Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"
Оценка 4.8

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
ОБЖ
1 кл—4 кл
11.02.2017
Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"
Ознакомление и распространение педагогического опыта работы Раскрыть значение здоровьесберегающий технологий при обучении. Познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток. Поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся. В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение учащимися образования без ущерба для здоровья.конспект мастер класса
Зарипова мастер класс.docx
Мастер­класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в   образовательном пространстве НОО" Цель: ознакомление и распространение опыта работы Задачи: раскрыть значение здоровьесберегающий технологий; познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток; поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся. Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки,  карточки с записанными понятиями. Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах,  практикум. 1. Вступление: Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на   мастер ­ классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь  довольны, проведённой работой.  Девиз   моей   работы:   «Помочь   ребенку   учиться   легко   и   с   удовольствием» И начнем мы с вами с игры. Игра “Подари тепло другу” Содержание:   участники   поворачиваются   лицом   друг   к   другу.   Ведущий говорит: «Посмотрите  ласково в глаза друг другу. А теперь пожелайте друг другу чего­нибудь…»  ­Что вы желали друг другу? (ответы учителей). ­Настроение улучшилось?  2.1. Обоснование проблемы. Вопрос. Задумывались ли вы когда­нибудь о том, почему мы приветствуем  людей словом “здравствуйте”. Ответы педагогов. ­ Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к  сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.  В  современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. (Слайд №2. Презентация) По данным мин.здрава лишь  14% детей практически здоровы, 50% ­ имеют функциональные отклонения,  35­40% ­ хронические заболевания. Увидев эти цифры, я поняла, что моей  целью является не только дать ребенку знания, но и научить его использовать  эти знания для сохранения и укрепления собственного здоровья, т.е.  сформировать здоровьесберегающую среду.  ­ Как учитель формирует эту среду? Основные вопросы, которые изучает учитель, по здоровьесберегающим  направлениям: 1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. (Слайд  №3)                                                                                                                               2. Физмин. на уроках                                                                                                   3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках                                 4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа  жизни. ­ Я вам предлагаю разобраться, что же такое здоровье? 2.2 “Работа в группах кооперативного обучения” Она поможет нам оценить роль здоровья для человека. (Группы работают  одновременно 3 минуты, потом представляют работу) 1 группа  Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения.  Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест  слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.(разделить  учителей на 2 группы по 3­4 человека, на столе листы А­4, и ручки) (Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)  (Слайд 4) ­ Если мы поставим здоровье на какое­то другое место, то не только сумма  “жизнь” изменится, изменится и ее качество.                                                          2 группа Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).  (Раздать листы) Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в  корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое  небо. Напишите,  9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и  др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит  скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что  вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место­ семья и т.д. ­ Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания  были совершенно разные.                                                                                           ­ К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека? (Слайд 5.  “Здоровье”) ­ Предлагаю ознакомится с факторами, от которых зависит наше здоровье. (Слайд 6) Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.  (Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17–20 % –  экологическими, на 8–10 % – биологическими (наследственными) факторами,  на 8–10 % – состоянием медицины и на 45–55% образом жизни.) 2.4. Мозговой штурм.                                                                                                  Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья  учитель во время урока. Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии. Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии? Ответы педагогов. Здоровьесберегающие технологии ­ это технологии, направленные на  сохранение здоровья. Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога  не наносили ущерба здоровью детей. В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается важный результат ­ получение учащимися образования без  ущерба для здоровья. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов  организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его  участников; Вопрос. Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете? Ответы педагогов. (Слайд7) технологии развивающего обучения; технологии развития критического мышления; интерактивные методы обучения; тренинговые технологии. 2.5. Работа в парах. Составление кластера. (Раздать листы, клей, ножницы,  картинки) ­Уважаемы коллеги, снова пришло время поработать. Вам необходимо  составить кластер – «Что оказывает положительное воздействие на здоровье  ребенка во время урока» (Слайд 8) Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на  здоровье детей влияют следующие факторы: ­ двигательная активность;                                                                                         ­ психологическое здоровье школьника;                                                                   ­ творческий характер;                                                                                               ­ использование оздоровительной силы процесса обучения природы;                   ­ использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс. 2.6. Практикум Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на  практике с работой по данным направлениям. 