Мастер-класс "Интеллект-карты"
Оценка 4.6

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика
5 кл—9 кл
17.02.2018
Мастер-класс "Интеллект-карты"
Цель данного мастер- класса. Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу Интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, способствующему решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности. Интеллект-карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.мастер-класс
мастер-класс Интеллект-карты.docx
Тема: «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей МАСТЕР – КЛАСС стандарта второго поколения» Цель: Возбудить   интерес   к   новому   активному   методу   обучения   – методу   Интеллект­карт,   отвечающему   реальным   запросам современной   школы,   способствующему   решению   задач   нового образовательного   стандарта   по   формированию   у   школьников универсальных     учебных     действий   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. Задачи: 1. 3. 5. 2. познакомить с понятием Интеллект­карта;  изучить все достоинства Интеллект­карты, правила и инструкции по ее созданию; представить технологию работы с Интеллект­картой; 4. содействовать   развитию   навыков   работы   с   большим   объемом информации; презентовать методический материал. ХОД  МАСТЕР – КЛАССА  1. Организационный момент. 2. Целеполагание. Постановка проблемы  3. Теоретическая часть мастер­класса: 4. Практическая часть: «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей стандарта второго Мастер­ класс поколения» I. Организационный момент. II. Целеполагание. Постановка проблемы  Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат. Итак, слово “вода”.  Посмотрим на результат. Покажите ваши листы. Поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.  Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так: Сократ   сказал:–   «Я   не   могу   научить   кого­нибудь,   я   могу   только заставить их думать». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе.   Заставим   себя   думать   по­другому,   сделаем   первый   шаг   на   пути   к   новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет   сегодня   “Метод   интеллект­карт”,   созданный   британским   учёным   и бизнесменом Тони Бьюзеном. По­английски он называется "mind maps".  Буквально   слово   "mind"   означает   "ум",   а   слово   "maps"   —   "карты".   В   итоге получаются   "карты   ума".   В   переводах   книг   Т.   Бьюзена   чаще   всего   используется термин "интеллект­карты". 2 III. Теоретическая часть Интеллект­карта    ­     это     метод     графического     выражения     процессов восприятия,     обработки     и     запоминания     информации,     творческих     задач, инструмент  развития  памяти  и  мышления.  Бьюзен отмечал, что эффективность использования   данного метода связана с устройством   человеческого   мозга,   отвечающего   за   обработку   информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.  Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность.  Правое полушарие  – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление   образов,   размеры,   пространственные   соотношения.   Обучающиеся, усваивая   информацию,   используют   преимущественно   левополушарные   логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность   ассоциативного   мышления.   Т.Бьюзен   создал   интеллект­карты   ­ инструмент,   благодаря   которому   можно   задействовать   оба   полушария   для формирования учебно­познавательной компетенции обучающихся. Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов  системно­ деятельностного  подхода, заложенного в стандартах  второго поколения,  является МЕТОД   составления   интеллект­карт.   Значимость   моделирования,   очевидна,   т.   к,  способствует   успешному   усвоению   учащимися   новых   знаний,   формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е.   умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования     универсальных учебных действий. Использование  учителем  метода  интеллект­карт  способствует:    формированию  УУД  – совокупности  способов  действий  учащихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;  повышению     мотивации     и     качества     знаний     обучающихся,     их конкурентоспособности  в образовательном  процессе;  развитию  их  предметной  компетенции; 3  активизации  деятельности. Интеллект­карты  дают  обучающимся  возможность:  выявлять  слабые места  в  знании  учебного  предмета;  научиться  самостоятельной  работе  с  учебным  и  справочным  материалами;  адаптироваться  к  новым  условиям обучения;  сформировать  целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  развивать   интеллект,   пространственное   мышление,   уверенность   в   своих силах  и  способностях,  познавательную  активность. Сначала давайте изучим все достоинства интеллект­карт, правила и инструкции по их созданию.  Интеллект­карта  имеет  отличительные  свойства:    Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.   Привлекательность.   Хорошая   интеллект­карта   имеет   свою   эстетику,   ее рассматривать не только интересно, но и приятно.  Запоминаемость.   Благодаря   работе   обоих   полушарий   мозга,   использованию образов и цвета интеллект­карта легко запоминается.  Своевременность. Интеллект­карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.  Творчество.   Интеллект­карта   стимулирует   творчество,   помогает   найти нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект­карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. Достоинства интеллект­карты перед другими методами обучения: Пишем:   с удовольствием  быстро  мало Видим:   взаимосвязи  структуру изложения материала  логику Развиваем:   мышление 4  память  воображение Задействуем:   весь потенциал  творчество Запоминаем:   сразу  много  качественно Используя   поисковую   систему   Интернет,   программу  ConceptDraw  MINDMAP, можно составить интеллект­карты по всем разделам изучаемых предметов.  