Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»
Оценка 5

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Оценка 5
Игры +1
DOC
Междисциплинарный 4
8 кл—11 кл +1
18.10.2017
Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»
Сценарий проведения мастер-класса в форме дефиле. Мероприятие требует предварительной подготовки по изготовлению и пошиву головных уборов, атрибутов и аксессуаров к костюмам, а также подборку музыкальных фрагментов для реализации дефиле. Сценарий рассчитан для старшеклассников и педагогов. Вступительное слово педагога может быть изменено в соответствии с выбранной тематикой проведения мероприятия. Дефиле прекрасно подходит как для детской, так и для взрослой аудиторий.word.doc
Мастер-класс Из цикла Создание сценического образа.DOC
Управление образования и науки Липецкой области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Мастер­класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории» Для широкой аудитории (педагогов и старшеклассников) Автор идеи и сценария: Кудашева Людмила Ивановна, Лауреат премии С.А.Шмакова, педагог  дополнительного образования, руководитель Театра моды исторического костюма  ЦЕЛЬ:  Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода. Задачи: Предоставление возможности попробовать свои силы в творческой деятельности.  Использование   подиума   театра   моды   исторического   костюма   как   средства   для   развития аналитического образа мышления.  Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма. Воспитание эмоционально­эстетического вкуса участников и зрителей. Оборудование:  1. 2. 3.  Музыкальное сопровождение на проход каждой модели. Мультимедиа и акустическая система. Экспозиция головных уборов разных исторических эпох. Оформление:  Импровизированный подиум.  Все мы родом из детства… Антуан де Сент­Экзюпери МУЗЫКА: 1­ Вступление_Брамс.  Добрый день, наши дорогие гости и уважаемые коллеги!  В канун праздника принято дарить подарки. А подарки бывают разные: вкусные и  аппетитные, тряпичные и бумажные, ароматные и душистые, а ещё… незабываемые…  Да, незабываемые! Как наше детство! «Все мы родом из детства» ­ так считал один из самых удивительных людей —  мечтатель, лётчик, французский писатель Антуан де Сент­Экзюпери,  которого друзья попросту называли Сент­Экс. Вот почему то, что происходило в детстве, никуда не девается, а записывается в ячейках памяти, откладывается в подсознании и по большей части отражается на нашем  сегодняшнем эмоциональном состоянии, чувствах, главное ­ поведении. Да! Мы  все родом из детства. Уже потом Человек сам формирует себя, сам выбирает  свои приоритеты, раскрывая в мир огромные глаза­окна. И как жаль, что очень часто эти  окна закрывают ставнями сами взрослые. И бывает, что кто­то в детстве не допел, не дотанцевал, не доиграл… 1 А так хочется, вернуть эти незабываемые исторические минуты детства! И сегодня мы дарим вам возможность совершить экскурс в прошлое! А помогут нам в этом атрибуты и аксессуары Театра исторического костюма,  руководителем которого я являюсь . Перед вами головные уборы и несколько  атрибутов костюма, по которым очень легко  распознать ту или иную эпоху.  И сейчас я попрошу каждого из вас выбрать и примерить любой головной убор,  который вам более всего по душе.  Примеряйте, не стесняйтесь.  звучит муз. фрагмент «2­Канкан» , Ванесса Мэй. Берите головной убор, кому какой понравился. (разбирают костюмы).  Подходите, выбирайте...    («бараний рог», берет, кардинальская шапочка, мушкетёр,  царский венец, шапка­Мономаха, шляпа Петра,  цилиндры, широкая шляпа­2, котелок, «таблетка» с вуалью) Построить на сцене). (здесь не надо музыки) Головной убор – очень интересный и важный элемент костюма, поэтому в народе о нём  сложились пословицы и поговорки (начинаем проговаривать):  «По Сеньке и… шапка»,    «На воре и шапка… горит»,   «Дело в …шляпе».  «Поспел к шапочному… разбору»… Но сегодня успели все. Расходиться нам ещё рано.  (тихо звучит мелодия­3 Брамса, Венгерские танцы) Если вспомнить, в любую историческую эпоху люди всегда ходили с покрытой головой. С  покрытой. И слово «шапка» произошло от французского «шапо» ­ покрышка. И сегодня именно головной убор поможет совершить нам экскурс в прошлое – путешествие  небольшое, но очень увлекательное.  