Мастер-класс_Как заставить читателя прочитать вашу статью

  • docx
  • 29.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс_Как заставить читателя прочитать вашу статью.docx

 «Как заставить читателя прочитать вашу статью»

            Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с какой целью Вы сюда пришли?
            Газета в вашей школе? Журнал, который затмит самые популярные издания?
Изумительный литературный альманах, от корки до корки сделанный учениками вашего
класса? Статья в собственный блог или на школьный сайт?
            Почему бы и нет! Не пугайтесь, что вы не занимались издательским делом. Если  у вас есть желание, начинайте работать. А мой мастер-класс поможет вам отчасти решить эту задачу, ну или хотя бы указать нужное направление.

Журналистика: Прежде чем приступить к рассмотрению данного понятия, окунемся немного в историю. Итак, как свидетельствуют многочисленные источники:

1. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». Одновременно с тем, на английском языке термин звучит «journalism», на немецком – «Journalistik».

2. Первая печатная газета появилась при Петре I. По замыслу Петра I в ней должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 16 и 17 декабря 1702 г. вышли в свет первые номера «Ведомостей», пробные. Со 2 января 1703 года «Ведомости» выходили регулярно. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия.

Из приведенных выше фактов становится понятно, что журналистика появилась очень давно. Сегодня отношение к данному виду деятельности делится на две категории.

1. Благодаря радио, телевидению, газетам мы получаем новую информацию. Таким образом, мы оказываемся в курсе происходящих событий. Это помогает нам ориентироваться во многих сферах жизни: политика, экономика, культура и искусство, образование, литература и многое другое.

2.Средства массовой информации для многих стали источником развлечений. Посудите сами: новинки моды, личные переживания знаменитостей, новости кинематографа.

Газетные статьи, телевизионные репортажи, радиопрограммы стараются как можно шире и глубже представить аудитории собранную информацию, а во главе угла – уникальность и достоверность.

Для кого пишут журналисты? Для большого читателя. Цель работника пера заключается в сборе и донесении информации. Получается, что он, так называемый «посредник» между происходящими событиями и обывателем, который в перспективе становится читателем, зрителем или слушателем.

Журналистика включает в себя большое количество жанров: заметка, репортаж, интервью, комментарий, отчет, аналитика и прочее. И каждое из этих направлений отличается друг от друга, но все они являются «детищами» журналистики.

 

Как же начать творить хорошие тексты? Этот вопрос задает каждый начинающий, который даже не знает, что такое уникальный текст. И каждый профессионал ему сочувствует, поскольку совсем недавно также не умел выразить свои мысли…

Некоторые сейчас подумали – «А зачем писать интересные тексты? Зачем использовать такой подход, если можно представить вполне логичную и конкретную информацию?”. В этом есть смысл. Именно так и думают тысячи современных владельцев сайтов, сотни тысяч вебмастеров… А знаете, что я скажу? Я скажу, что они банально не думают о будущем и не учитывают один очень маленький нюанс… Какой?

Интересный текст всегда заставит пользователя вернуться на данный портал за еще одной порцией интересного! Таким образом, сайт или портал будет развиваться быстрыми темпами и ни в коем случае не будет терять своих первых посетителей. А это сегодня является решающим фактором в сфере интернет-бизнеса…

Поэтому, живя теперь, нужно думать о будущем, которое наступит уж очень скоро…

Стоит рассмотреть несколько интересных моментов в создании текста, который будет не только действительно ценным для читателя, но и банально украдет все его внимание с первой секунды чтения.

Не нужно быть мастером слова, чтобы написать очень интересный текст. Для этого можно банально быть интересным человеком или… даже не быть им. Все это очень сложно и одновременно чрезвычайно, невероятно просто. Ведь создать такой текст можно без особых навыков. Стоит просто знать несколько очень тонких нюансов, которые будут решающими в данном вопросе.

Вот несколько деталей, которые нужно знать каждому журналисту, который стремится написать интересный для читателя текст:

1.     Заголовок

Каждый текст начинается не с первого абзаца, а с… названия текста. Все знают, что заголовок не является банальной формальностью. Заглавие статьи является фундаментом в решении потенциального читателя прочитать Ваш текст. В этом случае возникает вопрос – как же назвать свое творение, чтобы оно сразу же заинтересовало? Ответ на этот вопрос найти не трудно. У каждого текста есть главная идея, которая всегда претендует на то, чтобы автор позволил себе роскошь внести ее в заголовок. Поэтому, при процессе создания названия текста, следует обратить внимание именно на основу, которую Вы пытаетесь донести до читателя.

