В начале XIX века война с Наполеоном сделала невозможным выезд русской знати на знаменитые европейские курорты. И когда в 1805 году по Указу Александра I в Липецке открывается курорт «марциальных» вод, посетить его стало данью моды. Здесь лечились и отдыхали знаменитые литераторы, художники и музыканты. Автор разработки предлагает увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия для старшеклассников в форме театрализованного устного журнала, где каждый может проявить своё творчество. Концертные номера готовятся заранее и подбираются по желанию участников спектакля с учетом природных данных. Сценарий может быть взят за образец с учетом краеведческого материала.word.doc
Управление образования и науки Липецкой области
Департамент образования администрации г. Липецка
МБОУ гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой
Музыкальнолитературный
салон Липецкого курорта
театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников,
театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников,
посвященный 212й годовщине Липецкого курорта
посвященный 212й годовщине Липецкого курорта
/из серии « Земли родной минувшая судьба »/
Кудашева Людмила Ивановна,
методист, педагог дополнительного
образования,
творческая группа детского т/о «СПЕКТР»
МБОУ гимназии №19
им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Любовь к родине – не отвлечённое понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры.
А.Н. Толстой.
В 2013 г. Липецк отметил своё 310летие, а 6 января 2014 г. Липецкой области
исполнилось 60 лет. В связи с этим повсеместно проводились игры, конкурсы, викторины. Всё
это позволило расширить и углубить знания о родном городе и крае, узнать о людях, живших и
творивших в Липецке, вспомнить события, связанные с историей Липецкого края и нашей
Родины.
Особо следует остановиться на открытии Петром I липецких «марциальных» вод и
создании Липецкого курорта, которому в 2017 году исполняется 212 лет.
Сценарий написан на основе собранного и обработанного материала по краеведению
творческой группой учащихся 7б класса под руководством методиста, руководителя детского
творческого объединения «Спектр» гимназии №19 г. Липецка Кудашевой Л.И.
Музыкальное оформление спектакля, декорации и костюмы с учётом исторической эпохи
выполнены педагогами и учащимися гимназии.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческого потенциала учащихся посредством
интеграции историколитературного краеведения и досуга.
ЗАДАЧИ:
1. Выявление и развитие творческих способностей учащихся.
2. Воспитание чувства патриотизма на краеведческом материале.
3. Развитие мотивации к познанию родного края посредством театрализации.
4. Формирование эстетического вкуса учащихся. (На сцене – гостиная XIX века.
На авансцене – лужайка Нижнего парка.
Вдоль левой стены – статисты с 1 по 4; вдоль правой – с 5 по 8.
Под звуки вальса в исполнении духового оркестра входят артисты и занимают свои места.
Слышны голоса птиц. На лужайке прогуливаются и беседуют 4 девочки).
1 девочка: Как здесь красиво! Какая природа!..
2 девочка: Помните, у Бунина…
Не угас ещё вдали закат,
И листва сквозит узором чётким,
А под ней уж серебрится сад
Светом и таинственным, и кротким;
Народился месяц молодой.
Робко он весенними зорями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.
3 девочка: Девочки, в 2017 году исполняется 212 лет Липецкому курорту.
4 девочка: И уже давно известны целебные «железистые источники» липецкой минеральной
воды. Их открытие связано с именем Петра I.
1 девочка: Он неоднократно посещал наши места по делам Азовских походов, и когда в
Воронеже строились русские корабли.
2 девочка: Петр I бывал в наших местах и в связи с закладкой Боринских, Липецких,
Кузьминских железных заводов.
3 девочка: Помните, у Михаила Васильевича Ломоносова написаны стихи в честь спуска на
воду «Святого Александра Невского»:
Гора, что горизонт на суше закрывала,
Внезапно с берегу на быстрину сбежала.
Между палат стоит, где был недавно лес.
Мы веселимся здесь в средине тех чудес.
Но мы бы в лодочке на луже чуть сидели,
Когда б Великого Петра мы не имели.
4 девочка: Девочки, историограф Липецкого курорта профессор Пфеллер в 1804 году писал,
что первый источник минеральной воды был открыт Петром I в 1707 году.
1 девочка: А вы знаете, что известно об открытии первого источника?
2 девочка: Я читала, что однажды Пётр I приметил около косогора родник. Его поверхность
была покрыта радужной плёнкой.
3 девочка: И когда Великий государь прогуливался с генералом Сенявиным по территории
нынешнего Нижнего парка…
(Звучат голоса птиц. На авансцену выходят Петр I и генерал Сенявин).
(продолжает): Государь попробовал водичку, обратил внимание на необыкновенный
вкус и повелел сделать колодец.
Петр
I :
(Мальчикхолоп устанавливает подставку, имитируя родник).