Первые шапки человек сделал из звериных шкур. (Робинзон Крузо) В Древней Греции и Древнем Риме головным убором императоров служили лавровые венки  (сенаторы, цезари).  В эпоху великих географических открытий шляпы и береты стали украшать перьями  экзотических птиц (учителя географии: новые земли, птицы, животные) Со временем появились и профессиональные головные уборы.  Да, у каждого головного убора своё лицо, свои краски, своя история.  ­ Вот мы с вами, в XXI веке, какие покрышки носим на голове?  ­ (ответы: береты, кепки, вязаные шапочки, капюшоны). В средние века, например, кавалеры, желая выказать уважение даме сердца, носили одежду  такого же цвета, как и у неё. Посмотрите, пожалуйста, у кого из вас совпадает цвет головных  уборов? Прекрасно! (средневековье) Как Вы думаете, если на Вас надет этот головной убор, сможете назвать род своих занятий?  (ответ). 2 (я беру цветок для рыцаря) Рыцарь, подойдите, пожалуйста, к своей даме и подарите ей цветок. Дама благосклонно  принимает подарок, идёт медленно, а рыцарь следует за ней на небольшом расстоянии.  (наблюдаю). Повторите. А как Вы чувствуете себя в кардинальской шапочке? (ответы) (поднять) Не хватает лишь мушкетёра… Мы ждём Вас, шевалье!… Ну, чем не д”Артаньян и кардинал Ришелье (ответы)  Вам, шевалье, назначил аудиенцию сам кардинал Франции, очень влиятельное лицо при  дворе.. Сир, встаньте прямо. Шевалье, Вы должны сделать глубокий реверанс, с Вами беседует  высшее духовное лицо Франции, второе лицо после короля.  Повторите, пожалуйста, без моей помощи. (повтор). Мушкетёр должен выказывать полное  почтение кардиналу, может быть, тайно, и ненавидя его. Его преосвященство не должен этого  заметить.  Благодарю, Вы справились.  Аудиенция окончена.  А теперь перенесёмся в Московию, в XVI век.  Женщины после свадьбы всегда закрывала волосы, покрывали их. Отсюда и поговорка:  опростоволоситься – это когда с головы женщины срывали убор: значит, женщина опозорена,  посрамлена…  Мужчины носили треух, а знатные ­ высокие соболиные шапки.  Чем знатнее, тем выше и ценней мех на шапке… Царь­батюшка, тяжела шапка Мономаха? (ответ)  Не прогневаётесь, возьмите посох и пройдитесь, пожалуйста, по подиуму. А вам, матушка­царица, полагается платочек. Сопровождайте царя, чуть поодаль от него, как и подобает царице. Идите не спеша, величаво. Царь смотрит прямо, пристально на  окружающих, а царица смотрит долу, не поднимая глаз. Благодарю. Оставайтесь на сцене. И вот наступило время Петра Великого. Пётр Алексеевич, выходите вперёд!  Шагаем широко, уверенно, поступью царя­реформатора. (показываю) Перед вами ­ основатель городов­ровесников: Санкт­Петербурга и Липецка, которым в  прошлом году исполнилось 310 лет!  Вспомните фигуру императора на площади Петра Великого, как он идет, какими широкими  шагами?   Перед вами – царь­реформатор, поднявший на дыбу патриархальную Русь, чтобы её не  считали варварской и отсталой страной! (протягиваю свиток)  И попробуйте еще раз, пройдитесь такими же крупными шагами, как шагал Петр I.  Спасибо. Оставайтесь на сцене. (поднять XIX век) А вам предстоит сыграть модниц и кавалеров XIX века. (комментарии).  К цилиндру полагается трость. Мужчины к выходу готовы.  А дамы? Ваши шляпы украшены вуалью, поэтому здесь очень уместны будут веер и зонтик.  Господа, будьте добры, передайте своим дама их атрибуты.   Прогуливайтесь, не спеша, по парку.  (маленькие букетики цветущего картофеля, первые автомобили в Липецке. Курорт.) 3 А в XX веке в стиль модерн вклинилась пролетарская культура, затем безвкусица НЭПа, а  позже прямые линии кроя костюма военного времени.  В 20 веке Коко Шанель сделала бижутерию модным аксессуаром высших слоёв общества и  подарила нам маленькое чёрное платье…  После II мировой войны появилась высокая мода, и вернулся стиль романтизм. Я прошу выйти к сцене представителя от каждого столика, чтобы продефилировать в  костюме современника.  Сейчас мы представим вашему вниманию дефиле, основной акцент в котором будет сделан  на головной убор.  Я позволю себе быть режиссёром дефиле, а Вас (обращение к любому зрителю) прошу  прокомментировать текст.  