Также не следует забывать, что в случае наличия в Вашей светлой голове определенного чувства юмора, можно использовать и его. Самый популярный способ создать название с помощью заголовка – это осветить наиболее серьезную вещь, наиболее главную и серьезную идею с максимально смешной стороны, заставить читателя улыбнуться в тот момент, когда его сознание прочитает этот заголовок. Например, серьезный текст на тематику жизни на Марсе можно без проблем назвать “Нет, сынок! Это фантастика!”- читатель будет доволен. Но не следует забывать, что не стоит применять этот метод для тем вроде “Цунами унесло жизни 30, 000 человек” или “Дети Африки снова едят дерьмо, чтобы выжить”, поскольку это будет не слишком весело… Кстати, в случае с детьми Африки – чистая правда. Я не настолько злая, чтобы придумывать такие шутки… Они банально должны есть хоть что-то, чтобы не принимать лекарства (в основном от СПИДа) на голодный желудок…

5 способов сделать интересный заголовок

Как вы читаете новости? Скорее всего, сначала высматриваете в ленте интересные заголовки (отсеивается, например, 60% статей), затем просматриваете анонсы (отсеивается еще половина). Это означает, что заголовок — главный определяющий фактор выбора статьи. Очевидно, что хорошо продуманные заголовки постов в блоге, да и любых других текстов помогут «вытянуть» даже не самые интересные статьи.

Редакторы говорят: «Читатель прыгает по газетным колонкам, как кролик, и именно заголовок привлекает его внимание».

 

1. Заголовок-провокация. Такие заголовки приглашают читателя к обсуждению какой-либо темы: «Лошадь — друг или бастурма?» Используя такую фразу в заглавии текста, вы заставите прочитать статью сторонников обеих позиций.

2. Заголовок-сенсация. Этим приемом часто пользуются новостные службы, но я его не люблю — жалко читателей разочаровывать. Представим, что известный политический деятель, назовем его Тутин, задержался в американском аэропорту из-за нелетной погоды. Новость ни о чем, да? Но представьте, сколько народу ее прочитает, если мы озаглавим ее «Американцы 8 часов удерживали Тутина аэропорту»!

3. Заголовок-вопрос. «Как сделать блог популярным?», «Как создать собственный сайт?» — статьи с подобными заголовками всегда притягивают читателей. Задача автора — не обмануть ожиданий публики и действительно ответить на поставленный в заглавии вопрос.

4. Заголовок-новость. Создавая такой заголовок, нужно постараться добавить в него не только краткое описание самой новости, но и слова, говорящие об актуальности данной информации. Т.е., например, заголовок «У Ксюши Собчак есть собака» не так эффективен, как «У Ксюши Собчак теперь есть собака». Вам помогут слова «теперь», «наконец-то», «сегодня» и т.п.

5. Заголовок-обещание. Пообещайте читателям, что дадите ответы на их вопросы: «Секрет создания эффективной рекламы», «50 способов сделать блог интересным» и т.п. Главная сложность этого подхода заключается в том, что обещания нужно выполнять, и уж если вы предлагаете раскрыть читателям секрет вечной молодости — будьте добры, раскройте.

Все перечисленные методы действительно достаточно эффективны, и мне сложно сказать, какой из них лучше. Именно поэтому я обычно (когда есть время) стараюсь давать статье 2 заголовка, построенных по разной схеме. Первый — более пространный (например, заголовок-вопрос), второй – заголовок-обещание.

В американской журналистике существует еще одно не знакомое нам понятие, связанное с заголовком. Это deck — в переводе «палуба». «Дэк» представляет собой строчку под заголовком — независимое, дополняющее суждение. Иногда «дэк» продолжает сказанное в заголовке.

«Каир отвергает американское соглашение.

Но США все еще надеются на компромисс».

 

2. ЛИД В СТРУКТУРЕ НОВОСТЕЙ

 

Понятие лида (lead — англ. введение, вводка) —самая ответственная часть работы: ведь чаще всего именно по лиду читатель определяет, стоит ему читать новость или нет.

Обычно в лиде содержится основной смысл новости.

