«Типы уроков в технологии развивающего обучения
(Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова )»
(мастер – класс)
Составитель: Величко А.В. – Макеевка, 2020
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастеркласса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения различных типов уроков в технологии развивающее обучение. Материалы разработки предназначены для учителей начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Этапы мастер-класса 5
План-конспект мастер-класса 6
1 этап. Подготовительно-организационный 6
1.1. Деление на группы. Постановка целей и задач мастер-класса 6
Метод «Ладошка» 6
Вступительное слово Мастера 6
2 этап. Представление системы уроков 9
2.1. Урок постановки учебной задачи 11
2.2. Урок решения учебной задачи 14
2.3. Урока моделирования и преобразования модели 15
2.4. Урок решения частных задач с применением открытого 16
способа
2.5. Урок контроля и оценки 17
3 этап. Моделирование 18
3.1. Мини-проект «Применение активных методов обучения 18
на уроках различного типа»
4 этап. Рефлексия 23
Список литературы 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мастер-класс – это особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, эффективная форма передачи знаний и умений, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс).
Мастер – это педагог, прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. В процессе проведения мастер-класса Мастер занимает позицию консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Мастер работает вместе со всеми и через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога.
Тема мастер-класса:
«Типы уроков в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».
Цель мастер – класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.
Задачи:
• Познакомить участников с типами уроков в технологии развивающего обучения (Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова) Углубить знания о типах уроков.
• Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Целевая аудитория:
Учителя начальных классов, студенты педагогических вузов.
Время проведения:
1 час
Оборудование:
- ПК,
- видеопроектор
Этапы мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный (15 минут): вступительное слово Мастера; деление на группы; постановка целей и задач мастер-класса.
2. Представление системы уроков (20 минут):
описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;
3. Моделирование (15 минут): самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели
урока (этапов урока) в режиме технологии Мастера, при этом Мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею; обсуждение авторских моделей урока.
5. Рефлексия (10 минут):
дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и
участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1. Организационный момент
Слайд №1
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
2. Вступительная часть (сообщение темы, определение круга проблемных вопросов).
Слайд №2
Перед вами описание предмет нашего занятия, попробуйте его определить.
(на экране, на карточках)
ü единица времени;
ü «момент истины»;
ü «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности участников процесса»;
ü «логически законченный, целостный, ограниченный
временной отрезок учебно-воспитательного процесса»;
ü основная форма учебного процесса;
ü готовят, дают и «заваливают», на них учатся и учат
ü веселый, нудный, занимательный, напряженный, познавательный.
Итак, предметом нашего занятия станет его величество УРОК! А тема – «Типы уроков в системе РО Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова».
Итак, что же такое УРОК?
Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского; три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и А.С. Пушкина.
Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Вот мы сегодня и рассмотрим типы уроков в системе РО и попытаемся создать некий «конструктор для их сборки».
А сейчас давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего занятия.
Слайд №3
У |
Р |
О |
К |
|
|
|
|
узнать... |
развить... |
обобщить... |
конкретизир |
|
|
|
овать, корректировать... |
Узнать: типы уроков в системе РО (структуру), основные отличия от традиционного, способы моделирования урока.
Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие.
Обобщить: знания о современном уроке.
Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа урока.
На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем,
тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок.
Слайд №4
Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок сегодня – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Представитель от каждой группы записывает свое продолжение каждого из предложений.
Слайд №5
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью
постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Слайд №6 Что такое урок в системе развивающего обучения?
«Урок в развивающем образовании – это, прежде всего, урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволяют ребенку в будущем решать неизвестные проблемы».
В отличие от традиционной системы обучения, где урок предусматривает определенный отрезок времени, за который учитель должен вложить в головы учеников энное количество знаний, где ученик должен приобрести некие умения и навыки, в развивающем образовании урок приобретает другой смысл. Урок – это часть учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия.
В РО выделяют пять типов уроков в зависимости от их целей.
Слайд №7 Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи
Урока моделирования и преобразования
модели
Урок решения частных задач с применением открытого способа
Урок контроля и оценки.
Как же преподавателю подготовить урок определенного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока РО базируется на них же.
Памятка
ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
1. Определяем тему учебного материала.
2. Планируемые результаты.
3. Определяем дидактическую цель темы.
4. Определяем тип урока: урок постановки учебной задачи
• урок решения учебной задачи
• урок моделирования и преобразования модели
• урок решения частных задач с применением открытого
способа
• урок контроля и оценки
5. Продумываем структуру урока.
6. Отбираем средства обучения.
7. Проводим отбор содержания учебного материала.
8. Определяем выбор методов обучения.
9. Выбираем формы организации педагогической деятельности 10. Продумываем и предполагаем оценку знаний, умений и навыков.