Эффективность данного метода заключается в том, что он:  отвечает   реальным   запросам   обучающихся   и   соответствует   возрастному уровню их развития  позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к комлексной работе,   ГИА, ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время   приобретённые   знания   обучающихся   сохраняются   в   памяти     значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше  практический   материал   можно   использовать   как   образец   для   создания собственных   интеллект­карт   и     как   справочный,   демонстрационный   или раздаточный материал, для создания презентации, организации индивидуальной и групповой работы  электронный вариант интеллект­карт позволяет учителю использовать их как мультимедийное приложение и тиражировать материалы    Метод интеллект­карт можно использовать на разных типах и формах урока:   изучение нового материала  закрепление материала  обобщение материала    организация научно­исследовательской работы  подготовка проекта, презентации  5 Правила  построения  интеллект­карты Существуют также определенные правила создания интеллект­карт, разработанные  Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С  основными правилами я вас сегодня познакомлю. Правила создания интеллект­карт: Можно выделить 3 этапа составления интеллект­карт: 1 этап (20 минут): Определение объекта изучения (центрального образа интеллект­карты)  Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты) 2 этап. Построение первичной интеллект­карты: В   центре   листа   рисуется   центральный   образ   (объект   изучения), символизирующий основную идею Основные   темы   и   идеи,   связанные   с   объектом   изучения,   расходятся   от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней На каждой линии записывается одно ключевое слово Везде,   где   возможно,   добавляются   рисунки,   символы   и   другая   графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы По возможности используется максимальное количество цветов  3 этап «Реконструкция и ревизия»: Повторное извержение свободных ассоциаций Пересмотр интеллект­карты Проверка   способности   к   вспоминанию   информации,   содержащейся   в интеллект­карте Примеры интеллект­ карт 6 Интеллект­ карта позволяет в сжатые сроки изучить материал, формирует умения  переработки большого объема информации и изображения её в виде логической  схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений По­моему, создание интеллект­карт будет эффективным и интересным методом  обучения на любом уроке. IV. Практическая часть  Я предлагаю вам попытаться создать интеллект­карты  на следующие темы:  Основная идея: ЗДОРОВЬЕ Примеры интеллект­карт Основная идея: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Еще   в   1970­е  годы   донецкий   педагог­новатор   Виктор   Шаталов,   преодолевая ожесточенное   сопротивление   лучшей   в   мире   системы   образования,   создал фантастически эффективную методику. Чтобы доказать ее состоятельность, он брал в обучение самые тяжелые, неуправляемые классы. Уже через несколько месяцев отъявленные   двоечники   и   хулиганы   превращались   в   отличников   и   активистов, осваивали   школьную   программу   с   троекратным   опережением   графика,   а   после выпускного класса – без особых усилий поступали в престижные вузы. Ядро системы Шаталова – метод опорных сигналов или вех. Объясняя учебный материал,   Шаталов   фиксировал   на   классной   доске   основное   содержание   урока   с помощью ключевых слов, дат, географических названий и т.д., заключенных в рамки, соединенных   стрелками,   акцентированных   подчеркиваниями   и   т.п.   От   обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличались продуманностью, системностью и   лаконичностью.   Что   характерно,   дети   учились   только   во   время   урока:   зачем 7 тратить время  на домашние  задания, если достаточно  взглянуть  на карточку  –  и содержание темы само встает в памяти. Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний учителя. Иными словами, Шаталов в очередной раз поднял преподавание до уровня искусства. Основная идея: Новые образовательные результаты 1. Под­идея: Личностные результаты ­ мотивационные ресурсы  (запросы, ценностные ожидания, потребности,  …) 2. Под­идея: Предметные  результаты ­ когнитивные ресурсы   (знания, предметные умения и навыки,   …) 3.   Под­идея:   Метапредметные     результаты   ­   инструментальные   ресурсы (личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,   познавательные   универсальные   учебные   действия,   коммуникативные универсальные учебные действия). В завершении В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект­карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети   учатся   выбирать,   структурировать   и   запоминать   ключевую   информацию,   а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное   и   критическое   мышление,   память   и   внимание   школьников,   а   также сделать   процессы   обучения   для   любого   предмета   интереснее,   занимательнее   и плодотворнее. Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов  унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации  состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах,  8 которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с  новым содержанием. Эмиль Дюркге 9

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"

Мастер-класс "Интеллект-карты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018