- Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствуя приглашенных на мастер – класс, раздаю выборочно по конфете. В один момент прекращаю это делать
- А теперь верните, пожалуйста, конфеты обратно, потому что они будут необходимы для других целей.
- Я думаю, вы немного удивлены моим поведением. Уважаемые коллеги, кто из вас в данный момент испытал чувство удивления? Поднимите, пожалуйста, руку. Спасибо за искренность и обратную связь.
- А может кого-то посетило чувство обиды?
- Есть ли среди нас такие, кому стало просто смешно, из-за возникшей ситуации?
Каждый из вас в данный момент испытал те или иные эмоции.
- Сегодня мы представляем вашему вниманию мастер – класс «Эмоциональный интеллект младшего школьника, как залог формирования успешной личности»
- ВИДЕО «Эмоции»
- Подскажите, что вы испытали, просмотрев этот ролик? (Предлагаю высказаться всем желающим)
Не для кого не секрет, что долгое время мы учили детей ставить цели, получать результат, но давайте посмотрим вокруг и что скрывать, мы мало видим вокруг счастливых и улыбающихся людей.
Мы можем представить наших учеников, как человека будущего, счастливого, с улыбкой успешного во всех делах и начинаниях, но его настоящее уже здесь, в начальной школе. Именно поэтому наш путь должен быть направлен на формированием эмоционального интеллекта. Как вы считаете для чего? (ответы выслушиваем)
- Каким бы умным ни был ребенок, есть качества, без которых ему будет тяжело добиться успеха в жизни. Да что говорить об успехе, когда эти качества необходимы для просто человеческого счастья. Все эти понятия входят в понятие «Эмоциональный интеллект». Мы не найдем с вами успех и счастье в таблице Менделеева и математических формулах. И что скрывать, всем известно, что человек с развитым уровнем «чувственности» может наладить контакт с любым, самым трудным в общении коллегой.
Эмоции и разум тесно взаимосвязаны. Представим, что перед нами я-(показываю стакан с водой) и мои эмоции, которые могли возникнуть после написания контрольного диктанта. (показываю пакетик с марганцовкой). Я испытываю бурю эмоций после проверки работ, (насыпаю марганцовку), представим какой выброс может быть в том случае, если я бы не умела пользоваться своими эмоциями, но если я понимаю с чем связаны мои эмоции и могу ими управлять (высыпаю лимонную кислоту), то мои эмоции не затронут окружающих меня людей. Не стоит забывать и о том, что в процессе формирования эмоционального интеллекта у младших школьников нам с вами необходимо обращать внимание и поддерживать дружественные детские группы, которые образуются в классе. Учителю очень важно обеспечить такие задания, которые позволят учащимся учиться работать в группах, парах.
Таким образом Эмоциональный интеллект – навык понимания своих эмоций и умения ими управлять для эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте идет активное эмоциональное становление детей.
Какие же особенности ЭИ свойственны младшим школьникам. А именно эти особенности помогут нам формировать ЭИ у ребят.
непосредственны и откровенны;
оптимистичны и позитивны;
легко эмоционально отзываются на события;
чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Как и где мы можем формировать ЭИ? Нам, учителям начальных классов, не надо придумывать что-то новое, необычное…У нас с вами в руках богатейший материал для совместной деятельности с детьми- это предметы литературное чтение и окружающий мир, участие в конкурсах различной направленности. При изучении художественных произведений чаще всего мы уделяем внимание чтению, выразительности, беглости, но если акценты расставить немого иначе и более подробно изучать чувства персонажей, то и формирование ЭИ будет проходить успешно.
На примере урока литературного чтения в 3 классе рассказ Леонида Пантелеева «Новенькая» следует включить такие вопросы, как
- Какие чувства вызывает у вас главная героиня?
- Какой отрывок оставил след в вашей душе? Почему вы бы хотели прочитать его вновь?
Благодаря таким вопросам дети учатся сопереживать, принимать заочное участие в жизни героя, тем самым развиваем эмоции и чувства сопереживания, участия, понимания.
На уроках Технологии, или участвуя в различных творческих конкурсах, мы тоже учимся выражать эмоции. На примере этой работы (Показываю работу Алисы Сорокиной «Дети войны») ребята учатся понимать и принимать страшное военное время. Это этап эмоционального творчества, который прямо связан с формирование ЭИ.
Зачем же детям ЭИ? Может достаточно, как и раньше поставить цель, прописать задачи??
Все очень просто.
Эмоциональный интеллект
поможет в общении;
повысит продуктивность в учёбе;
научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
укрепит уверенность в себе;
позволит быстро принимать решения.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.
А для того чтобы ребенок мог не только слушать и понимать о том, как важны эмоции, уметь их различать и понимать, можно вести
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться.
А как мы, учителя? Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами, эмоциями и поведенческими реакциями. В процессе нашей работы нам необходимо внимательно выслушивать, подбирать слова, чаще всего сдерживать свои чувства, быстро принимать решения, сопереживать. Добавьте ко всему этому многочисленные проверки, дополнительная работа, да и что скрывать большое количество «трудных» детей и родителей. Что же делать нам?
Предлагаем вам посмотреть каким же уровнем ЭИ обладаем мы с вами.
(Слайды)
АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТ
Мы очень хорошо определили эмоции на слайдах презентации, а теперь предлагаем вам при помощи мимики и жестов самим показать своему соседу по парте те, эмоции, которые вы испытываете, а мы постараемся угадать, что вы изобразили. Вам необходимо без слов показать эмоцию с помощью мимики и жестов, а мы постараемся угадать, что это за эмоция и пояснить, где она может нам встретиться. Затем нужно поменяться ролями. Такое упражнение можно использовать не только парами, но и командами.
Посмотрите, мы смогли распознать все эмоции, которые вы нам показали, это свидетельствует о том, что мы с вами обладаем высоким уровнем эмоционального интеллекта. Без слов мы понимаем друг друга.
Следующее упражнение, которое можно применять и с детьми, и со взрослыми называется «комплимент»
Очень часто мы работаем, выполняем все рекомендации и требования администрации, но не слышим слов благодарности. А ведь очень важно для каждого человека, услышать похвалу и слова благодарности за свой труд. Предлагаем вам на листе бумаги написать свое и то, за что вы можете гордиться собой. Например, Я – Елена. Я молодец, потому что …или я горжусь собой потому что смогла собрать в этой аудитории людей, которые имеют высокий уровень ЭИ». Этот лист вы отдаете своему соседу, ваш сосед пишет на вашем листе то, что ему понравилось в вас»
С помощью такого упражнения мы можем создавать позитивное настроение и массу положительных эмоций.
В конце я хочу предложить игру
«Я радуюсь, когда...»
По очереди передаем друг другу мяч и проговариваем «Я радуюсь, когда...».
В итоге я беру мяч и говорю: «А я радуюсь тогда в наших классах радостные и любознательные глаза наших учеников, когда дома мирно и дружно. Поэтому мы благодарим вас за то, что вы были с нами и желаем вам всего самого лучшего»
Сегодня мы хотим вам вручить буклеты, в которых вы увидите краткую информацию о нашей встрече и познакомитесь с различными играми и приемами, которые можно применить в работе над формированием ЭИ. Пусть в вашей душе всегда светит частичка тепла и света, которую мы хотим донести до наших учеников, но не забывайте, чтобы уголек светил и грел как можно дольше, его необходимо подпитывать, заботиться о нем, иначе он превратиться в пепел. Так и нашей душе необходима целительная забота.
И конечно вместе с буклетом угощаем вас конфетами. Спасибо за внимание. Хорошего дня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.