11. Осуществляем рефлексию урока.
Но теперь на каждом этапе преподаватель должен критически относиться к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности учащихся.
Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чѐткого определения его конечной цели, т.е. планируемых результатов. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели. Схематично
алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:
Слайд №8 Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов.
Цель уроков этого типа- выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели» и САМИ сформулировали еѐ.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
- Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит своѐ собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.
- Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства.
- Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель -
отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель,
помогающий ребѐнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Уроки постановки учебной задачи
— это наиболее острые и трудные уроки в
курсах обучения по системе развивающего обучения, потому что именно на этих уроках происходит переход от старого к новому способу действий. Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Слайд №9 Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру :
1.Создание ситуации успеха.
2.Создание ситуации разрыва.
3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
5.Рефлексия.
Первый этап постановочного урока — создание ситуации успеха — это демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом, или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах.
Второй этап урока, который нуждается в особо тщательном продумывании: постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»). Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимают существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: что произошло? Почему? Что изменилось? - являются шагами на пути постановки задачи.
Здесь учителю нужно быть крайне осторожным. Иногда лишнее слово, нетерпеливый наводящий вопрос или "небольшая" подсказка может сразу открыть детям все решение. Также необходимо постараться предугадать возможные предложения детей. Часто они бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится "на ходу" придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.
Далее необходимо обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, то есть знаково-символические средства. Третий этап урока — фиксация места разрыва в знаковосимволической форме.
Поскольку цель урока этого вида — выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели», то логическим итогом такого урока является формулирование задачи. Причем сформулировать учебную задачу должны именно дети, а учитель редактирует детские высказывания. Итак, первый этап учебной деятельности - этап постановки учебной задачи может занимать от 10-15 минут до целого урока или нескольких уроков, однако вне зависимости от времени учащиеся под руководством учителя должны пройти все этапы, которые были описаны.
В обобщенном виде основные принципы постановки учебной задачи заключаются в следующем (слайд № 10):
1. Вводимое понятие должно быть предельно общим с тем, чтобы последующие этапы работы с понятием выступали для детей как конкретизация, уточнение исходного понятия.
2. Не вводить знание в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
3. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.
Следующий вид урока - урок решения учебной задачи.
В структуре урока этого типа можно выделить три компонента :
1. Анализ условий решения задачи.
2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
З. Рефлексия.
Обеспечив столкновение школьников с необходимостью овладения новым способом действия, учитель организует его поиск. Решить учебную задачу - это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. В начале обучения для решения задачи учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками и в диалоге задает логику поиска. Однако освоение этой логики невозможно без самостоятельного (в группе) решения учащимися учебных задач. Здесь дети включаются в групповую работу. Функция учителя в этом случае состоит в организации совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.
Что позволяет учителю грамотно организовать анализ ситуации?
Прежде всего:
- создание условий для свободного высказывания детьми своих версий;
- желание услышать детей, внимание к их предложениям, отношение ко всем содержательным версиям как к имеющим право на существование;
- фиксация всех гипотез детей (необходимо заранее про думать, где, кто, в какой форме будет это делать).
Совместный поиск решения задачи предполагает опробование версий, предложенных учениками, обсуждение их способов действия, сравнение и координацию несовпадающих точек зрения. На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи.
Часто этот тип урока тесно переплетается с уроком моделирования в ситуации, когда уже в ходе анализа условий дети обращаются к модели (строят или преобразуют ее).
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок моделирования и преобразования модели имеет следующую структуру:
1. Преобразование условия задачи.
2. Собственно моделирование.
3. Преобразование модели.
4. Рефлексия.
Цель моделирования - выделить и зафиксировать с помощью схемы, рисунка наиболее общее отношение в предмете для его исследования.
В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся. Оно - средство анализа и решения задачи, которая родилась в процессе предметных преобразований. За моделью у каждого ребенка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.
В начальной школе либо моделирование сопровождает предметные действия, либо модель строится после того, как действия выполнены. «Место» модели определяется в зависимости от задания. Действия сопровождаются моделью, например, когда конструирование способа легче выполнить на модели; как этап работы над текстовой задачей (заключенные в тексте отношения по ходу чтения отражаются схематически). В случае когда способ решения задачи находится практически, модель строится по окончании действий для того, чтобы осмыслить их. Построение схемы, модели мотивируется вопросами типа: как ты это делал? Как бы ты научил других выполнять такие задания? Учитель побуждает ребят к развернутому анализу моделей, их соответствия действиям, отношениям. Это позволяет определить характер усвоения, овладение учащимися умением переходить от предметных действий к работе с моделью.
