Автор: Хаткевич Лилия Ильдюсовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
Масленникова Лариса Станиславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МОУ Лицей №3 город Галич Кострмской области
Мастер – класс «Как написать эссе»
Цель урока: с целью обобщения умений и навыков обучающихся разработать научить использовать алгоритм написания эссе.
обучающий аспект:
• знать понятия: эссе, проблема, результат деятельности, термины обществоведческих;
• уметь работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;
• определять проблему эссе (т.е. задачу, требующую решения);
• формулировать проблему эссе;
• уметь применять алгоритм для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9) в ЕГЭ.
развивающий аспект:
• развивать аналитическое мышление при распознавании, определении и формулировании проблемы, поставленной автором в высказывании, при написании эссе;
• развивать грамотную речь, применяя обществоведческие термины и понятия при аргументации собственного мнения;
• развивать логическое мышление при применении освоенного алгоритма для определения любой проблемы (личной, трудовой, государственной и др.)
воспитывающий аспект:
• воспитывать у учащихся культуру интеллектуального общения во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;
• воспитывать нравственные ценности личности, способной к социально-политической самоактуализации в современном обществе;
• воспитывать ответственное отношение к собственной оценке осуществляемой деятельности.
Ход занятия
Можете ли вы написать интересное и убедительное эссе в 250-300 слов по теме, которую вы никогда не видели. Если вы хотите достичь высокого результата на ЕГЭ по обществознанию, то вам придется это сделать.
Лучший способ выработать умение писать эссе – это практика. Сегодня наш мастер – класс посвящен именно этому вопросу. Мы хотим вам дать некоторые рекомендации и провести тренинг, который вам поможет в написании эссе.
Что же такое эссе? Эссе – это разновидность сочинения в прозе, обладающая признаками краткости и свободы выбора темы, а также свободы в изложении материала. - Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.
Прежде чем приступить к написанию эссе, вспомните критерии их оценки ,кстати их нужно знать наизусть (на парте)
Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку.
Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.
Теперь К2 (читаем) .Он подразумевает ,что вы верно определили основную научную проблему в теме эссе ,знаете раздел соответствующей науки, знаете системы понятий этого раздела и излагаете ее при раскрытии темы. Причем он предполагает ,что вы владеете понятиями ,можете давать им определение и использовать в тексте.
К3-факты и примеры, подтверждающие ваши аргументы в эссе.(между прочим он подразумевает ,что вы должны высказать вашу точку зрения на тему – вот только баллы за это уже не дают ).Однако ,если они из разных источников(СМИ, учебные предметы ,из личной жизни), то вы получите два балла ,а не один. Допустим ,что вы помните факт, но откуда не знаете. Здесь можно пойти на хитрость и некоторые факты снабдить фразами
«По сообщениям СМИ», «Как писала газета» Поверьте эксперт не будет это проверять сейчас и сразу. Что касается примеров из личной жизни ,они должны быть убедительны, если стесняетесь писать о себе, то можно описать, как случившееся с другом или родственником. И помнить ,что в фантазию вряд ли кто поверит.
Таким образом, коротко это выглядит так:

Таким образом, чтобы получить 5 баллов за эссе необходимо:
1. Раскрыть смысл высказывания
2. Раскрыть тему с опорой на теорию
3. Привести факты и примеры из разных источников..
Несмотря на все это ,эссе должно быть четко структурированным. То есть текст должен быть разделен на абзацы. В нем должно быть вступление и заключение,а количество абзацев зависит от их содержания.
Структура эссе:
1.Вступление.
2.Теоретические аргументы
3.Фактические аргументы
4.Заключение
Теперь о том, кто будет читать ваше эссе. Эксперты. Их будет два, причем отдельно друг от друга.
Поэтому в нем вы должны показать, что видите и понимаете проблему, знаете теорию и факты, это нужно демонстрировать ясно, эксперт не телепат и ваши мысли читать не может, поэтому никаких намеков.
Теперь переходим к написанию эссе (практика).
Перед вами на партах структура эссе, сейчас мы будем конструировать его, складывать из пазлов.
