Мастер-класс: «Русский самовар»
Педагог: Герасименок Людмила Михайловна
Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русским самоваром, как символом России.
Задачи:
-познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
-вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития;
-обобщить знания детей о народных традициях;
-воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину;
-развивать умение видеть красоту изделия, формировать эстетический вкус;
-активизировать словарь: самовар, роспись, чаепитие, бублики, калачи, пряники, посиделки.
Материалы и оборудование:
Самовар, иллюстрации и картинки с изображением различных самоваров. Набор картинок с узорами различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, Городецкая роспись). Шаблоны самоваров, гуашь, акварель, палитра, кисточки, стаканчики, клеенки.
Ход занятия:
-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).
-Да правильно! Молодцы!
-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…
-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем, из чего он состоит, какие украшения вы увидели.
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
-Сейчас в наше время делают электрические или декоративные самовары. (Показываю самовар наших дней).
Физкультминутка:
-Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе).
-Я вам на показ выставляю живот (животик надут).
-Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами).
-«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения правой рукой).
-Молодцы!
Подвести детей к столам, на которых лежат трафареты самоваров. Предложить детям выбрать форму шаблона того самовара, который они будут рисовать.
На столе лежат картинки самоваров, расписанные в различных техниках: хохлома, гжель, городецкая. Детям предлагается выбрать свой узор для росписи самовара.
Самостоятельная деятельность:
Дети приступают к работе. Педагог смотрит, как дети держат кисточки, и рисуют на шаблонах самовары, соблюдая цветовую гамму той, или иной декоративной росписи. Индивидуально каждому ребенку, педагог помогает при необходимости.
Заключительная часть:
С чем мы сегодня познакомились? (с историей появления самоваров на Руси);
Что мы сегодня рисовали? (самовары);
Какие виды техники мы рисовали? (хохлома, гжель, дымковская, городецкая);
Какими красками мы пользовались? (гуашь, акварель).
Педагог: Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо справились с этой работой!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.