора смены   

                          зимнего Петрограда                                                  поколений

Основные образы-символы в поэме

Вечер, ночь

Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет.   

Снег

Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. 

Ветер, вьюга

Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. 

Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле

Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки.

Двенадцать

Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек.  

Ванька

Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа.

Катька

Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение.

Петруха

Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. 

Мировой пожар

Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира).

Паршивый пес (пес голодный)

Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.)

Исус Христос

Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути.

Музыка

Центральный символический образ поэмы, по Блоку,  музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным.

 

Список учебной литературы

1.    В.В.Савельева, Г.Г. Лукпанова и др. Русская классическая литература и современность. Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Изд-во «Жазушы», 2014 г. 

2.    В.В.Савельева, Г.Г. Лукпанова и др. Русская классическая литература и современность. Хрестоматия для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Изд-во «Жазушы», 2014 г. 

3.    Э.Л. Безносов и др. Русская литература.  ХIХ век. Большой учебный справочник. – Москва, издательство «Дрофа», 2003 г.

4.    Русские писатели ХIХ и ХХ веков. Практические материалы для подготовки к сочинениям, экзаменам/В.Д. Серафимова.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.

 


Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Символизм (от греч . simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во

Символизм (от греч . simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во

План анализаОтветы История создания

План анализаОтветы История создания

Исус Христос Воплощение прекрасной

Исус Христос Воплощение прекрасной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020