Чикурова Н.В., учитель начальных классов
МБОУ «Куединская СОШ №1 им. П.П. Балахнина»
Мастер-класс «Использование читательского дневника в целях формирования смыслового чтения учащихся»
1. Постановка проблемы.
Одна из главных задач обучения младших школьников – научить читать и привить любовь к чтению. Чтение носит универсальный метапредметный характер т.к. является важным элементом всех учебных действий.
Поэтому я поддерживаю фразу, которую сказала самая известная мама в мире, автор методики раннего развития Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.»
В этом году у меня первый класс. Именно в первом классе дети овладевают процессом чтения и происходит наибольшее наращивание темпа чтения. Большинство учащихся, придя в первый класс, не умели читать, плохо знали буквы. (слайд)
Передо мной встала задача: как помочь каждому ребёнку добиться успеха в овладении чтением?
Сначала детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, у многих пропадает желание сидеть за книгой.
Возникли еще проблемы: как привить интерес к чтению и как повысить скорость чтения? Все эти задачи взаимосвязаны, поэтому и решать их надо вместе, используя разные приемы.
2. Представление опыта
Для решения этих задач, я использую учебное пособие, которое разрабатываю сама. Называется это пособие “Читательский дневник” для учащихся 1 класса.
Прежде, чем ввести этот дневник, познакомила с ним родителей. В дневнике есть памятка «Рекомендации для родителей», в которой говорится о том, как учить читать ребенка и сколько читать в день и др. Во втором полугодии родители ознакомились еще с одной памяткой «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса».
В начале работы дети поставили перед собой свою цель и записали или нарисовали её на дневнике. Дети знают, как и сколько слов в минуту надо им читать к концу первого класса и идут к поставленной цели.
Для того, чтобы отслеживать и стремиться к лучшему результату, на второй странице нарисована диаграмма скорости чтения. Каждый месяц выполняются замеры и появляется новый результат. Так же дети отслеживают способ чтения, выразительность, правильность, осмысленность и оценивают себя.
Это учебное пособие состоит из трёх блоков.
1 блок – «Учимся читать», используется во время букварного периода. Цель блока: отработка приемов и навыков чтения.
После того как дети познакомились с буквой и научились её читать в словах, они прочитывают материал в «Читательском дневнике».
Задание 1: Восстановите порядок упражнений, которые выполняют дети в читательском дневнике.
Проверка:
Он построен по принципу «от простого к сложному». То есть от приемов сливания звуков, от открытых слогов, к закрытым слогам, словам, разделённым на слоги, предложениям и текстам. Дети, испытывающие трудности в обучении читают слоги и слова, а дети, быстро усвоившие приём чтения, читают предложения и тексты. На страницах есть занимательный материал, такой как, раскрасить букву, отгадать ребус, кроссворд и др.
С помощью этого блока решалась первая задача: как помочь каждому ребёнку добиться успеха в овладении чтением?
Для решения второй и третьей задачи используются 2 и 3 блок.
2 блок – «Узнаём новое», используется в течении всего учебного года. Цель этого блока:
привитие интереса к чтению.
В «Читательском дневнике» дан дополнительный список литературы для чтения или слушания по четвертям. Результаты чтения по этому списку записываются в таблицу. На уроках слушания проводятся интеллектуальные игры по этим произведениям. Учащиеся работают в командах.
Например, были проведены интеллектуальные игры по творчеству А.Барто, С. Маршака, К.
Чуковского, С. Михалкова и др. Задание 2: «Собери стихотворение». Собрать стихи из разрезанных строчек.
Задание 3: «Видимо-невидимо» Запомнить и написать фамилии писателей, поэтов, художников (на слайде)
(Барто, Маршак, Чуковский, Осеева, Пришвин, Ушинский, Шишкин, Репин, Левитан)
3 блок – «Развиваем читательские навыки». Цель блока: совершенствование темпа чтения.
Используется в основном во втором полугодии.
Работа с «Читательским дневником» ведётся на уроках чтения и на уроках слушания.
В «Читательском дневнике» учащиеся выполняют занимательные, развивающие интерес, логику задания, к произведениям которые читают в букваре и в учебной хрестоматии. Есть задания на отработку приема чтения для тех детей, кто еще учится читать. И есть задания для детей, кто умеет читать хорошо. Таким образом, используются задания трёх уровней: базовый, повышенный и творческий.
Например: После прослушивания сказки В. Сутеева «Три котёнка» дети выполняют такие задания: прочитать слова, добавить слог, чтобы получилось слово, прочитай стихотворение, отгадай ребусы. Все задания связаны со словом «кот».
После прочтения по букварю рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» провожу мини-тест и проходит самооценка по линейке успеха.
В букваре часто встречаются рассказы про буквы, поэтому проводятся различные игры со словами.
После прочтения учителем русской народной сказки «Кот, петух и лиса», дети читают небольшие предложения и раскрашивают раскраски. А затем по ним пересказывают текст.
Когда дети прослушали не до конца сказку В. Сутеева «Дядя Миша», в Читательском дневнике» я предложила им дочитать эту сказку.
Задание 4: распределить задания по уровням: базовый, повышенный, творческий.
1 группа
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
2 группа
Е. Пермяк «Пичугин мост» 2. Результаты.
К концу первого класса учащиеся должны читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения не менее 40-60 слов в минуту).
В марте были такие результаты: Из 21 человека читают больше 30 слов в минуту 13 человек.
Меньше 30 слов в минуту – 8 человек. Самый маленький результат – это 20 слов в минуту.
Вывод: по сравнению с входной диагностикой результат улучшился.
3. Рефлексия «Шкалирование». Цель: выявление предпочитаемой точки зрения на выявление значимости получаемых ЗУН.
Для меня очень важно узнать ваше мнение о работе с «Читательским дневником. Поэтому я прошу вас отметьте стикером на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям: актуальность (важность в наше время) темы, применяемость на практике (т.е.
приемлемо ли это для детей), полезность для себя по уровням: высокий, средний, низкий. Результаты рефлексии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.