Из шести главных вопросов вопросов (кто? как? где? почему? когда? что?) репортеры предпочитают выделять один.

1. Самый главный момент в новости?

2. Какое действие имело место?

3. Какие факты скорее всего заинтересуют чита­теля?

4. Какие факты необычны?

Вообще лид не должен содержать больше 30 слов, можно чуть больше, если он понятен и легко читается. Легче считать не слова, а строчки. Лид состоит из 2—3 печатных строк. Если больше, его надо отредактировать, убрать лишнее, может быть, вынести в последую­щий абзац. Нет минимального предела для лида, в нем может быть всего 3—4 слова, например: «Человек ступил на Марс».

 

Будьте конкретны

Хорошие лиды должны быть так конкретны, чтоб читатель мог представить описываемые события.

Используйте сильные глаголы

Избегайте слов «был», «стал», «будет» — они бесцветны.

«66-летняя женщина стала жертвой грабителя, вытащившего ее кошелек».

Исправлено: «Грабитель высунулся из окна машины и выхвалил кошелек у проходившей женщины».

 

Подчеркивайте важность лида

Указав размеры объектов, суммы долларов и т.п., мы можем подчеркнуть важность событий. Описывая бурю, надо указать, сколько выпало миллиметров дождя или тонн снега. Особенно важно подчеркивать судьбу людей, вовлеченных в историю: количество жертв и т.п.

 

Упор на необычном

По определению, лид — это отклонение от нормы: т.е. что-то необычное. Необычное больше всего привлекает читателя. Тот факт, что кто-то родился, женился, развелся, был арестован, ограблен, ранен, премиро­ван, гораздо важнее, чем то, что кто-то ничего особен­ного не сделал. Посмотрите, как можно найти необыч­ное в обычной новости.

«Местный ресторан был ограблен на 62$».

Исправлено: «Пожилая женщина, вооруженная но­жом, заявила, что ей нужны деньги для рождественских подарков внукам, и ограбила ресторан на 62$».

«4 пожарные машины тушили вчера пожар на улице Пушкина».

Исправлено: «Вдова и ее пятеро детей выбили окно и выпрыгнули со второго этажа, когда огонь пожирал их дом на улице Пушкина».

 

Будьте объективными в лиде

Репортеры должны подавать голые факты, и неза­чем их комментировать. Такие эпитеты, как «героический», «трагичный», «интересный», только занимают газетную площадь.

Например:

«Воскресная рыбалка окончилась трагедией: 40-летний механик утонул в озере».

Исправлено: «40-летний механик на рыбалке выпал из лодки и утонул».

 

Избегайте распространенных ошибок

Делайте упор на новости, а не на том, с чего она началась, не уделяйте слишком много внимания описа­нию места и времени действия.

Начинайте лид с самого интересного, никогда — не с имен, титулов — это неинтересно читателю. Если вы не знаете, что именно надо акцентировать, обратите внимание на действия в новости и их последствия.

«Когда 15-летний мальчик учился водить папину машину, он врезался в бензоколонку».

Исправлено: «Когда 15-летний мальчик учился водить папину машину, он врезался в бензоколонку, что привело к пожару, блокировавшему дорожное движение на 3 часа».

Не следует утверждать очевидное и обычное. Например, когда пишете о ДТП, не пишите, что «к месту происшествия была вызвана полиция».

 

Избегайте частиц отрицания

«20-летняя женщина не была серьезно ранена, когда ружье ее мужа случайно разрядилось».

Исправлено: «20-летняя женщина наклонилась, чтобы одеть туфли, в этот момент ружье ее мужа выстрелило. Пуля пролетела над ее головой, женщина была лишь немного оглушена».

 

Типы лидов

1.     Фактический

Фактический лид передает основное сообщение с фактографической точностью. Отвечает на вопросы «кто?», «что сделал?», «где?», «когда?», «почему?»

2.     Аналитический

Аналитический лид содержит сопоставление (или противопоставление), анализ фактов, вывод на основании фактов

3.     Комментирующий

Комментирующий лид содержит значимые комментарии автора или других лиц по поводу главных фактов, о которых говорится здесь же или в заголовке

4.     Суммирующий

Суммирующий лид содержит все важные детали сообщения в краткой форме, а также следствия и выводы

5.     Интригующий

Интригующий лид содержит парадоксальное сопоставление или противопоставление фактов некому значимому явлению или иным образом дразнит читателя, будоражит его эмоции

         Предлагаю попрактиковаться. Вам предложены варианты разных типов лидов на примере сказки «Колобок». Попробуйте придумать свои варианты, но к сказке «Красная шапочка».