Следующий вид урока — урок решения частных задач с применением открытого способа.
Уроки данного типа можно условно разделить на две группы:
1. Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;
2. Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности. Известно, что навык в традиционной системе обучения вырабатывается с помощью ряда однотипных упражнений, доведения их выполнения до автоматизма. Однако здесь если и можно говорить об эффективности такого способа, то лишь по отношению к конкретнопрактическим задачам обиходного типа (письмо, счет).
Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа в системе развивающего обучения является его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области. Это помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, а позволяющую решать новые практические задачи по расширению своего «Я».
Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. Использование способа, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях позволяет ребенку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между предметами - сторонами единого мира.
Следующий вид урока — урок контроля и оценки.
Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.
Основные компоненты в структуре урока контроля и оценки:
1. Создание учебной ситуации.
2. Контроль и оценка использования способа действия.
3. Рефлексия.
Задания, которые предлагаются для выполнения на уроке данного типа, должны отвечать следующим требованиям:
- задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия и способы самопроверки при его использовании;
- обязательными являются задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин. Как умение младшего школьника найти, исправить ошибку и объяснить ее причину, так и неумение ее обнаружить является для учителя достоверным показателем качества овладения учащимся определенным способом действия.
- среди предложенных на уроке заданий должны быть задания с «ловушками». Объясняя смысл «ловушек», дети снова будут возвращаться к характеристике исходного отношения, лежащего в основе понятия.
Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора для выполнения заданий из предложенных, а также возможность составления проверочных работ для одноклассников.
Итак, описанная типология дает возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия.
Моделирование. Работа группах
Сейчас я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичам, из которых строится здание, эти кубики будут «строительным материалом» урока. Каждый кубик – это этап урока, который вам нужно будет собрать, учитывая его характерные черты. Мы сейчас постараемся выстроить урок постановки учебной задачи.
Тема урока. Вычитание многозначных чисел с переходом через
разряд.
Цели урока: предметная - формирование навыков вычитания
многозначных чисел с переходом через разряд; метапредметные - формирование навыков обнаружения недостатка теоретических знаний; выдвижения, обоснования и анализа гипотез; ведения совместного поиска; работы в группах и парах; самооценки способа и овладения им; личностная - формирование познавательного интереса.
Задачи.
1. Создать ситуацию успеха.
2. Создать условия для постановки детьми учебной задачи
(целеполагание).
3. Организовать моделирование способа действия.
4. Организовать проверку и самооценку открытого способа.
5. Организовать итоговую рефлексию учебной деятельности на уроке.
Ход урока.
1. Создание ситуации успеха.
У: Над какой темой мы работаем?
Д: Сложение многозначных чисел с переходом через разряд.
У: Как считаете, научились складывать многозначные числа?
Д: Научились.
У: Что нам в этом помогает?
Д: Алгоритм. Запись столбиком. Схемы величин, которые мы выстраивали.
У: Вспомним алгоритм сложения многозначных чисел с переходом через разряд.
(На доску вывешиваются карточки с алгоритмом.) Д: 1. Пишу разряд под разрядом.
2. Отмечаю переход через разряд стрелочкой (влево).
3. Складываю, начиная с первого разряда.
4. Читаю ответ. (На доске числа 346 и 173) У: Назовите числа.
Что можете о них рассказать?
Д: Числа трѐхзначные. В десятичной системе счисления. В числе 346 шесть единиц, четыре десятка и три сотни. 173 состоит из 1 сотни. 7 десятков и 3 единиц.
У: Составьте и запишите с данными числами уравнение, где неизвестным является уменьшаемое.
(К доске выходят ученики и записывают):
х -346= 173 х -173=346
У: Назови своѐ уравнение. Согласны с записью?
Кто составил такое же?
У кого иначе? (Дети продолжают решать свои уравнения) х=346+173 х=173+346 х=519 х=519 346 173 + 173 +346
519 519
У: Сравним уравнения. Мы составили одинаковые уравнения?
Д: Разные.
У: А решения к ним?
Д: Решения уравнений одинаковые.
У: Почему?
Д: В обоих уравнениях мы искали целое. Целое находим сложением.
Неизвестным является уменьшаемое. Чтобы его найти, надо к вычитаемому прибавить разность.
У: Что скажете о значении корней уравнений?
Д: Они одинаковые.
У: Когда мы находили значение корня уравнения, выполняли запись действия столбиком. Можно ли это проверить, выстроив величины?
Д: Можно. Надо выстроить по числам 173 и 346 величины и найти сумму этих величин. (Дети выстраивают величины у себя в тетради и на доске).
У: Оцените себя, как вы справились с заданием.
У: Как определить, что есть переход?
Д: Разряд переполнен.
У: Как это показать?
