Русская литература. 1 курс.
Урок № ____ Дата ___________ Группа ___________
Тема: Творчество Сергея Александровича Есенина (1895-1925)
Тема родины и природы в лирике. Поэмы.
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве Маяковского, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
1.Хронологическая таблица жизни и творчества С.А.Есенина (1895-1925)
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 89-102. В таблице обозначены ключевые даты жизни и творчества поэта. Запишите события и произведения, связанные с этими датами.
Даты |
События, связанные с этими датами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Работа с литературоведческими терминами
Задание. Запишите определение терминов, указанных в таблице, в рабочей тетради.
Термины |
Определение |
Герой лирический |
|
Параллелизм |
|
Ново-крестьянские поэты |
|
Имажинизм |
|
Дактиль |
|
Анапест |
|
Амфибрахий |
|
3. Главная тема творчества С. А. Есенина - любовь к Родине
Поэт о своем отношении к теме Родины и природы |
«Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, Чувство Родины - основное в моем творчестве». |
«Все мое творчество - о России, Россия - главная тема моих стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом». |
|
«Родина - это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана». |
Стихи о Родине и природе. Стихи 1910-1914 гг.
Название стихотворения |
Его содержание и художественные особенности |
«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.) |
Читается: - свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом - полноценное и многообразное принятие всего богатства природы. Примеры метафор и эпитетов: - «сыплет черемуха снегом; - «никнут шелковые травы»; - «Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!» |
«Край любимый! Сердцу снятся...» (1914 г.) |
В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Художественные приемы; - «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение); - вызванивающие ивы; - «гарь в небесном коромысле» - (эпитеты и метафоры). |
Стихи 1914-1917 гг.
Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России. |
Название стихотворения |
Его содержание и художественные особенности |
«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.) |
Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в деревенских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края - только синь сосет глаза». |
«Край ты мой заброшенный...» (1914 г.) |
В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. |
«Запели тесаные дроги» (1916 г.) |
В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание: О Русь, малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. |
«Я снова здесь в семье родной» (1915 г.) |
В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным». |
«О верю, верю счастье есть» (1917 г.) |
В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет». |
Стихи последних лет жизни поэта
Название стихотворения |
Его содержание и художественные особенности |
«Русь советская» (1924 г.) |
Стихотворение показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет. Ах, родина! Какой я стал смешной. На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец. |
«Возвращение на родину» (1924 г.) |
Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться». |
«Письмо к матери» (1924 г.) |
Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. |
«Неуютная жидкая пунность» (1925 г.) |
В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес. |
4. Своеобразие есенинской поэзии. В таблице отмечены основные стилевые черты поэзии Есенина. Докажите верность каждой из них цитатами из его произведений.
Основные черты есенинской поэзии |
Цитаты из стихотворений |
1. В стихах Есенина преобладают цвета: синий, малиновый, золотой – это не только краски небес, зари и колосящегося поля, это цвета России, Родины. |
|
2. Любимое средство художественного изображения – это олицетворение.
|
|
3. Основа поэтики Есенина – народная. Поражает ритмическое сходство его стихов с народными песнями. На музыку положено 120 стихотворений поэта. |
|
5. Определите средство художественной выразительности в приведенных ниже цитатах из произведений С. Есенина.
1. «Синий плат небес». _____________________________________________________________________
2. Край ты мой забытый,
Край ты мой родной! _____________________________________________________________________
3. Как захожий богомолец,
Я смотрю в твои поля. ___________________________________________________________________
4. «Туча кружево в роще связала». ___________________________________________________________
5. «Есть тоска веселая». ___________________________________________________________________
6. Изба забоченилась. ______________________________________________________________________
7. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ______________________________________________________
8. На ветке облака, как слива,
Злится спелая звезда. ____++______________________________________________________________
9. Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. ___________________________________________________________________
10. «Златоструйная вода». _________________________________________________________________
6. Тестовый анализ стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая».
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовый свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на
родине любимой,
|
1. Какому жанру поэзии принадлежит это стихотворение? а) ода б) элегия в) баллада г) сонет 2. Ведущей в стихотворении является тема: а) любви и дружбы б) родины и природы в) города и деревни г) народа и власти 3. Какое средство художественной выразительности использует поэт сопоставляя мир патриархальной Руси и мир современной поэту действительности: а) антитеза б) параллелизм в) повтор г) сравнение 4. В какой строфе сосредоточена противоречивая гамма настроений лирического героя: а) в первой б) во второй в) в третьей г) в четвертой 5. Лирический герой стихотворения: а) иронизирует над вечными законами бытия б) философски осмысливает противоречия действительности в) яростно сопротивляется новым веяниям времени г) отказывается от прежних убеждений и верований 6. Какой прием художественной выразительности использован в строфе: «Плачут вербы, шепчут тополя»?__________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 7. Выпишите слово, повтор которого в 5-й и 6-й строфах объясняет истоки душевной драмы лирического героя._____ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 8. Какой прием художественной выразительности использован в строфе : «Свинцовой свежести полынь»?__________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 9. Определите рифмовку данного стихотворения._________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 10. Определите размер, которым написано стихотворение. ______________________________________________________
|
7. Задание исследовательского характера. Поэзии С.А. Есенина близки народно-песенные интонации. Поэт часто использует распространенные в народной поэзии образы – символы: ива, верба, калина, береза, ворон, кукушка. Найдите эти образы в стихах Есенина и раскройте их символический смысл.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Рефлексия. Прочитайте стихотворение Н. Тихонова «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин». Почему автор уверен, что Сергею Есенину «… не уйти в закат янтарный»; за что, по Вашему, ему «благодарны люди»?
Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь поэты разных поколений –
Все, кто шел приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать,
Ты живешь – и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополните цитату: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к ……….. . Чувство …….. – основное в моем творчестве». (С. Есенин).
9. Ответьте на вопросы теста:
1) Творческая биография С.А. Есенина охватывает:
а) Рубеж XIX – XX веков
б) 10-е – 20-е годы XX века
в) 30-е – 40-е годы XX века
г) 50-е годы XX века
2) Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как:
а) Символизм
б) Футуризм
в) Акмеизм
г) Имажинизм
3) Одной из главных особенностей есенинской поэзии является:
а) Подчеркнутая публицистичность
б) Классицистическая строгость
в) Песенный лиризм
г) Обличительный пафос
10. Домашнее задание (может быть выполнено в группе). Придумать и оформить обложку книги с лирикой С.А. Есенина. Подготовиться к защите своего проекта обложки. Выучить наизусть одно стихотворение поэта (по выбору).
Список учебной литературы
1. В.В. Бадиков и др. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха. Учебник для 11 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Изд-во «Жазушы», 2015 г.
2. Бадиков и др. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха. Хрестоматия для 11 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Изд-во «Жазушы», 2015 г.
3. В.В. Агеносов и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник. – Москва, издательство «Дрофа», 2003 г.
4. Русские писатели ХIХ и ХХ веков. Практические материалы для подготовки к сочинениям, экзаменам/В.Д. Серафимова.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.