МАСТЕР-КЛАСС
«УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ СИНКВЕЙН»
Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность приёма синквейн, оценить возможность использования представленного приёма в собственной практике.
Задачи:
1. познакомить коллег с приёмом синквейн;
2. пропагандировать использование синквейна во внеурочной деятельности;
3. привлечь педагогов к составлению синквейна на тему «Мама».
Ход мастер-класса.
Семинар
Поучительный, плодотворный.
Знакомит, учит, вдохновляет.
Эффективный обмен мнениями и опытом.
Коллеги.
1.Что такое синквейн?
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Эта стихотворная форма возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
2. Этапы над развитием умения составлять синквейн
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В первом классе!
1 этап. Прослушивание готовых синквейнов и их сопоставление
Инструкция: Прослушайте стихотворения, посчитайте количество строк и слов в каждой строке.
Например:
Класс
Весёлый, умный
Учимся, играем, дружим
Это наш волшебный мир
Учеба
Результат 1 этапа работы над синквейном – коллективно составленная схема:
1 строка: 1 слово
2 строка: 2 слова
3 строка: 3 слова
4 строка: 4 слова
5 строка: 1 слово.
2 этап. Слова – названия предметов, слова – действия предметов, слова – признаки предметов.
Цель: научить выделять из потока речи слова – названия предметов, слова – действия предметов, слова – признаки предметов.
· Упражнение « Найди нужные слова»
Инструкция: Если услышите слова признаки, которые подходят по смыслу к картинке, хлопните в ладоши:
Картинка |
Слова |
Медведь |
Сильный, хитрый, трусливый, коренастый, зеленый хищный, маленький, голодный, злой. |
· Игра «Поймай мяч».
Инструкция: Я назову слово – предмет и кидаю вам мяч. Вам нужно поймать мяч и назвать слово, связанное с данным по смыслу. Обязательное условие – все слова отвечают на вопросы кто? или что?
Например: мяч – игра, звонок – перемена, мама – встреча, кукла – радость, утро – солнце, ночь – сон, школа - друзья и т.д.
· Упражнение «Что делает?»
Инструкция: Подберите слова-действия к данным словам
Снег: … (искрится, летает, кружится, заметает, чернеет, белеет, валит, порхает).
Птица: (клюет, летит, кушает, размахивает, поёт….)
· Игра «Кто это?»
Инструкция: Угадайте, о ком я говорю:
*Сторожит, грызёт, лает.
*Бодается, блеет.
*Мяукает, лакает, ловит.
*Мычит, жуёт, молоко даёт.
*Хрюкает, роет.
*Ржёт, скачет, возит.
· Упражнение «Подбери определения»
Инструкция: Яблоко (какое?)
Яблоко спелое, сочное, румяное, вкусное.
· Игра «Узнай предмет по определению»
- белое, длинное, чистое, махровое… (полотенце)
Результат: Послушайте синквейн, обратите внимание на слова-предметы, слова – действия, слова – признаки предметов на каждой строчке и дополним схему вопросами.
Крокодил
Жадный, бессовестный
Украл, завопил, не давал
Злой крокодил солнце проглотил
Злодей
Коллективно составленная схема:
1 строка: 1 слово ( Кто? Что?)
2 строка: 2 слова (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 строка: 3 слова (Что делает?)
4 строка: 4 слова (Предложение)
5 строка: 1 слово. (Кто? Что?)
3 этап Дописывание синквейна
· Упражнение: «Допиши синквейн».
Инструкция: дополните словами недописанный синквейн.
Айболит
Добрый, …
Лечит, …, …
Доктор Айболит исцелит …
Друг !
· Упражнение «Мозаика». ( Уже составленный синквейн, отпечатанный крупными буквами, учитель разрезает на слова).
Инструкция: опираясь на схему, восстановите и прочитайте синквейн.
4 этап Самостоятельное сочинение синквейнов
Инструкция: Работаем в группах. Составьте синквейн на тему «Мама», опираясь на схему.
Зачитаем синквейн по схеме: 1 строчка – первый член группы, 2 строчка – второй, третья строчка – третий, четвёртая строчка – четвертый, пятая строчка – хором.
Мамочка
Родная, дорогая
Объясняет, удивляет, воспитывает
Дарит мне любовь и ласку
Мир
Мамочка
Заботливая, справедливая
Целует, воспитывает, оберегает
Мама – самая лучшая на свете!
Нежность
Плюсы использования синквейна:
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- отрабатываются знания о частях речи;
-изученный материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
- развивается умение соблюдать интонацию,
- подготавливает к краткому пересказу;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
-Получается у всех.
Где использую синквейн:
- характеристика литературных героев
- вытащить тему занятия
- сделать вывод
- поздравления
-электронная газета
Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку в школе не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаю вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.