(работа в парах)

2. «ТЕЛО» — ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАМЕТКИ

После написания лида репортер приступает к конструированию основной части, или «тела» заметки. Чаще всего о новости рассказывается последовательно, в порядке убывания важности фактов. Такой метод работы с новостью теоретики называют «метод перевернутой пирамиды».

Преимущества этого стиля в том, что, если кто-то прекратит чтение на середине, основные факты он уже будет знать.

Каждый абзац должен содержать только одну мысль или идею. Новая мысль — новый абзац. Избегайте общих мест и фраз, которые вам придется объяснять дальше.

Пишите естественно, так. как говорите. Будьте ясными и точными. Никто из вас не скажет в обычной речи: «жертвой дорожно-транспортного происшествия стала 7-летняя девочка...»

Избегайте длинных сложных предложений.

Избегайте однообразия

Не доходите до крайности, придумывая одинаковые короткие предложения. Разнообразьте их длину, не повторяйте в каждом из них одинаковых конструкций: «он выступил...», «он сообщил...», «он подытожил...».

Не пишите о неважном и о том, что не произошло. Незачем в последнем абзаце упоминать, что «никто не пострадал», «никто не был арестован» и т.п.

Убирайте ненужные слова

Краткость дает возможность разместить в газете больше информации, и читателю легче понять главную мысль заметки.

«Ей удалось убедить его уехать».

Исправлено: «Она убедила его уехать».

«В настоящее время ресторан открывается в 6 утра каждый день недели». — «Ресторан открывается в 6 утра».

«Пилот сказал, что он думает, что стоимость аэро­плана колеблется где-то между 34000 и 3600 $».

Исправлено: «Пилот сказал, что стоимость аэропла­на — 34000 и 36500$».

 

Департамент плохих слов

«Эвфемизмы как блохи: только выкинешь одного, тут же запрыгивает другой. С некоторыми мы справляемся. «Пожилые» уступили место «старым», «неимущие» — «бедным». Но некоторые еще крепко держатся. Например, «третий мир». Если попросить журналиста объяснить это сочетание, он помнется, а потом скажет: «Ну, вы понимаете...» Понимаем ли? Экономически бедные аграрные страны типа Гондураса и Пакистана относятся в третьему миру, но туда же включаются и быстро развивающиеся Бразилия и Нигерия. Сицилия могла бы быть в третьем мире, но не может, потому что она — часть Италии, а это — часть первого мира. А может, это второй мир?

Спорный момент включает и Бирму, и Сингапур, и Саудовскую Аравию, и Мальту. Считать их третьим миром или нет? И что тогда можно сказать о термине «третий мир»? Только то, что неопределенный. Уж лучше употребить вместо него «бедные» или «развивающиеся страны».

И ещё:

 «Не пытайтесь расширить ваш лексикон. Сужайте его. Единственный случай, когда следует употребить новое слово — это когда оно заменит три-четыре других. Не берите новых слов в статью прямо из словаря. Привыкайте к ним, научитесь употреблять».

Заимствованные слова.

Фразеологизмы.

Штампы.

Исключить:

̶            паразиты времени (почти всегда необходимы только слова, обозначающие время действия — «сейчас», «раньше», «скоро»; многие другие могут быть вычеркнуты и без ущерба для смысла);

̶            общеизвестное, уточненное,

̶            неопределенное,

̶            отглагольные существительные

̶            причастия и деепричастия

̶            страдательный залог

 

С осторожностью:

- с прилагательными

Хорошие журналисты выбрасывают прилагательные и абстрактные существительные, где только могут.

Они налегают на конкретные существительные, создающие яркие образы. Рассмотрим предложение:

«Он сел в свою машину». Попробуем усилить образ машины. «Он сел в свою спортивную машину». Лучше, но все еще неопределенно. Неизвестна модель. Был ли это «Порше»? Или «Фиат»? Итак, «Он сел в свой «Корветт». Это уже конкретнее, читатель может его представить. Уточним еще немного: «Он сел в свой красный «Корветт» 1983 года». Теперь в воображении читателя появляется ясный образ. Туманное упоминание о машине приобрело форму и цвет.

