МАСТЕР-КЛАСС
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА И ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ Калачеевская гимназия №1
Блощицына Ирина Александровнавна
Здравствуйте,уважаемые коллеги ! Что вы знаете о ментальной арифметике? Большинство родителей и учителей считают, что эта методика направлена на развитие быстрого устного счета. Да действительно это так, но это далеко не главный плюс на занятии ментальной арифметики. На самом деле в процессе обучения у ребенка будут развиваться, и формироваться много других качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни.
С какими проблемами чаще всего встречаются наши родители и учителя, это рассеянность и не внимательность, которое приводит к тому, что они нас иногда даже не слышат. Часто бывает, что они медленно выполняют какие - то задачи, медленно действуют и думают. Им бывает сложно запомнить большое количество информации и быть собранными. Эти проблемы помогут решить ментальная арифметика. Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах АБАКУС.
Идея внедрения ментальной арифметики в развитие детей для нас является очень актуальным и важным вопросом в силу того что школьные учреждения заботятся о развитии детей. И именно ментальная арифметика позволяет развивать благодаря развитию фотографической памяти благодаря развитию 2 полушарий благодаря тому что дети по другому начинают не только считать но и видеть мир.
Начиная с 7 летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами). Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками , передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка. Развитие арифметических навыков при обучении действиям с абакусом – это не является самоцель системы «Ментальной арифметики». Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе.
В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук. Второй этап обучения
После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса.
Практические задания:
1. Упражнение «Перекрестные шаги»
2. Упражнение «Ленивая восьмерка»
3. Рисование двумя руками.
4. Головоломки: игра с палочками.
5. Лабиринты .
6. Таблица Шульте.
7. Тренажеры: флешкарты, решение примеров ментально.
Несмотря на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за это время она стала популярной и показала хорошие результаты. Отзывы педагогов и родителей хорошие, они замечают от таких занятий пользу. Благодаря урокам ментальной математики:
1. Можно развить мелкую моторику рук.
2. Ребенок может развить память.
3. Школьник учится быстро считать в уме. Такая техника ментальной арифметики пригодится ребенку не только в школе, а и в будущем во взрослой жизни.
Абак
- счётная доска, применявшаяся для арифметических
вычислений.
Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений,
состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными внутри нее спицами, по которым
свободно перемещаются кости (или камешки).
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА И ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В основе методики лежат древние японские счеты-абакус. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать
КАК УСТРОЕН АБАКУС
Абакус состоит из прямоугольной рамки ,из разделительной перекладины, из спиц и косточек. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхняя косточка — это цифра пять «небесная косточка») и под перегородкой — четыре «земные» косточки.
Для того, чтобы считать на абакусе нам необходимо произвести чистку. Берём большим и указательным пальцами за перекладину и проводим вдоль неё.
Каждая спица относится к своему разряду. 1-единицы 2-десятки 3-сотни Все небесные косточки имеют значение 5 то есть 5 ед. 5 дес.5 сотен.
Как правильно набирать числа на абакусе. Начинаем с единиц. Чтобы показать 1 нам необходимо большим пальцем поднять 1 земную косточку. Чтобы отнять 1 указательным пальцем опускаем косточку вниз.
Чтобы показать 5 мы опускаем 1 небесную косточку указательным пальцем .Отнимаем так же указательным пальцем.
6 опускаем 1 небесную косточку и поднимаем 1 земную.9 –это максимальное число,которое мы можем показать на 1 спице.
У нас прошло маленькое ознакомительное занятие с ментальной арифметикой. А сейчас мы покажем свои первые успехи, а они у нас уже есть.Начнём нашу работу с таблицами Шульте.С помощью таблицы расширяется угол зрения возростает концентрация и скорость передвижения зрачка.В первую очередь охватывается всё поле.Чтобы не было привыкание к 1 таблице следует сделать несколько таблиц. Итак 1 задание.Назовите числа от1 до 25 в прямом (обратном )порядке,показав их указкой.
Продолжим работу с флеш картами.Флеш карты развивают в ребенке способность к запоминанию.Заниматься по флеш картам легко и интересно.
Возьмите абакус. Приготовьте их к работе. Абакус кладём на расстоянии ладошки от края стола. Обнулите абакус пальчиками.Карандаш при счёте держим остриё наружу,а чтобы записать ответ перехватываем его в положении для письма,после записи ответа перехватываем карандаш обратно и работаем большим и указательным пальцами. Прежде чем вы будете считать на абакусах давайте разомнём наши пальчики:
Чтобы правильно считать
Надо пальчики размять
Вверх большой вниз указательный
Вышел крабик замечательный
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!!!!
ПРЕДСТАВЬ ЧИСЛО, ПОКАЗАННОЕ НА АБАКУСЕ, И ЗАПИШИ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.