"Масленичные посиделки" классный час

  • Мероприятия
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час для участия в праздничных мероприятиях. Разработка рассчитана на возраст учащихся 2 класса. Подготовка предполагает погружение участников в атмосферу старинных обрядов и традиций масленичных гуляний на Руси. Развивает память, артистизм, коммуникативные качества. Воспитывает уважение к памяти предков, истории их жизни.
Иконка файла материала Кабина А.М. Масленичные посиделки кл.час.doc
Автор: Кабина А.М. Стаж работы: 26 лет Место работы : ГБОУ Романовская школа Должность: учитель Классный час "Масленичные посиделки", 2 класс Цель:   изучать   и   возрождать   интерес   и   уважение   к   русской   культуре, обрядовым народным  праздникам, традициям, обычаям. Ход классного часа 1. Вступительное слово учителя.  Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и  интересного. А прежде послушайте стихи о ней.  1 ученик: Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! 2 ученик: Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. 3 ученик: Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. 4 ученик: Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней ­ Великий пост, Время, чтоб молиться. 2. Постановка проблемы. Учитель: Почему  праздник называется Масленица? Почему именно блин символ Масленицы? Из чего делают блины и с чем их едят? 1. 2. 3. (Ответы учащихся) 3. История праздника. Рассказ учителя.  Масленица   —   это   озорное   и   весёлое   прощание   с   зимой   и   встреча   весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали 1весну   как   начало   новой   жизни   и   почитали   Солнце,   дающее   жизнь   и   силы   всему живому.   В   честь   солнца   сначала   пекли   пресные   лепёшки,   а   когда   научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это   обновление   природы.   Люди   испокон   веков   воспринимали   Весну,   как   начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами. 1 ученик: Пришла Масленица годовая,  Наша гостья дорогая!  Она пешей к нам не бывает,  Все на кониках приезжает.  Ее коники вороные,  У них гривы золотые,  А саночки расписные.  2 ученик: Идет Масленица по льду,  Несет блинов сковороду.  Принимайте молоду ­  Разбирайте по блину!  3 ученик: Масленица, лезь на горку,  Позови к нам ясну зорьку.  А под зорьку ­ соловейку,  На денечек, на недельку.  4 ученик: Масленица Просковея,  Приходи к нам поскорее.  А Масленица­бледноножка,  Протянись ты хоть немножко ­  Хоть недельку, хоть денечек.  Хоть денечек, хоть часочек.  Ой, Масленица­кривошейка,  Встретим тебя хорошенько Учитель: Ребята,  каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых   ритуалов,   а   вот   каких,   мы   сейчас   узнаем   из   рассказов   ваших одноклассников.  1 ученик:             1 день: Понедельник – Встреча Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины .Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из 2соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни: Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся,  На горах катаемся Блинами объедаемся! Первый   день   катания   был   детским,   взрослые   присоединялись   к   катанию   в середине недели. Катание с гор было  связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён. 2 ученик:                 2 день: Вторник – Заигрыш  Второй   день   Масленицы   называется   –  заигрыш.   Этот   день   посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину   на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом. 3 ученик:                 3 день: Среда – Лакомка Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины». Ой ты Лакомка Среда! Масляна сковорода! Повелось со старины, Едем к тёще на блины! 4 ученик:                    4 день: Четверг – Разгуляй Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны. 5 ученик:                    5 день: Пятница – Тёщины вечери 3Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить   тёщи.   Зять   должен   сам   угостить   тёщу   и   тестя   блинами.   Тёща   же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены. 6 ученик:                   6 день: Суббота – Золовкины посиделки В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала   и   своих   незамужних   подруг.   Если   же   наоборот,   то   приглашалась   лишь замужняя родня. 7 ученик:                    7 день: воскресенье – Прощённое воскресенье Это   последний   день   Масленицы.   В   народе   его   называют   –  прощёное воскресенье, целовальник.  В   воскресенье   все   вспоминали,   что   в   понедельник   наступит   Великий   Пост.   В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.  Кульминацией Масленицы считается сжигание   чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны. 8 ученик: Ты прощай, прощай, прощай, Наша Масленица! Ты не в среду пришла и                     не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделю веселье! Всю неделю веселье! Ты пришла с добром, С сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, Да с оладьями!  4. Пословицы и поговорки о масленице.  Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о масленице? Давайте устроим соревнования, кто больше назовёт пословиц и поговорок о ней.  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост» 2. Зять на двор, пирог на стол. 3. «Без блина не Масленица»  4. «Блин не клин – брюхо не расколет» 5. Масленица ­ объедуха, деньги приберуха. 6. «Не житьё, а Масленица!»  47. «На горах покататься, в блинах поваляться» 8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить» 5. Мозговой штурм. Учитель: Вижу, вы уже много знаете о масленице, а попробуйте­ка ответить на мои  вопросы: 1. С чем можно есть блины?  2. Назовите продукты и приспособления, инструменты для выпечки блинов.  3. Прочитайте смешные народные стихи о Масленице.  4. Рецепт блинов от каждого стола. 6. Загадки о масленице и её атрибутах.  Учитель: А загадки сможете отгадать? Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно.  Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя ... ? Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь ­ никуда не  уйдёт.  В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя…  Берега железные, рыба без костей, вода дорога. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 ученик: Масленица, обманщица,  Обманула, провела,  За заулочек завела,  Дала редьки хвост  На великий пост. 2 ученик: Масленица ­ блиноедка,  Масленица ­ жироедка,  Масленица ­ обируха,  Масленица ­ обмануха,  Обманула, провела  До поста довела.  3 ученик: Все ежи взяла,  Дала редьки хвост  На великий пост.  Мы его поели,  Брюха заболели. 7. Рефлексия. Итоги классного часа.  Учитель: На этом, ребята, наш классный час подошёл к концу. У вас на столах лежат ладошки красного и зелёного цветов. Я предлагаю вам оценить наш классный час.  Если он вам понравился – помашите мне зелёной ладошкой, а сели нет­ красной. (Ребята дают оценку классному часу) 5Учитель: А теперь самое интересное и приятное, я приглашаю вас к столу с  блинами. Приятного аппетита!!!  6