Против употребления прилагательных есть два аргумента:

1) они относительны и субъективны. Что велико для двухлетнего ребенка, то мизерно для астронома;

2) они до ужаса неопределенны и не дают полезной информации.

 

«Глаголом жги сердца людей»

«Один удачно выбранный глагол имеет большую цен­ность, чем цепочка прилагательных и наречий».

 

Выводы

Репортер должен победить соблазн закончить замет­ку выводом или выражением собственного мнения. Не стоит помещать в конце важные детали, потому что большинство читателей прекратят чтение задолго до окончания заметки. Да и сокращения материалов про­изводится редактором с конца. Недопустимо делать выводы такого рода: «Хорошая ли учительница мисс Рос? Мы уверены, что да».

Это ваше мнение. Если вы перед этим хорошо опи­сали достоинства мисс Рос, читатель сам сделает вывод.

Перед тем как сдать заметку, тщательно ее отредактируйте.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. ВЫБОР НУЖНОГО СЛОВА

Часть 1. Замените нижеследующие слова более простыми и общепринятыми

1. Установить.

2. Предвосхитить.

3. Ассистировать.

4. Искушать.

5. Уничтожать.

6. Инструктировать.

7. Интоксикация.

8. Акселерат.

9. Сопричастность

Часть 2. Уберите лишние слова

1. Лысоголовый, лысый.

2. Блестяще гениальный.

3. Частная правдивость.

4. Планировать наперед.

5. Ужасная трагедия.

6. Сумма в 6 000 $ 

Часть 3. Найдите слово, которое заменит целое выражение

1. Дали свое одобрение.

2. Осуществляют руководство.

3. Задал вопрос.

4. На близком расстоянии оттуда.

Часть 4. Придумайте по три более сильных и описательных глагола для каждого из предложений

1. У них в доме компьютер.

2. В школе около 800 учеников.

3. В ее альбоме много фотографий.

4. Мэр посетил городскую библиотеку.

Часть 5. Используйте более сильные глаголы и прямой порядок слов

1. У девочки было выбито несколько зубов ее отцом.

2. Он был уволен, потому что компания запретила пить спиртное на рабочем месте.

3. Чтоб заработать больше денег, она сдает комнаты студентам.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. ПИСАТЬ ЯСНО И ТОЧНО

Часть 1. Лишние слова — вычеркните

1. Совершенно новый.

2. Планы на будущее.

3. Личные привычки.

4. Установить новый рекорд.

5. Маленький по размеру.

6. Неуплаченный долг.

Часть 2. Загруженность словами — уберите лишнее

1. Прежде чем грабители ушли, они забрали еще и спиртное.

2. Результаты показали, что только 31 % участников прошли тест.

3. Участвовать может любой, если только захочет.

Часть 3. Глаголы — найдите по три более сильных

1. На ней был розовый костюм.

2. Газета выходит еженедельно.

3. Комитет провел несколько встреч.

4. Грабитель сказал ей отдать кошелек.

Часть 4. Ясность и краткость. Измените порядок слов

1. Ее крики были услышаны двумя мужчинами.

2. Велосипедные трассы используются людьми как беговые дорожки...

3. Она была доставлена «скорой помощью» в гос­питаль, где ей была оказана помощь.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. ОБЪЕКТИВНОСТЬ. УБЕРИ­ТЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ

1. Его речь была принята хорошо: 17 раз его пере­бивали аплодисменты.

2. Он высказал еще одну важную мысль.

3. После работы Мэри Родригез ожидал маленький «сюрприз»: у ее «Кадиллака» отсутствовали все 4 колеса.

4. Однако следует помнить, что благодаря шоссе всего в десяти милях от парка, к нему легко доехать всем жителям города.

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. УЛУЧШАЕМ КВАЛИФИКАЦИЮ

Часть 1. Ошибки в построении

1. Машина остановилась помочь жертвам аварии и вызвать полицию.

2. Раненый был найден полицией с тяжелыми травмами и ожогами.

3. Ограбив магазин, ожидающий автомобиль помчался вниз по улице.

4. Указ увеличивает штрафы водителям за превышение скорости на 40 %.

5. Сигареты, продающиеся в автоматах, с высоким содержанием табака будут заменены другими.

Часть 2. Замените словосочетание другим словом

1. Бандит был описан как бандит в синей куртке.