1.Тем много, какую же выбрать? Для этого предлагаю выбрать ключевые слова и выписать их в черновик ( Начало личности наступает намного позже ,чем начало индивида») Теперь стоит подумать над тем, о чем я знаю больше: политике, экономике, философии, культуре) и выбрать.
Итак я предлагаю вам следующую тему , запишите ее в таблицу (слайд 6)
2.Далее нам следует уяснить смысл темы и показать, что мы ее поняли. Для этого можно применять следующий тренинг ( слайд 7)
Теперь возвращаемся к нашей теме, в чем тут смысл? Простое перефразирование может иметь место, но лучше фразу расширить. (слайд 8)
Далее следует уяснить, какую проблему поднял автор (тренинг слайд 9)
Для этого подойдут фразы – :клише
«Смысл данного высказывания состоит в том..
«Автор обращает наше внимание на то ..
«Автор убежден в том, что..»
Так в чем же смысл нашей фразы?..(запишите)
Это может выглядеть примерно так ( слайд 9)
3.Теперь необходимо выразить свою позицию по отношению к высказыванию автора и лучше это сделать не повторяя тему( слайд 11)
4. Теперь у нас получилась следующая структура (слайд 12)
Теоретические аргументы
Осознав смысл темы, вам необходимо на черновике выбрать теоретические положения и выводы
Какие существуют приемы?
1,составить список
2.нарисовать логическую схему.
3 мозговой штурм.(то есть записать все ассоциации ,которые связаны у вас с данной темой, или вопросы ,которые у вас возникли по этой теме ,или спросить себя , что доказывает данная тема)
Типичные ошибки при подборе теоретический положений
1.неправильное понимание ( для этого и нужны ключевые слова)
2.привлечение понятий из другой темы ( для этого прочитайте из какой темы высказывание)
3 мало аргументов (вот здесь и нужны ассоциации)
Фактические аргументы
Теперь подбираем факты и примеры.
Факт –это объективное событие, которое имело место в определенном месте в определенных условиях. А ,что такое пример? Это факт или частный случай, используемый для вывода или обобщения.
Конкретно это может выглядеть так факт = вывод или теория и факт. Вы не можете просто перечислять либо факты, либо теорию. Их нужно связать между собой.
Типичные ошибки:
1 Факт не по теме.
2. Связь темы и факта не раскрыта.
Тренинг (слайд 13)
Теперь запишем теорию и факты в наш конструктор
Таким образом у нас получается так.(слайд 14).
Заключение (слайд 15)
Не должно совпадать с основным суждением, он должен в одном –двух предложениях свести воедино основные идеи аргументов и подвести итог рассуждениям, подвести итог верности или неверности выбранного суждения.
Теперь последние советы (слайд 16)
1. По вычитываниию эссе
Вы можете перечитывать его несколько раз, но если не знаете что искать, то пропустите все ошибки Поэтому ищите логику ,доказательства и структуру. Обратите внимание на цитаты, грамматику , ясность и стиль изложения. А, также обратите внимание на оформление эссе.
Как вы уже поняли, для написания хорошего эссе требуются основательные знания по предмету, широкий кругозор, оригинальность, литературные навыки
Несколько советов
1. Читайте.
Эссе, журналы , книги. Отмечайте стиль, литературные приемы структуру, удачные выражения.
Помните: чтобы красиво писать(и грамотно) писать – надо много читать!
2. Собирайте.
Фразы, аргументы, цитаты, имена, теории. Смотрите информационные передачи по телевизору и аналитические статьи в интернете. На школьных уроках анализируйте новый материал с точки зрения возможности его использования для аргументации в эссе.
3. Анализируйте
Корректно и аргументировано сомневайтесь в общепринятых мнениях. Критическое мышление, умение видеть парадокс в обыденном поможет вам сделать эссе интересным.
4. Пишите.
Эссе по частям и полностью. Не ждите ,что хорошее эссе напишется собой. Выписывайте определения, составляйте планы эссе, письменно формулируйте теоретические положения, конкретные примеры. Темы эссе вы сможете найти в интернете и на сайте ФИПИ.
Есть тетрадь –тренажер ,который поможет вам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.