«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)
Оценка 5

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

Оценка 5
Мероприятия
DOC
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
03.10.2017
«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)
В начале XIX века война с Наполеоном сделала невозможным выезд русской знати на знаменитые европейские курорты. И когда в 1805 году по Указу Александра I в Липецке открывается курорт «марциальных» вод, посетить его стало данью моды. Здесь лечились и отдыхали знаменитые литераторы, художники и музыканты. Автор разработки предлагает увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия для старшеклассников в форме театрализованного устного журнала, где каждый может проявить своё творчество. Концертные номера готовятся заранее и подбираются по желанию участников спектакля с учетом природных данных. Сценарий может быть взят за образец с учетом краеведческого материала.word.doc
Музыкально-литературный салон Липецкого курорта.DOC
Управление образования и науки Липецкой области Департамент образования администрации г. Липецка МБОУ гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой  Музыкально­литературный  салон Липецкого курорта театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников, театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников, посвященный  212­й годовщине  Липецкого курорта посвященный  212­й годовщине  Липецкого курорта /из серии « Земли родной минувшая судьба »/ Кудашева Людмила Ивановна, методист, педагог дополнительного  образования,  творческая группа детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19  им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Любовь к родине – не отвлечённое понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. А.Н. Толстой. В   2013   г.   Липецк   отметил   своё   310­летие,   а   6   января   2014   г.   Липецкой   области исполнилось 60 лет. В связи с этим повсеместно проводились игры, конкурсы, викторины. Всё это позволило расширить и углубить знания о родном городе и крае, узнать о людях, живших и творивших   в   Липецке,   вспомнить   события,   связанные   с   историей   Липецкого   края   и   нашей Родины.  Особо   следует   остановиться   на   открытии   Петром  I  липецких   «марциальных»   вод   и создании Липецкого курорта, которому в 2017 году исполняется 212 лет.  Сценарий   написан   на   основе   собранного   и   обработанного   материала   по   краеведению творческой группой учащихся 7б класса под руководством методиста, руководителя детского творческого объединения «Спектр» гимназии №19 г. Липецка Кудашевой Л.И.  Музыкальное оформление спектакля, декорации и костюмы с учётом исторической эпохи выполнены педагогами и учащимися гимназии.   ЦЕЛЬ:  Создание   условий   для   развития   творческого   потенциала   учащихся   посредством интеграции историко­литературного краеведения и досуга. ЗАДАЧИ:  1. Выявление и развитие творческих способностей учащихся. 2. Воспитание чувства патриотизма на краеведческом материале. 3. Развитие мотивации к познанию родного края посредством театрализации.  4. Формирование эстетического вкуса учащихся. (На сцене – гостиная XIX века.  На авансцене – лужайка Нижнего парка.  Вдоль левой стены – статисты с 1 по 4; вдоль правой – с 5 по 8.  Под звуки вальса в исполнении духового оркестра входят артисты и занимают свои места.  Слышны голоса птиц. На лужайке прогуливаются и беседуют 4 девочки). 1 девочка:  Как здесь красиво! Какая природа!..  2 девочка:  Помните, у Бунина…  Не угас ещё вдали закат,  И листва сквозит узором чётким,  А под ней уж серебрится сад  Светом и таинственным, и кротким;  Народился месяц молодой.  Робко он весенними зорями  Светит над зеркальною водой,  По садам сияя меж ветвями.  