2. Операция оставила его в состоянии паралича.

3. Он адресовал свою речь всему миру.

4. Новый указ больше не разрешает торговлю спиртным.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Улучшите предложение

1. У Брауна, семейного человека, была жена и двое детей.

2. Не ранее конца августа она окончательно полу­чила расчет.

3. Цель этой статьи — рассказать о проблемах сту­дентов.

4. От законодательной власти зависит решение о том, как тратить фонды.

5. Женщина свидетельствует, что она не раз испы­тывала побои со стороны мужа.

6. Уровень продаж машин падает вследствие того факта, что автомобили становятся более дорогими.

7. Еще не было шести часов в тот вечер, когда поли­ции удалось найти ребенка.

8. Дом сгорел до основания, несмотря на отчаянные усилия пожарников спасти сооружение.

9. Группа из восьми мужчин избила его, нанеся те­лесные повреждения, после того, как он был избран на должность шерифа.

10. Однако надо помнить, что налоги на движимое имущество вырастут на 5 %.

 

 

 

 

 

 

Очень часто текст публикации занимает несколько страниц. Этому массиву необходимо придать удобную для чтения форму: найти места для иллюстраций и комментариев, выделить наиболее интересные фрагменты, разбить текст на смысловые блоки.

Способов, как помочь читателю, существует множество.

Прежде всего, это "врезы". В стройную колонку основного текста статьи слева, справа или по центру врезаются посторонние: рисунки, "другие" тексты, фотографии, цитаты, комментарии. И статья оживает.

Использование рисунка в качестве "вреза" по центру

"Врез" с рисунками, сделанный по центру, преобразует однородное поле текста в удобный двухколонник, да к тому же, еще и иллюстрирует его. Это просто идеальное место для ряда небольших однотипных иллюстраций: они составляют дополнительную колонку материала.

Использование ряда иллюстраций в качестве "врезов" предоставляет еще одну возможность. Если подобрать иллюстрации с умом, в их последовательность, как в кадры кинофильма, можно будет заложить дополнительный сценарий со своим разитием. Главное, чтобы он перекликался с темой статьи. И тогда получится два сюжета в одной стаьте.

Текстовые "врезы" разгружают статью. Они дополняют содержание статьи и состоят из справочных данных, цитат по теме статьи или ее ключевых положений. Прежде всего, они "разгружают" статью и в то же время приковывают к ней внимание.

 

Соотношение текста и свободного пространства - "воздуха" - на странице.

Ни в коем случае не лишайте страницу пустого пространства! Глаз читателя задохнется без воздуха. Оставляйте пробелы между заголовками и текстом, пространство между колонками, те же поля, - не жалейте бумаги. Знаете, как на профессиональном языке полиграфистов называется отсутствие отступа в начальной строке абзаца? ТУПОЕ начало! Вы ведь не хотите, чтобы у вашей статьи было ТУПОЕ выражение лица?

Добиться хорошего результата можно, если увеличить размеры полей. А чтобы сохранить при этом необходимые пропорции текста и "воздуха", на поля выносят "врезы" или иллюстрации.

 

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Визуальный ряд может быть прямым и иллюстрировать содержание материала портретами персонажей, фотографиями, рисунками. Кстати, детские рисунки смотрятся на странице не хуже, чем рисунки профессионалов, особенно когда ими иллюстрированы стихи или рассказы юных авторов.

Использование рисунков для художественного оформления и отбивок в подборке

Стихотворений. А можно создать определенную атмосферу, связанную с темой публикации так, чтобы вызвать у читателя соответствующее настроение. Такие рисунки не могут быть однотипными. Потребуется сочетание иллюстраций разных форматов, составление композиций, которая заменила бы текст и создала необходимую атмосферу, - а значит воздух, без которого никуда.

Применение композиции фотографий

Известно, что фотография - это искусство. Но, выбрать из имеющихся фотоизображений "самые-самые" и умело разместить их на полосе – тоже искусство.

Продумать композицию - значит решить эту задачу.

 

О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.

Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных, Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой-либо проблеме и т.д.

Кроме так называемого текущего материала, газета должна иметь и запасной, “задел”. Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. Редакция обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные - шутливыми, трудные - легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать из них тематическую подборку или открыть рубрику “Круглый стол” на тему… Газета - как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать!

