Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Оценка 4.8
Конкурсы
docx
английский язык
Взрослым
18.11.2018
Цель: научить участников мастер-класса некоторым приемам использования активных методов обучения английскому языку.
Задачи:
• Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
• Передать опыт использования АМО путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• Отработать методические приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• Оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач и формировании навыков использования АМО;
• Доказать эффективность использования данных методов.
мастер-класс АМО.docx
Мастеркласс «Активные методы обучения английскому языку»
Буленков Борис Владимирович,
Учитель английского языка
МКОУ «Потаповская ООШ»
Цель: научить участников мастеркласса некоторым приемам использования активных
методов обучения английскому языку.
Задачи:
Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
Передать опыт использования АМО путем прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической
деятельности;
Отработать методические приемы решения поставленной в программе мастер
класса проблемы;
Оказать помощь участникам мастеркласса в определении задач и формировании
навыков использования АМО;
Доказать эффективность использования данных методов.
Ход мастеркласса.
Вступление. Видеофрагмент из фильма «Том Сойер»
Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на
переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать
придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня
ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься
навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится
неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную
массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы
обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для
изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно
превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру,
для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель,
содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как
изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в
условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и
методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в
этом уже давно существует.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм
организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на
сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое
образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным
требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их
родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня
предлагает школа. В первую очередь, от учителя зависит – каким будет школьное
образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение
технологии активных методов обучения и технологии модерации дает в руки учителя
инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке,
благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные
эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной
образовательной технологии. В основу разработки целей, принципов, содержания и
методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические
аспекты, направленные на активное, заинтересованное участие всех обучающихся в
образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на
формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Проблема
Как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками
программы?
Как раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для
реализации его природных способностей?
Как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить
оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению
налаживать эффективные коммуникации с разными людьми?
Решение:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения
учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и
творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге
и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их
работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению,
движении и рефлексии. Все вышеперечисленные факторы позволяют значительно
повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех
участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности
учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и
развития.
Мотивация, эффективность, качество.
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования
мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение
мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.
Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в
случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном
направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать
отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные
успехи в учебе.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО
определяется тем,
что разработка методов основывается на серьезной
психологической и методологической базе.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие
из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Существуют различные формы организации активного обучения: различные формы лекций (проблемная лекция, лекциявизуализация, лекция вдвоём,
лекция с заранее запланированными ошибками, лекцияпрессконференция, лекциябеседа,
лекциядискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций );
различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся
на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической
карты);
различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная
дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри
образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока
используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи
этапа.
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.
Такой метод, как «Кластер», позволит вам сориентировать обучающихся в теме,
представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы
с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать данный
метод представления нового материала: тема «At the international airport».
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся
было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно
сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Пример АМ организации
самостоятельной работы над темой
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 23 человека
Численность: вся группа
Время: 2025 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники
разбиваются на группы по числу вопросов.
What should you do at the checkin desk?
What must we do at the security check?
How can you get an electronic ticket?
Key words:
to have access to the Internet – иметь доступ в интернет
• To get rid of sharp objects избавиться от острых предметов
• To empty your pockets – опустошить карманы
• To be on time – быть вовремя
•
• To join a huge queue – встать в огромную очередь
• To unpack your laptops распаковать ноутбуки
• To get a written confirmation – получить письменное подтверждение
• To make a reservation забронировать • To check in регистрироваться
• To have an excess weight иметь перевес
• To get a boarding pass получить посадочный талон
• To show your passport – показать ваш паспорт
• To put your baggage on the scales поставить багаж на весы
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на
столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы
(ключевые слова), относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются
поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя
группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с
имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять
существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к
новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление
своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут
знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет
представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по
своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при
необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с
вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не
мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных
остановок.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные
методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!»,
«Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы
помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Пример Активных методов подведения итогов урока
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 13 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане
и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
Я съел бы еще этого…I would like to try…
Больше всего мне понравилось…I liked most of all….
Я почти переварил…I’ve hardly overeaten….
Я переел…I’m fed up with….
Пожалуйста, добавьте…Please give me some more…..
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта,
комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что
ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на
будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и
напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся
удовлетворение и учителю и обучающимся.
Эффекты АМО
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он
читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 5070% запоминается при участии в
групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании
проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной
деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии
решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал
на 90%.
Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со
становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и
объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить
конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо
непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако,
невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия,
необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому
активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного
процесса.
Одним из направлений интенсификации обучения является использование более
эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Конечно, мало кого
могут устроить 510% эффективности усвоения учебного материала, свойственные
традиционным формам обучения – лекции и чтению учебника. Активные методы обучения
совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм
представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в
несколько раз эффективность и качество обучения.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же
эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять
воспитательный процесс.
совместная проектная и
исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное
отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду
формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры
школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и
воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление
и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К
ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы,
коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и
четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки
зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в
команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти
Работа в команде, навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в
профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в
личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от
использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития
потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его
профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию
их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог
может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя
авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и
реальными потребностями местного сообщества.
Условия эффективного применения АМО
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально
меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что
принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего
органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной
команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и
уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной
подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных
методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей
школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение
существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъектобъектные
отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства,
не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии
сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы
самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично
изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные
поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как
послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие
обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его
значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду,
которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по
себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не
приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее
время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая
гармоничное встраивание АМО в учебновоспитательный процесс и эффективное их
использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность
системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные
методы в канву учебной программы.
АМО создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить,
ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать
контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение.
Заключение АМО позволяют обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и
использования знаний.
АМО способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
АМО позволяют преподавателю создать положительный микроклимат в группе.
АМО позволяют каждому обучающемуся вносить свой вклад в общий результат работы.
АМО позволяют формировать новый опыт через теоретическое осмысление и применение.
Литература
1 Балаев А.А. Активные методы обучения. М., Профиздат, 1986.
2 Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англорусский терминологический справочник по
методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Издво «РусскоБалтийский
информационный центр “БЛИЦ”», “Cambridge University Press” 2001 г. – 224 с.
3 Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения:
Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под
ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
4 Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999.
5 Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // ИЯШ.. – 2004. №7.
6 Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию
интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и
Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.
7 A.Malderez., C. Bodoczky, Mentor Courses. A resource book for trainertrainers. CUP.,
2000.
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.