Да, послужит нам эта водица. Многие болезни излечит… (Заметив
саркастическую улыбку на лице генерала, повышает голос): Понимаю! Ты мнишь, не
2 доживу я до тех пор. Правда! Но я оставляю пример прочим. Не для себя тружусь, польза
государству впредь.
Сенявин:
Петр I:
Великий государь!!! И великое открытие Вами сделано!
А посему быть со временем здесь курорту!
Сенявин:
Сии открытые «марциальные воды» использовать для лечения глазных, ножных и
многих других болезней.
Бери перо, пиши!
Петр
I
(Генерал зачитывает указ).
(Генерал пишет указ).
Петр 1
(диктует): «О готовности Липецких марциальных вод зело радуемся. Просим быть на
водах наших и иноземных гостей…» Пошлёшь донесение князюкесарю. Пусть сообщит в
эти страны, что курорт наш не хуже Карлсбада и Пирмонта будет.
Сенявин:
Будет исполнено, Великий государь.
(Петр 1 и генерал уходят. Голоса птиц стихают).
5 девочка: Девочки, я читала, что многие получили пользу от воды, которую пили, купали в
ней детей, омывали раны, промывали глаза… И многим она помогла.
6 девочка:
Вы знаете, что Пётр I не просто бывал в Липецке, а лечился здесь. И жил он во
дворце, который был расположен недалеко от минерального источника.
7 девочка: Бывал ли Пётр I в Липецке? Этот вопрос спорный. Но помните, когда мы были на
экскурсии в краеведческом музее, экскурсовод сказала, что Пётр I не мог не бывать в
Липецк – ведь из Преображенского в Воронеж дорога проходила через Липецк.
8 девочка: А причём здесь Преображенское?
5 девочка: Ну, как же! Из Преображенского, что под Москвой, везли под Воронеж отдельные
части и детали для кораблей будущего флота.
6 девочка
(останавливает спор): Девочки, оставим этот спор для специалистов. Вернёмся к
Липецким водам. Их открытие привлекло внимание учёных, и вскоре лечение на «водах»
получило широкую популярность.
7 девочка: Да, сюда стали каждый сезон прибывать из Петербурга, Москвы, Тамбова
желающие поправить здоровье.
8 девочка: Общеизвестно, что на Липецких водах лечились выдающиеся люди: Александр I,
Александр II, Державин, Жуковский, Анна Петровна Бунина, Яков Петрович Полонский.
5 девочка: Извини, я тебя перебью. Мне хочется добавить: здесь лечились Пушкины,
Гончаровы, отец Лермонтова, Арсеньевы и многие другие.
6 девочка:
Вы знаете, мне особо хочется сказать об А.А. Шаховском. Он бывал в Липецке на
«водах» и в 1815 году написал пьесу «Урок кокеткам или Липецкие воды». Премьера
спектакля состоялась в Петербурге.
(Тихо звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).
7 девочка: На Липецких водах в летний сезон собирался цвет общества. Днём лечились,
отдыхали, гуляли по улице Дворянской… (Пауза) .
8 девочка: А вечером все собирались в литературномузыкальном салоне.
(Звуки оркестра звучат довольно громко. На сцену выходят гости салона).
Хозяйка:
Проходите, дамы и господа. Пожалуйста, не стесняйтесь. Будьте, как дома. А я
прикрою окно, чтобы звуки оркестра не мешали нам.
(Хозяйка подходит к окну, как бы закрывая его. Музыка резко обрывается).
Сегодня у нас интереснейший гость – Яков Петрович Полонский.
(Полонский привстаёт и кланяется присутствующим).
3 Хозяйка:
Яков Петрович, я знаю, что вы прекрасно читаете свои стихи. Прочтите,
пожалуйста, нам чтонибудь.
Все: Просим, Яков Петрович, просим. Прочтите, пожалуйста.
Полонский: «Затворница».
В одной знакомой улице
Я помню старый дом
С высокой, тёмной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
До полночи светил,
И ветер занавескою
Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла,
И что за чудодевушка
В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
С распущенной косой.
Какие речи детские
Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
Как не подетски пламенно,
Прильнув к устам моим,
Она, дрожа, шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные –
Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
Туда возврата нет…»
И тихо слёзы капали –
И поцелуй звучал –
И ветер занавескою
Тревожно колыхал.
Все: Замечательно! Прекрасно! Превосходно! (Аплодируют, благодарят).
Хозяйка:
Полонский: Дамы и господа, благодарю за внимание и комплимент. Но простите, сегодня я не
Яков Петрович, прочтите нам, пожалуйста, ещё чтонибудь.
совсем здоров. Травма ноги даёт о себе знать. Думаю, ни для кого не секрет, что мы
приехали на воды подлечиться. А сегодня здесь много молодых литераторов. Давайте
когонибудь из них послушаем. (Обращается к одному из гостей): Ну, к примеру, вы,
молодой человек.