Итак, звучит текст, потом музыка, на фоне которой каждая модель в отдельности, или в  паре, делает круг по ковровой дорожке и возвращается на сцену в ожидании других.  В дефиле будет сохранена историческая последовательность. Сначала Средние века, потом  ВЫ и ВЫ. (выстроить участников) Для каждого выхода ­ свой музыкальный фрагмент. Итак, уважаемые дамы и господа, приглашаем вас на бал эпох.  (Заучит торжественная мелодия на начало бала) ЧИТАЕТ КОММЕНТАТОР:  1. В средние века в моде культ прекрасной дамы.  (мелодия 4­средневековье) (мелодия средневековья, первая пара) (проход по кругу) В XIV веке в Европе возрождаются занятия живописью, архитектурой, поэзией,  музыкой. Модели демонстрируют самые благородные и парадные цвета костюма того  времени – бордовый! Белый цвет считался цветом траура и скорби. (возвращение на сцену) 2. Эпоха абсолютизма сделала мужчину элегантным и галантным. Величие и помпезность  – вот отличительные признаки моды того времени.   (5­кардинал, менуэт Боккерини, мушкетёр и кардинал) (проход по кругу) Обратите внимание. Лица моделей надменные, будто под маской. Делаем одно – думаем и предполагаем другое! (возвращаются на сцену) 3. В Московии царский венец отличался роскошью и богатством. Символом  степенности и важности служил посох – без него цари даже из покоев не выходили.  (6­Царь и царица, русская мелодия, проход царя и царицы)  (проход по кругу) Царица появлялась перед гостями только с разрешения супруга.  Она не улыбалась, не имела на то права. Щёки девушек и женщин натирали свёклой,  чтобы здоровый румянец привлекал взгляды. 4. В эпоху Петра Великого произошла замена русского платья на общеевропейский  стандарт.  4 (7­Пётр 1, фанфары, выход и проход Петра 1)(проход по кругу) Крестьянская одежда осталась такой же, что и в период Московского государства. Сам государь не любил пышных костюмов и обилия кружев и позолоты.  Перед вами Царь­работник! Пётр Великий! (возвращается на сцену) 5. С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы привозят  шляпки из Парижа. Идеалом становится  женщина–цветок, женщина – украшение салонов  и театров.  (играет духовой оркестр, звучит мелодия 8­XIX век, вальс Воспоминание,  пары прогуливаются) (проход по кругу) Развитие капитализма и банковской системы повлияло и на мужскую моду: высокие  цилиндры, котелки, трости, белые околошейные платки – всё говорило о большом достатке и  финансовом успехе.  Чем элегантнее и богаче была одета дама – тем сильнее подчеркивалось финансовое  положение её спутника, мужчины в обществе! (возвращаются на сцену) 6. XX век  принёс разительные перемены в моду, сначала подчеркнув, а потом  разгладив различия в социальном составе общества.  (звучит мелодия 9­Кинопанорама)  (проход по подиуму моделей в современной одежде) А к началу 3 тысячелетия женщины  и мужчины стали повсеместно носить джинсы и  футболки, невзирая на различия полов и материальное благосостояние, профессиональные интересы и вкусы хозяина! Но учительская мода всегда была и остаётся верхом элегантности и скромности! (по знаку режиссёра по подиуму проходят наши современницы и современники, стиль  одежды которых соответствует сказанному). Давайте ещё раз друг другу поаплодируем. (аплодисменты) Сегодня мы с вами побывали в разных эпохах, в разных странах… Ваше старание и замечательная игра помогли сделали каждого из вас участником нашего  общего подарка «Все мы родом из детства!».  А пока звучит музыка, пожалуйста, не забывайте складывать костюмы и можете садиться на  свои места. Здоровья вам и благополучия!   (звучит мелодия «10­Конец») ______________________________________________________________ Список использованной литературы:  1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА­ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.  5 2. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с. 3. Современная   энциклопедия.   Аванта+.   Мода   и   стиль/Глав.ред   В.А.   Володин.   –   М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил. 4. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил. 6

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»

Мастер-класс из цикла «Создание сценического образа» тема: «Головной убор как зеркало истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017