3 девочка:  Девочки, в 2017 году исполняется 212 лет Липецкому курорту.  4 девочка:  И уже давно известны целебные «железистые источники» липецкой минеральной  воды. Их открытие связано с именем Петра I.  1 девочка:  Он неоднократно посещал наши места по делам Азовских походов,  и когда в  Воронеже строились русские корабли.  2 девочка:  Петр I бывал в наших местах и в связи с закладкой Боринских, Липецких,  Кузьминских железных заводов.  3 девочка:  Помните, у Михаила Васильевича Ломоносова написаны стихи в честь спуска на  воду «Святого Александра Невского»:  Гора, что горизонт на суше закрывала,  Внезапно с берегу на быстрину сбежала.  Между палат стоит, где был недавно лес.  Мы веселимся здесь в средине тех чудес.  Но мы бы в лодочке на луже чуть сидели,  Когда б Великого Петра мы не имели.  4 девочка:  Девочки, историограф Липецкого курорта профессор Пфеллер в 1804 году писал,  что первый источник минеральной воды был открыт Петром I в 1707 году.  1 девочка:  А вы знаете, что известно об открытии первого источника?  2 девочка:  Я читала, что однажды Пётр I приметил около косогора родник. Его поверхность  была покрыта радужной плёнкой.  3 девочка:  И когда Великий государь прогуливался с генералом Сенявиным по территории  нынешнего Нижнего парка…  (Звучат голоса птиц. На авансцену выходят Петр I и генерал Сенявин). (продолжает): Государь попробовал водичку, обратил внимание на необыкновенный  вкус и повелел сделать колодец.  Петр     I  : (Мальчик­холоп устанавливает подставку, имитируя  родник).  Да, послужит нам эта водица. Многие болезни излечит… (Заметив  саркастическую улыбку на лице генерала, повышает голос): Понимаю! Ты мнишь, не  2 доживу я до тех пор. Правда! Но я оставляю пример прочим. Не для себя тружусь, польза государству впредь.  Сенявин:  Петр I:  Великий государь!!! И великое открытие Вами сделано!  А посему быть со временем здесь курорту!  Сенявин:  Сии открытые «марциальные воды» использовать для лечения глазных, ножных и  многих других болезней.  Бери перо, пиши! Петр     I  (Генерал зачитывает указ). (Генерал пишет указ). Петр 1     (диктует): «О готовности Липецких марциальных вод зело радуемся. Просим быть на  водах наших и иноземных гостей…» Пошлёшь донесение князю­кесарю. Пусть сообщит в  эти страны, что курорт наш не хуже Карлсбада и Пирмонта будет.  Сенявин:  Будет исполнено, Великий государь.  (Петр 1 и генерал уходят. Голоса птиц стихают). 5 девочка:  Девочки, я читала, что многие получили пользу от воды, которую пили, купали в  ней детей, омывали раны, промывали глаза… И многим она помогла.  6 девочка:  Вы знаете, что Пётр I не просто бывал в Липецке, а лечился здесь. И жил он во  дворце, который был расположен недалеко от минерального источника.  7 девочка:  Бывал ли Пётр I в Липецке? Этот вопрос спорный. Но помните, когда мы были на  экскурсии в краеведческом музее, экскурсовод сказала, что Пётр I не мог не бывать в  Липецк – ведь из Преображенского в Воронеж дорога проходила через Липецк.  8 девочка:  А причём здесь Преображенское?  5 девочка:  Ну, как же! Из Преображенского, что под Москвой, везли под Воронеж отдельные  части и детали для кораблей будущего флота.  6 девочка     (останавливает спор):  Девочки, оставим этот спор для специалистов. Вернёмся к  Липецким водам. Их открытие привлекло внимание учёных, и вскоре лечение на «водах»  получило широкую популярность.  7 девочка:  Да, сюда стали каждый сезон прибывать из Петербурга, Москвы, Тамбова  желающие поправить здоровье.  8 девочка:  Общеизвестно, что на Липецких водах лечились выдающиеся люди: Александр I,  Александр II, Державин, Жуковский, Анна Петровна Бунина, Яков Петрович Полонский.  