Гость: Позвольте мне, Яков Петрович, прочитать Ваше стихотворение.
(Полонский кивает, гостьисполнитель встаёт и выходит на центр сцены).
«Кумир».
Не сотвори себе кумира;
Но верный сердцу одному,
4 Я был готов все блага мира
Отдать кумиру моему.
Кумир немой, кумир суровый,
Он мне сиял как божество,
И я клялся его оковы
Влачить до гроба моего.
Полубезумен и тревожен,
С печатью скорби на челе,
В цепях я мнил, что рай возможен
Не в небесах, а на земле –
Так, чем свобода безнадёжней,
Чем наши цепи тяжелей,
Тем ярче блеск надежды прежней
Иль идеал грядущих дней.
Ноя разбил кумир надменный,
Кумир развенчанный – упал,
И я же, раб его смиренный,
Его обломки растоптал.
И без любви, без упованья.
Не призывая тайных сил,
Я глубоко мои страданья
В самом себе похоронил.
Все: Замечательно! Превосходно. Спасибо! Браво!
Хозяйка:
Дамы и господа! Какой чудесный летний вечер! У меня прекрасное настроение,
особенно после таких стихов Якова Петровича. Мне они навеяли воспоминания, образы.
И так хочется послушать хорошую музыку. Давайте попросим mademoiselle Helene
исполнить чтонибудь. Helene, будьте добры, сыграйте Ваше любимое произведение.
Все: Пожалуйста, просим Вас, очень просим.
(Helene садится к фортепиано и исполняет «Рондо» В.Моцарта).
Все: Превосходно! Благодарим. Замечательно! Спасибо!
Хозяйка:
А теперь вернёмся к поэзии. Яков Петрович, Ваши стихи публика очень любит.
Mademoiselle Julie хорошо читает. (Обращается к Julie): Не могли бы Вы нам прочитать
Ваше любимое произведение Якова Петровича?
Julie
: С удовольствием. (Выходит на середину сцены): «Вальс «Луч надежды».
Надежды вальс зовёт, звучит –
И замирая зазывает:
Он тихо к сердцу подступает,
И сердцу громко говорит:
Среди бесчисленных забав,
Среди страданий быстротечных –
Каких страстей ты хочешь вечных,
Каких ты хочешь вечных прав?
Когда ж красавица пройдёт
Перед тобой под маской чёрной
И руку с нежностью притворной
Многозначительно пожмёт;
5 Тогда ослепни и пылай! –
Лови летучие мгновенья
И на пустые уверенья
Минутным жаром отвечай!
(Mademoiselle Helen тихо наигрывает вальс, некоторые гости вальсируют).
Все: Превосходно. Замечательно. Спасибо.
Полонский: Мне, право, неловко, что я сегодня оказался в центре внимания. Давайте
послушаем стихи нашей землячки, первой русской поэтессы Анны Петровны Буниной.
(Обращается к хозяйке салона): Говорят, Вы любите стихи Буниной? Не прочтёте ли
нам чтонибудь?
Хозяйка:
С удовольствием. Вот строки, которые мне более всего нравятся:
Наружна красота поблекнет скоротечно.
За прелести лица нас могут час любить.
За красоту души нас любят вечно…
Все: Браво! Превосходно!
Хозяйка:
Благодарю, господа. Mesie Serge, Вы хорошо играете на гитаре. Сыграйте,
пожалуйста, Ваше любимое произведение.
Mesie
Serge: С удовольствием.
(Исполнение на гитаре).
Благодарю, господа. Mesie Antoine, Вы споёте нам чтонибудь?
Хозяйка:
Mesie
Serge: С удовольствием. Позвольте исполнить романс «Мой костёр в тумане светит…» на
стихи Якова Петровича Полонского.
(Исполнение романса).
Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдёт – и спозаранок
В степь далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Ктото мне судьбу предскажет?
Ктото завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Гость: А мне больше нравятся народные песни. Как услышишь – так сердце замирает…
6 Хозяйка:
Позвольте, господа, я позову Настю. Как поёт! Какой голос! Ещё моя матушка
любила слушать, как пела её бабка, наша крепостная.
(Подходит к дверям, зовёт): Ариша, пусть пришлют ко мне Настю!
(Хозяйка обращается к гостье): Mademoiselle Sofia, вчера в Верхнем парке мы видели
Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу?
Да, позвольте продемонстрировать, хотя работа ещё не совсем готова.
Sofia
:
(Достаёт работу и демонстрирует).
Все: Прекрасный пейзаж. Вы, наверное, брали уроки у Васильева?
Sofia
:
Гость: Mademoiselle Sofia скромничает. Я наслышан о её работах от местного художника
К сожалению, нет.