1) Двигательная активность. (Слайд 9)  Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающей   технологи  Базарного В.Ф. Буквально несколько слов об авторе этой  замечательной программы. Базарный Владимир Филлипович – русский  ученый, врач и педагог­новатор.  Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами,  одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают  гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости  и эффективности учебного процесса.  Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый –  использование настольной конторки, второй – там, где это возможно  менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Я использую второй вариант на каждом уроке, выполнив  задания дети   встают со своих мест и я вижу, кто из ребят закончил работу. А у них  смена вида деятельности, а это­ отдых.  При выполнении практических   работ разрешать учащимся перемещаться по классу, отмечая удачные  варианты решения или выполнения. «Согласен», «не согласен» показывать  жестами «вставанием с мест». Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены  поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:  ­ поддержание физической, психической активности умственной сферы;  ­ улучшаются ростовые процессы;  А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом.  Еще использую офтальмотренажер, который снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Занимают все эти упражнения не более 2­3­х минут урока. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.  Методика работы с офтальмотренажёром  Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.   На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите  разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль  которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.  Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются  только стоя.  Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном  тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная  высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим  при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий. «Обход»   взглядом   фигур   на   тренажере   можно   производить   в   двух  режимах:   только глазами при неподвижной голове и туловище; с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.  Рекомендуется делать до 10­12 движений по каждой траектории.  Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной  работы и психо­эмоционального состояния человека.  Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд   в   близкой   точке   (рисование,   чтение   и   пр.)   и   при   ощущении высокого   психического   напряжения   следует   выполнять   упражнения каждые 15­20 минут.  Способствует   доброжелательности,   улучшает   чувство   гармонии   и ритма, развивает зрительно­ручную координацию.  ( учитель показывает работу с тренажором) 2) Психологическое здоровье школьника. (Слайд 10) ­Психологическое здоровье­ это психологический климат на уроке, если надо  организую эмоциональную разрядку. Оздоровительная минутка “Солнышко” (проводится с учителями) Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат  маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по  всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги.  Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы  отдыхают. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.  Улыбнитесь друг другу. 3) Творческий характер процесса обучения. (Слайд 11) В связи с этим мною используется игровая методика. С первых дней занятий в школе организую дежурство. В обязанность дежурных ввожу не только  поддержание порядка в классе, но и организация досуга во время перемены.  Каждая пара дежурных заранее готовит игру средней подвижности, затем ее  проводит (например: « Ручеек», «Запрещенное движение», «Карлики и  великаны», и т.д) 4) Использование оздоровительной силы природы. (Слайд 12) Вопрос: Как можно использовать оздоровительные силы природы? Ответы учителей:                                                                                                        ­ прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);                                      ­ экскурсии;                                                                                                                 ­ подвижные игры на свежем воздухе и т.д. 5) Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.  (Слайд 13) Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Вопрос:  Какую работу можно провести в этом направлении? Ответы учителей.  Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у  доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Разноуровневые   задания   также   способствуют   сохранению   здоровья учащихся.  Например,    задание на группировку слов по одному общему признаку. Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал. 1 . Раздели слова на три равные группы. Запиши. 2 .  Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик. 3 .  В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий ­ с буквой А. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только  положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает  интерес к учебе. В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы. Одной   из   форм   оздоровительной   работы   является   – пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Задание для учителей ­ У каждой группы лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом. 1 группе Сбил, сколотил – вот колесо. Сел да поехал. Ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат. 2 группе Жил­был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик И поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и тихо, волка нет, И дают морковку на обед. Для организации коррекционно ­ образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук  .   Под   воздействием   несложных   массажных   упражнений   достигается нормализация   мышечного   тонуса,   происходит   стимуляция   тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Выполним упражнение  Если пальчики грустят – Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони Если пальчики заплачут – Их обидел кто­то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.  тихо звучит музыка (как фон) Большие возможности     в   здоровьесбережении   детей предоставляет дыхательная гимнастика. Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной   гимнастики.   Дыхательные   упражнения   проводятся   со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми : «ЧАСИКИ» Часики вперёд идут,  За собою нас ведут. И.п.­ стоя, ноги слегка расставить.  1­ взмах руками вперёд «тик» (вдох)  2­ взмах руками назад «так» (выдох)    повторить 3­4 раза.  С   успехом   в   своей   работе   использую   элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними   органами.   