5 девочка:  Извини, я тебя перебью. Мне хочется добавить: здесь лечились Пушкины,  Гончаровы, отец Лермонтова, Арсеньевы и многие другие.  6 девочка:  Вы знаете, мне особо хочется сказать об А.А. Шаховском. Он бывал в Липецке на  «водах» и в 1815 году написал пьесу «Урок кокеткам или Липецкие воды». Премьера  спектакля состоялась в Петербурге.  (Тихо звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра). 7 девочка:  На Липецких водах в летний сезон собирался цвет общества. Днём лечились,  отдыхали, гуляли по улице Дворянской… (Пауза) . 8 девочка:  А вечером все собирались в литературно­музыкальном салоне.  (Звуки оркестра звучат довольно громко. На сцену выходят гости салона). Хозяйка:  Проходите, дамы и господа. Пожалуйста, не стесняйтесь. Будьте, как дома. А я  прикрою окно, чтобы звуки оркестра не мешали нам. (Хозяйка подходит к окну, как бы закрывая его. Музыка резко обрывается). Сегодня у нас интереснейший гость – Яков Петрович Полонский.  (Полонский привстаёт и кланяется присутствующим). 3 Хозяйка:  Яков Петрович, я знаю, что вы прекрасно читаете свои стихи. Прочтите,  пожалуйста, нам что­нибудь.  Все:  Просим, Яков Петрович, просим. Прочтите, пожалуйста.  Полонский:  «Затворница».  В одной знакомой улице  Я помню старый дом  С высокой, тёмной лестницей,  С завешенным окном. Там огонёк, как звёздочка,  До полночи светил,  И ветер занавескою Тихонько шевелил.  Никто не знал, какая там  Затворница жила,  Какая сила тайная  Меня туда влекла,  И что за чудо­девушка  В заветный час ночной  Меня встречала, бледная,  С распущенной косой.  Какие речи детские  Она твердила мне:  О жизни неизведанной,  О дальней стороне.  Как не по­детски пламенно, Прильнув к устам моим,  Она, дрожа, шептала мне: «Послушай, убежим!  Мы будем птицы вольные –  Забудем гордый свет…  Где нет людей прощающих,  Туда возврата нет…» И тихо слёзы капали –  И поцелуй звучал –  И ветер занавескою  Тревожно колыхал.  Все:  Замечательно! Прекрасно! Превосходно! (Аплодируют, благодарят).  Хозяйка:  Полонский:  Дамы и господа, благодарю за внимание и комплимент. Но простите, сегодня я не  Яков Петрович, прочтите нам, пожалуйста, ещё что­нибудь.  совсем здоров. Травма ноги даёт о себе знать. Думаю, ни для кого не секрет, что мы  приехали на воды подлечиться. А сегодня здесь много молодых литераторов. Давайте  кого­нибудь из них послушаем. (Обращается к одному из гостей): Ну, к примеру, вы,  молодой человек.  Гость: Позвольте мне, Яков Петрович, прочитать Ваше стихотворение.  (Полонский кивает, гость­исполнитель встаёт и выходит на центр сцены). «Кумир».  Не сотвори себе кумира;  Но верный сердцу одному,  4 Я был готов все блага мира  Отдать кумиру моему.  Кумир немой, кумир суровый,  Он мне сиял как божество,  И я клялся его оковы  Влачить до гроба моего.  Полубезумен и тревожен,  С печатью скорби на челе,  В цепях я мнил, что рай возможен  Не в небесах, а на земле –  Так, чем свобода безнадёжней,  Чем наши цепи тяжелей,  Тем ярче блеск надежды прежней  Иль идеал грядущих дней.  Ноя разбил кумир надменный,  Кумир развенчанный – упал,  И я же, раб его смиренный,  Его обломки растоптал.  И без любви, без упованья.  Не призывая тайных сил,  Я глубоко мои страданья В самом себе похоронил.  Все:  Замечательно! Превосходно. Спасибо! Браво!  Хозяйка:  Дамы и господа! Какой чудесный летний вечер! У меня прекрасное настроение,  особенно после таких стихов Якова Петровича. Мне они навеяли воспоминания, образы.  И так хочется послушать хорошую музыку. Давайте попросим  mademoiselle Helene  исполнить что­нибудь. Helene, будьте добры, сыграйте Ваше любимое произведение.  Все:  Пожалуйста, просим Вас, очень просим. (Helene садится к фортепиано и исполняет «Рондо» В.Моцарта). Все:  Превосходно! Благодарим. Замечательно! Спасибо!  