Николая Васильевича Орлова.
Хозяйка:
Яков Петрович, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте
узнать, Вы уже закончили свою работу?
Полонский:
Хотя работа ещё не совсем готова, я могу вам её показать.
Хозяйка:
Настя:
Хозяйка:
(Достаёт работу и демонстрирует).
Прекрасный пейзаж. У Вас хороший вкус.
(Появляется Настя).
Простите, Вы звали меня?
Настя, спой нам чтонибудь душевное. Что ты пела утром в саду.
Все: Хорошая песня. Замечательно!
Хозяйка:
Спасибо, Настя, порадовала. Ступай.
(Настя поёт народную песню).
(Хозяйка берёт поднос, на котором приготовлены фужеры с минеральной водой).
Хозяйка:
Дамы и господа, я благодарю вас за прекрасный вечер. Позвольте предложить вам
здешней водички.
(Тихо звучит вальс. Пока Хозяйка угощает гостей,
они по очереди оставляют автографы в альбоме для посетителей.
Участники салона остаются на сцене. Звук микшируется).
5 девочка:
25 апреля 1805 года царь Александр I подписал указ об открытии
государственного курорта «Липецкие минеральные воды».
6 девочка: Этому событию способствовала военная ситуация: война с Францией сделала
невозможным выезд дворян для лечения за границу.
7 девочка:
Вокруг минерального источника был разведён «английский сад».
(Звуки духового оркестра звучат громче. Девочки садятся к столику в центре зала. К ним
подходит мальчикбармен и угощает минеральной водой).
8 девочка: Шли годы… Популярность Липецкого курорта росла. В 1865 году врач Новицкий
организовал акционерное общество «Липецкие минеральные воды».
5 девочка: Новые анализы воды показали, что она сходна по своим целебным свойствам с
водой знаменитых курортов Германии – Либенштейна и Пирмонта. А в 80е годы XIX
века были открыты лечебные грязи.
6 девочка:
В годы Великой Отечественной войны курорт становится госпиталем. Для лечения
раненых использовалось грязеводолечение.
7 девочка: И сегодня слава Липецкого курорта, старейшего в России, не угасает. Здесь лечат
многие болезни: нервной системы, желудочнокишечного тракта.
7 8 девочка: Но нельзя забывать, что постоянно липецкую минеральную воду пить нельзя, это
может нанести вред. После месячного потребления следует сделать перерыв, а потом
продолжить лечение. Всё это необходимо проводить под наблюдением специалистов.
(Звуки вальса усиливаются, участники спектакля выходят на середину зала).
Бармен:
Сегодня в нашем театрализованном журнале мы поведали вам об одной из ярких
страниц из истории нашего города – об открытии Петром I «марциальных» вод и создании
Липецкого курорта, которому в 2017 году исполняется 212 лет.
1 девочка:
Вот и всё, о чём мы хотели вам рассказать. А сейчас позвольте угостить всех
липецкой минеральной водой.
(Артисты угощают зрителей минеральной водой.
Постепенно мелодия затихает. Зрители расходятся).
___________________________________________________________________
Спектакль был реализован во время проведения недели предметов эстетического цикла,
технологии и дополнительного образования учащимися детского творческого объединения
«СПЕКТР» гимназии №19 города Липецка. Роли исполняли учащиеся 711 классов.
По итогам Турнира знатоков «Биография моей Родины. Исторические портреты и даты»
городской воспитательной акции «Великая история – Великая держава» команда «Я липчанин»
7б класса МБОУ гимназии №19 г. Липецка награждена Дипломом III степени.
_____________________________________________________________________________
Список использованной литературы
1. Липецк и Липецкие Минеральные Воды. – СПб., 1868.
2. Липецк. Страницы истории. Виктор Колтаков. Редактор Скрицкая В.Н. НПО ОРИУС,
Липецкое издательство, 1991.
3. Липецкая энциклопедия. Том третий. П – Я. ГУП «ИГ «Инфол», 2001 – 560 с.
4. Нижний парк. История и современность. 200 лет. /Сост.: И.А.Кулешов, Н.В.Попова,
Н.М.Кулешова. – Липецк, 2005.
5. Петровские места в Липецке.. Исторический буклет. Сост. И.Жирова. – Липецк, 2003.
6. Путеводитель по Липецкому краю. Часть 2.Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2004 г. –
128 с.
7. Путешествие по Липецкой области. /Сост.: В.Ф.Полянский, Н.В.Марков, А.Ф.Мартынов.
– Воронеж, 1971.
8. Трунов М.П. Липецкий курорт. – Липецк, 1915.
9. Хрестоматия по истории Липецкого края. История Липецкого края с древнейших времён
до наших дней. – Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. 376 с.
8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.