В   результате   точечного   массажа   укрепляются защитные   силы   организма.   И   он   сам   начинает   вырабатывать   «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний «Наступили холода» Ехать в поезде тепло Поглядим­ка мы в окно. А на улице зима, Наступили холода. Да­да­да­ Наступили холода. Потереть ладошки друг о друга. Да­да­да­ Превратилась в лёд вода. Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз. Ду­ду­ду­ Поскользнусь я на льду. Указательными пальцам Приставить ладони ко лбу и помассировать крылья носа. Ду­ду­ду­ Я на лыжах иду. Растереть ладонями уши. Ды­ды­ды­ На снегу есть следы. Приставить   ладони   ко   лбу   «козырьком»   и   энергично  растирать   лоб движениями в стороны ­ к середине лба. Ди­ ди­ ди­ Ну,  заяц. Погоди! Погрозить пальцем. Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су ­ Джок терапия.  Су ­ Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает   воздействие   на   биоэнергитические   точки   с   целью   активизации защитных   функций   организма   и   направлена   на   воздействие   зон   коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Сейчас   мы   выполним   массаж   пальцев   рук   «Су­Джок»   он   будет представлен   в   стихотворной   форме.   Данный   массаж   выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем   шарик   слегка   сжимая   ладонями   прямыми   движениями   между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда­сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев) Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су ­ Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом ­ кинезиология.  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые кинезиологии двигательные являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Основателями     упражнения.   Как   справедливо   заметил   Мишель   де   Монтель   мозг,   хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. В своей работе я применяю упражнения такие как: "Колечко", "Кулак­ ребро­кулак", "Ухо­нос" и т.д.  Упражнение с учителями: «Кулак­ребро­ладонь»   четыре   положения   руки   на   плоскости «Кулак­ребро­ладонь» ­ последовательно   сменяют   друг   друга.   Выполняется   сначала   правой   рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Ладошки вверх,  Ладошки вниз,  А теперь их на бочок­  И зажали в кулачок. А теперь выполним ещё одно задание: «Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при   выполнении   этого   задания   расслабляются   руки   и   глаза,   способствует синхронизации   работы   полушарий   головного   мозга,   что   позволяет   более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Что же такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по   развитию   речи   детей   и   включает   в   себя   три   понятия:   био   –   человек, энергия   –   сила,   пластика­   движение.   Биоэнергопастика   направлена   на совместные  движения  рук  и  артикуляционного  аппарата,  что  способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям   на   развитие   биоэнергопластики   у   ребенка   улучшается кровообращение,   при   этом   укрепляются   мышцы   лица,   развивается   мелкая моторика рук и соответственно речь. Уважаемые   коллеги,   предлагаю   выполнить   упражнение   на   развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.  «Дятел» Тук­тук­тук, Тук­тук­тук, Раздаётся чей­то стук. На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони   левой,   на   вторую   –   наоборот,   постучать   кулачком   левой   руки   по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д­д­д­д» Это дятел на сосне Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять,   пальцы   развести   в   стороны,   изображая   дерево.   Напряжённым кончиком   языка   постучать   в   верхние   резцы,   многократно   и   отчётливо произнося «д­д­д­д» Долбит клювом по коре. А   сейчас   давайте   попробуем   повторить   упражнение   вместе. Приготовились? ­Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На   примере   данного   упражнения   мы   увидели,   как   происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук. 3. Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на занятии мы с вами:                                                                                  1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на  современном этапе.                                                                                                     2. Работая, в группах мы определили ценность здоровья для каждого из вас.     3. Метод “мозговой штурм” помог поделиться педагогам опытом работы в  использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической  деятельности.                                                                                                              4. Вы освоили методику проведения здоровьесберегающих  технологий и  интерактивных методов “составление кластера”. Более подробно о методике  вы можете прочитать в раздаточном материале (Приложение).                             5. Вы вернетесь в свои классы… Что бы вам хотелось попробовать в своей  практике из увиденного сегодня. (Педагоги высказываются по кругу) Свой мастер­класс я хочу закончить легендой. (Слайд 14) Послушайте старую легенду: “Давным­давно, на горе Олимп жили­были боги.  Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.  Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек  должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”,  третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так:  “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они  спрятать главное, что есть у человека ­ его здоровье. Стали думать, решать ­  куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее  море, другие ­ за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь  найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар  богов!” ­ Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и  укреплять здоровье своих учеников. Литература Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные  методы. Москва, 2005. Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии  зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских  дошкольных и школьных учреждениях. В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, ­ М.,  1983. ­ 232 с. Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса. Э.И. Гоникман, ­ М., 1996. Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики. Е.Л. Журавлева, ­ Кемерово, 1996. Поделиться страницей:

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве НОО"

Мастер - класс "Использование здоровьесберегающих технологий в  образовательном пространстве НОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017