 

 

 

В 1983 году Дональд Мюррей начертил на доске маленькую диаграмму. Это был скромный план процесса письма, как он представлял его, пять слов, которые описывали шаги создания статьи. Это были слова: Идея. Сбор. Фокус. Черновик. Ясность. Другими словами, автор постигает идею статьи, собирает данные для аргументации, разбирается, о чем именно статья, набрасывает первый черновик, и перерабатывает текст в погоне за большей ясностью.

Как эта простая схема изменила моё отношение к написанию статей?

Я полагала, что великие тексты – это дело рук волшебника. Как и большинство читателей, я знакомилась только с опубликованными и отполированными текстами. Я держала книгу в руках, перелистывала страницы, взвешивал книгу в руке, восхищалась дизайном и была поражена совершенством. Это было чудом, работой волшебников, людей, непохожих на нас.

Модель процесса письма от Мюррея открыла новый путь. Готовый текст может казаться чудом читателю, но это продукт невидимого процесса, серии рациональных шагов, набор приемов. Преподаватели Института Пойнтера работают с моделью Мюррея более двадцати лет, пересматривают ее, расширяют, подгоняют под разные задачи письма и редактирования. Вот версия с моими комментариями.

Принюхаться: я перенял это у Дона Фрая. Прежде, чем схватить идею истории, Вы чувствуете что-то в воздухе. Журналисты называют это «нюх на новости», но все хорошие писатели обладают любопытством, чутьем на то, что вокруг что-то происходит, что-то носится в воздухе.

Исследуйте идеи: больше всего я восхищаюсь писателями, которые рассматривают мир как склад идей для рассказов. Они – исследователи, которые вслушиваются в мир вокруг, соединяют внешне разрозненные детали в узор рассказа. Существует только два типа писателей: те, у которых есть идеи, и те, у которых есть задания.

Собирайте данные: мне нравится народная мудрость о том, что журналисты пишут не руками, а ногами. Великий Фрэнсис К. Клайнс из газеты «The New York Times» говорит, что всегда сможет найти статью, как только выберется из офиса. Писатели собирают слова, образы, детали, факты, цитаты, диалоги, документы, сцены, доводы экспертов, показания свидетелей, статистику, сорта пива, цвета и марки спортивных машин, и, конечно же, клички собак.

Найдите фокус: Самое главное - фокус. Чтобы разобраться, о чем статья на самом деле, нужно тщательно собирать факты, просеивать данные, экспериментировать и мыслить критически. Фокус статьи может быть выражен в лиде, в заключительном абзаце, в заголовке или подзаголовке, в главной мысли, в тезисе, в вопросе, на который ответит статья, в трех маленьких словах.

Выбирайте лучшее: есть очень большая разница между писателями-новичками и писателями опытными. Новички часто выплескивают содержимое своих записных книжек в рассказ или статью. Боже, я записал это, значит оно пойдет. Ветераны используют куски, иногда это половина, иногда одна десятая от того, что было собрано. Но как выбрать, что включать, а что, и это намного сложнее, оставить за бортом. Фокус как лазерный луч. Помогает писателю срезать материал, который соблазнителен, но не дает ничего нового для главной идеи статьи.

Учитывайте порядок: Пишете Вы сонет или эпическую поэму? Как спрашивают стилисты: Вы натягиваете палатку или возводите собор? Каков масштаб работы? Какую форму Вы создаете? Работая по плану, автор получает преимущество – он может схватить общую структуру материала. Это не подразумевает жесткой схемы. План помогает почувствовать начало, середину и конец.

Пишите черновик: некоторые авторы пишут легко и свободно, понимая, что первый черновик несовершенен, потом они будут множество раз его перерабатывать. Другие авторы – работают дотошно и педантично, предложение за предложением, абзац за абзацем, совмещая черновик и редактуру. Ни один из этих методов не идеален. Но знайте то, что черновик - это важный шаг в начале пути, этот шаг будет пройден тем быстрее, чем больше подготовительной работы вы проделаете.

Перечитывайте и разъясняйте: Есть такая книга – подборка рукописей, озаглавленная «Писатели за работой». Здесь я вижу, как поэт Шелли вычеркнул название «К этому жаворонку» и переделал его в «К жаворонку». Литератор Бальзак пишет тонны правки на полях готовой корректуры. Можно увидеть, как Генри Джеймс вычеркивает 20 строк из страницы в 25 строк. Для этих авторов, писать значит переписывать. Компьютеры лишили нас возможности наблюдать за такой работой писателя, но они позволяют избежать тупой работы по копированию, и позволяют совершенствовать свою работу со скоростью света.