Д: Стрелочкой.
У: Как направлена стрелка?
Д: Из меньшего разряда в больший.
У: Уравнение решили. У вас такое же значение корня уравнения?
Другие варианты есть? Оцените себя.
2. Постановка учебной задачи.
У: С этими же числами составьте уравнение так, чтобы неизвестным было слагаемое.
(К доске выходят ученики и записывают):
173 + х = 346 х + 173 = 346
У: Назови своѐ уравнение. Согласны с записью?
Кто составил такое же? У кого иначе?
(Дети продолжают решать свои уравнения)
х =346-173 х = 346-173 х = х =
346 346
- 173 - 173
?3 ?3
У: Что-то не получается? Что надо найти?
Д: Слагаемое.
У: Знаем, как найти неизвестное слагаемое?
Д: Знаем. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
У: Тогда в чѐм проблема?
Д: Мы не можем от 4 отнять 7.
У: Но у нас выражение 346 - 173. Его можно вычислить?
Д: Да.
У: Мы должны только этому научиться. В каких случаях мы не можем вычесть из одного числа другое?
Д: Когда в разряде не хватает единиц для вычитания.
У: Что мы не умеем делать?
Д: Вычитать из меньшего числа большее. Может быть, как при сложении здесь есть переход ?
У: Как сформулировать наш вопрос? (Дети отвечают, на доске учитель записывает вопрос урока):
Как вычитать многозначные числа с переходом через разряд?
3. Моделирование способа
У: Давайте начнѐм разбираться вместе. Что нам может помочь в решении на вычитание?
Д: Построение величины.
У: Выстройте по числу 346 величину.
(На доске ученик выстраивает величину и объясняет, что величина состоит из 3 сотен — обозначил 3 прямоугольника, 4 десятков - добавил 4 овала и 6 единиц - добавил 6 точек. )
У: У меня на заготовке такая же величина. Ваша задача: найти способ вычитания многозначных чисел, когда в разряде для вычитания не хватает единиц.
Дети объединяются в группы. Каждой группе выдаѐтся маркер и заготовка на листе формата А4, где выстроена данная величина и показано, что одна сотня состоит из 10 десятков)
Ниже запись: 346
- 173
У: Чья группа готова для обсуждения?
(На доску вывешиваются листы с выполненным заданием. Ученик
показывает и объясняет, как группа справилась с заданием) У: Когда же появляется необходимость в переходе из разряда в разряд?
Д: Когда в разряде не хватает единиц для вычитания.
У: Как в записи примера на вычитание столбиком показать переход?
Д: Стрелочкой.
У: Как здесь направлена стрелка?
Д: Из большего разряда в меньший.
У: Завершите свою запись решения уравнения.
(Один ученик выполняет у доски с объяснением.)
У: Можем ли мы составить алгоритм вычитания многозначных чисел с переходом через разряд?
Д: Можем.
У: Давайте обсудим.
(В результате совместного обсуждения появляется запись на доске):
1. Пишу разряд под разрядом.
2. Отмечаю переход через разряд стрелочкой (вправо).
3. Вычитаю, начиная с первого разряда.
4. Читаю ответ.
4. Проверка открытого способа при решении конкретных задач
У: Сможем мы теперь решать примеры на вычитание с переходом через разряд?
Д: Да.
У: Давайте потренируемся. Решаем из учебника № 86.
Кто желает попробовать вычислить у доски?
(Дети решают с объяснением с опорой на алгоритм ) :
851 4572 6081
- 613 - 1831 - 3456
У: Оцените себя, как решили примеры.
5. Итоговая рефлексия.
У: Какой вопрос поставили в начале урока?
Д: Как вычитать многозначные числа с переходом через разряд?
У: Мы ответили на вопрос?
Д: Да.
У: Как?
Д: Надо взять из большего разряда одну единицу и разбить еѐ на десять единиц меньшего разряда.
У: Кто считает, что уже может решать такие примеры?
У: Кто считает, что ему надо потренироваться?
Каждая группа получает набор кубиков, а также карточки с названием этапов урока и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа.
Задание: карточки необходимо наклеить на кубик так, чтобы получилась полная «картинка» этапа урока.
После выступлений с презентацией результатов своей работы группы называют ошибки, допускаемые при реализации этапа урока.
У нас получился макет урока постановки учебной задачи, отвечающего всем требованиям РО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования и науки ДНР, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Педагогика, 1997.- 300 с.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.— М.,
1985. 3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 г. -
544 стр
5. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя /
А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. —
2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.: ил. — ISBN 978-5-77551880-6
6. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. – М.:
Глобус; Волгоград, 2009. – 144 с. – (Уроки мастерства).
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.
(Стандарты второго поколения)
8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – 1993
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.