Хозяйка:  А теперь вернёмся к поэзии. Яков Петрович, Ваши стихи публика очень любит.  Mademoiselle Julie хорошо читает. (Обращается к Julie): Не могли бы Вы нам прочитать  Ваше любимое произведение Якова Петровича?  Julie    :  С удовольствием. (Выходит на середину сцены): «Вальс «Луч надежды». Надежды вальс зовёт, звучит –  И замирая зазывает:  Он тихо к сердцу подступает,  И сердцу громко говорит:  Среди бесчисленных забав,  Среди страданий быстротечных –  Каких страстей ты хочешь вечных,  Каких ты хочешь вечных прав?  Когда ж красавица пройдёт  Перед тобой под маской чёрной  И руку с нежностью притворной  Многозначительно пожмёт;  5 Тогда ослепни и пылай! –  Лови летучие мгновенья  И на пустые уверенья  Минутным жаром отвечай!  (Mademoiselle Helen тихо наигрывает вальс, некоторые гости вальсируют). Все:  Превосходно. Замечательно. Спасибо.  Полонский:  Мне, право, неловко, что я сегодня оказался в центре внимания. Давайте  послушаем стихи нашей землячки, первой русской поэтессы Анны Петровны Буниной.  (Обращается к хозяйке салона): Говорят, Вы любите стихи Буниной? Не прочтёте ли  нам что­нибудь?  Хозяйка:  С удовольствием. Вот строки, которые мне более всего нравятся: Наружна красота поблекнет скоротечно. За прелести лица нас могут час любить.  За красоту души нас любят вечно…  Все:  Браво! Превосходно!  Хозяйка:  Благодарю, господа. Mesie Serge, Вы хорошо играете на гитаре. Сыграйте,  пожалуйста, Ваше любимое произведение.  Mesie       Serge:  С удовольствием.  (Исполнение на гитаре).  Благодарю, господа. Mesie Antoine, Вы споёте нам что­нибудь?  Хозяйка:  Mesie       Serge:  С удовольствием. Позвольте исполнить романс «Мой костёр в тумане светит…» на стихи Якова Петровича Полонского. (Исполнение романса).  Мой костёр в тумане светит;  Искры гаснут на лету…  Ночью нас никто не встретит;  Мы простимся на мосту.  Ночь пройдёт – и спозаранок  В степь далёко, милый мой,  Я уйду с толпой цыганок  За кибиткой кочевой.  На прощанье шаль с каймою  Ты на мне узлом стяни:  Как концы её,  с тобою  Мы сходились в эти дни.  Кто­то мне судьбу предскажет?  Кто­то завтра, сокол мой,  На груди моей развяжет Узел, стянутый тобой?  Мой костёр в тумане светит;  Искры гаснут на лету…  Ночью нас никто не встретит;  Мы простимся на мосту.  Гость: А мне больше нравятся народные песни. Как услышишь – так сердце замирает…  6 Хозяйка:  Позвольте, господа, я позову Настю. Как поёт! Какой голос! Ещё моя матушка  любила слушать, как пела её бабка, наша крепостная. (Подходит к дверям, зовёт): Ариша, пусть пришлют ко мне Настю!  (Хозяйка обращается к гостье): Mademoiselle Sofia, вчера в Верхнем парке мы видели  Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу? Да, позвольте продемонстрировать, хотя работа ещё не совсем готова.  Sofia    :     (Достаёт работу и демонстрирует). Все:  Прекрасный пейзаж. Вы, наверное, брали уроки у Васильева?  Sofia    : Гость:  Mademoiselle Sofia скромничает.  Я наслышан о её работах от местного художника  К сожалению, нет.  Николая Васильевича Орлова.  Хозяйка:  Яков Петрович, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте  узнать, Вы уже закончили свою работу? Полонский:        Хотя работа ещё не совсем готова, я могу вам её показать. Хозяйка:  Настя:  Хозяйка:  (Достаёт работу и демонстрирует). Прекрасный пейзаж. У Вас хороший вкус.   (Появляется Настя). Простите, Вы звали меня?  Настя, спой нам что­нибудь душевное. Что ты пела утром в саду.  Все:  Хорошая песня. Замечательно!  Хозяйка:  Спасибо, Настя, порадовала. Ступай.  (Настя поёт народную песню). (Хозяйка берёт поднос, на котором приготовлены фужеры с минеральной водой). Хозяйка:  Дамы и господа, я благодарю вас за прекрасный вечер. Позвольте предложить вам  здешней водички.  (Тихо звучит вальс. Пока Хозяйка угощает гостей,  они по очереди оставляют автографы в альбоме для посетителей.  Участники салона остаются на сцене. Звук микшируется). 5 девочка:  25 апреля 1805 года царь Александр I подписал указ об открытии  государственного курорта «Липецкие минеральные воды».  6 девочка:  Этому событию способствовала военная ситуация: война с Францией сделала  невозможным выезд дворян для лечения за границу.  7 девочка:  Вокруг минерального источника был разведён «английский сад».  (Звуки духового оркестра звучат громче. Девочки садятся к столику в центре зала. К ним подходит мальчик­бармен и угощает минеральной водой). 8 девочка:  Шли годы… Популярность Липецкого курорта росла. В 1865 году врач Новицкий  организовал акционерное общество «Липецкие минеральные воды».  5 девочка:  Новые анализы воды показали, что она сходна по своим целебным свойствам с  водой знаменитых курортов Германии – Либенштейна и Пирмонта. А в 80­е годы XIX  века были открыты лечебные грязи.  6 девочка:  В годы Великой Отечественной войны курорт становится госпиталем. Для лечения раненых использовалось грязеводолечение.  7 девочка:  И сегодня слава Липецкого курорта, старейшего в России, не угасает. Здесь лечат  многие болезни: нервной системы, желудочно­кишечного тракта.  7 8 девочка:  Но нельзя забывать, что постоянно липецкую минеральную воду пить нельзя, это  может нанести вред. После месячного потребления следует сделать перерыв, а потом  продолжить лечение. Всё это необходимо проводить под наблюдением специалистов.  (Звуки вальса усиливаются, участники спектакля выходят на середину зала).  Бармен:  Сегодня в нашем театрализованном журнале мы поведали вам об одной из ярких  страниц из истории нашего города – об открытии Петром I «марциальных» вод и создании Липецкого курорта, которому в 2017 году исполняется 212 лет.  1 девочка:  Вот и всё, о чём мы хотели вам рассказать. А сейчас позвольте угостить всех  липецкой минеральной водой.  (Артисты угощают зрителей минеральной водой. Постепенно мелодия затихает. Зрители расходятся). ___________________________________________________________________  Спектакль был реализован во время проведения недели предметов эстетического цикла, технологии и дополнительного образования учащимися детского творческого объединения «СПЕКТР» гимназии №19 города Липецка. Роли исполняли учащиеся 7­11 классов.  По итогам Турнира знатоков «Биография моей Родины. Исторические портреты и даты» городской воспитательной акции «Великая история – Великая держава» команда «Я ­ липчанин» 7б класса МБОУ гимназии №19 г. Липецка  награждена Дипломом III степени.  _____________________________________________________________________________  Список использованной литературы 1. Липецк и Липецкие Минеральные Воды. – СПб., 1868. 2. Липецк. Страницы истории. Виктор Колтаков. Редактор Скрицкая В.Н. НПО ОРИУС, Липецкое издательство, 1991. 3. Липецкая энциклопедия. Том третий. П – Я. ГУП «ИГ «Инфол», 2001 – 560 с.  4. Нижний   парк.   История   и   современность.   200   лет.   /Сост.:   И.А.Кулешов,   Н.В.Попова, Н.М.Кулешова. – Липецк, 2005. 5. Петровские места в Липецке.. Исторический буклет. Сост. И.Жирова. – Липецк, 2003.  6. Путеводитель по Липецкому краю. Часть 2.­Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2004 г. – 128 с. 7. Путешествие по Липецкой области. /Сост.: В.Ф.Полянский, Н.В.Марков, А.Ф.Мартынов. – Воронеж, 1971. 8. Трунов М.П. Липецкий курорт. – Липецк, 1915. 9. Хрестоматия по истории Липецкого края. История Липецкого края с древнейших времён до наших дней. – Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. ­376 с.  8

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017