Принюхивайтесь. Разведывайте. Собирайте. Фокусируйте. Выбирайте. Ранжируйте. Редактируйте.

Не думайте об описанном плане как об инструменте. Думайте о нем как о полке с инструментами. В хорошо организованном гараже садовый инструмент в одном углу, кисти и краски – в другом, инструменты для машины – в третьем, чистящие средства – в четвертом. Подобным образом, каждое из слов, описывающих процесс письма, содержит тип мышления и письма с полным набором своих приемов и инструментов.

В ящике по «фокусу» у вас лежат вопросы, которые может задать читатель относительно статьи. В ящичке «порядок» вы храните формы повествования – хронологический рассказ и золотые монеты. В ящике «редактуры» вы держите приемы для вырезания бесполезных слов.

Простой план процесса письма пригодится Вам не раз. Он не только придаст Вам уверенности, развеяв мифы о процессе письма. Он не только обеспечит Вас ящиками, в которых хранить инструментарий. План поможет Вам нащупать проблемы в собственных статьях. Он поможет Вам осознать свои сильные и слабые стороны. И поможет Вам обзавестись словарем для обсуждения журналистского мастерства: язык о языке, который поднимет Вас на новый уровень

И закончить я хочу такой английской, толи притчей, толи анекдотом: в чем разница – говорят англичане - между Гладстоном и Дизраэли (два знаменитых политика)? Любая английская женщина, которая в течение двадцати минут поговорила с Гладстоном, уходила от него с ощущением, что она в течение двадцати минут разговаривала с самым умным, с самым обаятельным, с самым замечательным, остроумным и красивым мужчиной Англии. Но любая англичанка, которая в течение двадцати минут разговаривала с Дизраэли, уходила от него с ощущением, что он, Дизраэли, говорил с самой умной, самой обаятельной, самый замечательной и остроумной женщиной Англии. 

Я к чему это говорю? Если вы чувствуете, что у вас нет этой любви к живому человеку - она не обязана быть у всех - то и не надо заниматься никакими интервью. Ничего ужасного в этом нет, потому что журналистика состоит не только из интервью, потому что Гладстон не мог бы стать интервьюером как Дизраэли, зато он был бы замечательным комментатором. Так что у каждого есть возможность стать или тем, или другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журналист – профессиональный человек!

 
Мы – журналисты - нашим собеседникам не интересны. У меня есть выписка из одного зарубежного социологического исследования. Так вот там - одним людям журналисты интересны, а другим не интересны. На вопрос: почему вам не интересны журналисты, беседчики, интервьюеры? Ответы были следующие (всего отвечало 4 группы). Первая группа сказала: журналисты – это люди легкомысленные, ни в чем толком не разбирающиеся и надоедающие тем, кто занят делом. Надо сказать, что они вообще правы, а разве это не так? Мы разве это не демонстрируем своей практикой, чуть ли не каждый день. Вторая группа ответила: журналисты – это люди, ведущие блестящую, непонятную, легкую жизнь, недоступную простому человеку. И они тоже правы, мы приезжаем, включаем эти самые аппараты, баланс, фокус, какие-то слова марсианские, что-то на своем языке говорим, так оно и есть, почему они с нами вообще должны быть искренними и заинтересованными. Третья группа ответила: журналисты – это люди официальные и держаться с ними нужно строго, официально. Но это особенно было популярно раньше, хотя и сегодня тоже. И четвертая группа ответила: журналисты – это люди, представляющие большую силу, которые могут помочь, а могут и причинить вред. Такой собеседник будет тщательно взвешивать, каким образом отвечать на вопросы, чтобы не поставить себя в довольно нелепую ситуацию. 
Марине Голдовской принадлежит замечательная фраза - однажды она в пылу дискуссии так взволнованно сказала, что на съемке быть человеком важнее, чем быть профессионалом. Она опиралась на свой собственный опыт, она, конечно, гений синхронной съемки, у нее люди совершенно естественны. 
Я бы внес только один штрих, что быть человеком на съемке важнее, чем быть профессионалом – это и значит быть профессионалом.


Скачано с www.znanio.ru