Мастерица
Оценка 5

Мастерица

Оценка 5
pdf
18.08.2022
Мастерица
Мастерица.pdf



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» является программой художественной направленности.

Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, основы колористики, изготовление интерьерных игрушек.

-                     программа «Мастерица» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;

-                     в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративноприкладного искусства;

-                     в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.

Актуальность программы.

В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошли такие направления как «Изготовление интерьерных игрушек». Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства современного рукоделия.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

Обучающие:

-   изучение современных видов рукоделия,

-   обучение мастерству ручного шитья,

-   овладение искусством цветовых сочетаний, смешения цветов;

-   освоение технологии самостоятельной разработки выкройки,- изучение технологических процессов шитья игрушки.

Развивающие:

-   знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства,

-   знакомство детей с современными популярными видами рукоделия,

-   развитие у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественного и эстетического вкуса, творческого потенциала, - развитие образного мышления, внимания, фантазии.

Воспитательные:

-   формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,

-   воспитание трудолюбия, аккуратности,

-   формирование самостоятельности,

-   создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся.

Сроки реализации программы

Программа предназначена для обучения детей 15-18 лет и рассчитана на 1 учебный год (70 часов, 35 занятий по 2 часа в неделю).

Содержание учебного плана I. Вводное занятие (1 часа).

1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

 Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы (1час).

II. Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты (5 часов).

1.   История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда (1 час).

2.   Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы. (1 час).

3.   Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии (1 час).

4.   Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности, принципы (1 час).

5.   Стили современного рукоделия (1 час).

III.Основы ручного шитья (3 часа).

1.   Основные виды ручных швов (1 час).

Практическая работа №1: Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья (1 час).

2.   Охрана труда при работе с иголкой, ножницами.

Практическая работа №2: Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор (1 час).

IV.Основы колористики (3 часа).

1. Основы цветоведения и колористики. Смешение цветов. Понятие «цветовые оттенки» (1 час).

Практическая работа №1: Выполнение цветовой карты «Цвета и оттенки» (2 часа).

V. Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. (58 часов)

1-3. Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные) (1час).

Практическая работа №1: Чердачный кот без пришивных элементов. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание и набивка. (1 час)

Практическая работа №2: Приготовление раствора для окрашивания игрушки

«Кот». Технология покраски чердачных игрушек. Покраска и сушка игрушки (2 часа).

Практическая работа №3: Разрисовывание мордочки для игрушки «Кот». Итоговое оформление. (2 часа)

4-6. Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж»: основные принципы пошива и декора (1 час).

Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. (1 час) Практическая работа №5: Сшивание деталей и набивка изделия.

Приготовление раствора для окрашивания. Покраска изделия и сушка. (2 часа).

Практическая работа №6: Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном стиле. Принципы пришивания кружев, бусин и декоративных элементов. (2 часа).

7-8. Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер (2 часа).

Практическая работа №7: Изготовление игрушки «тильда-стрекоза». Выбор тканей и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Финальное оформление игрушки «тильда-стрекоза» (2 часа).

9-11. Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки) (1 час).

Практическая работа №8: Елочные текстильные игрушки в технике

«чердачная игрушка» в стиле «винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей. (1 час)

Практическая работа №9: Сшивание деталей. Набивка игрушек. Приготовление раствора для окрашивания игрушек. Покраска и сушка игрушек. (2 часа)

Практическая работа №10: Декорирование игрушек бусинами, кружева, блестками, стразами, акриловыми красками (2 часа)

12-13. Практическая работа №12: Текстильная елочка. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка (2 часа)

Практическая работа №13: Изготовление и декор основы для елочки (ствол и горшочек). Установка елочки в горшок, имитация почвы из чайной заварки. Финальное декорирование с помощью блесток, пайеток (2 часа).

14-16. Символ года. (1 час).

Практическая работа №14: Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка». Выбор ткани и выкраивание деталей (1 час).

Практическая работа №15: Сшивание деталей. Набивка игрушки. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска игрушки. Сушка (2 часа).

Практическая работа №16: Финальное декорирование. (2 часа).

17-18. Пасха. Пасхальные украшения (1 час).

Практическая работа №17: Пасхальные украшения в технике «Чердачная игрушка»: выбор тканей, выкроек (1 час)

Практическая работа №18: Выкраивание деталей, сшивание. Сшивание деталей, набивка. Финальное декорирование (2 часа).

19-21. Народные куклы-обереги. История и современность (1 час).

Практическая работа №19: Кукла-оберег «Крупеничка». Рассматривание готовой куклы. Выбор тканей. Раскрой деталей. (1 час)

Практическая работа №20: Изготовление основы для куклы из мешковины или льна. Набивка куклы крупой. Подбор тканей для одежды куклы (2 часа).

Практическая работа №21: Изготовление одежды. Итоговое оформление куклы. (2 часа)

22-24. Примитивные игрушки: отличительные особенности, основные элементы, выкройки (1 час).

Практическая работа №1: Примитивная игрушка «Коты»: изготовление, декор. Выбор ткани. Выкраивание деталей. (2 часа).

Практическая работа №2: Сшивание деталей. (3 часа)

Практическая работа №3: Сшивание деталей. Набивка изделия. Разрисовывание мордочки. Финальное декорирование. (3 часа).

25-27. Чердачная игрушка: отличительные особенности, принципы пошива и кроя, изготовление выкройки по готовому образцу. Различные способы приготовления раствора для окрашивания игрушек (1 час).

Практическая работа №4: Изготовление чердачных игрушек «Зайцы». Выбор тканей. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. (2 часа)

Практическая работа №5: Набивка изделия. Приготовление раствора для окрашивания игрушек, покраска игрушек. Сушка. (2 часа).

Практическая работа №6: Разрисовывание мордочек. Финальное декорирование. (2 часа).

Календарно-тематический план

 

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

 

1

Введение в дополнительную общеобразовательную программу

Беседа, практическое занятие

1

 

2

История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда.

Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы

Лекция

2

 

3

Основные виды ручных швов.

Отработка навыков ручного шитья.

Рассказ, практическое занятие

2

 

4

Охрана труда при работе с инструментами. Изготовление игольницы

Беседа, практикум

2

 

5

Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии.

Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности,

принципы

Лекция

2

 

6

Основы цветоведения и колористики. Понятия «основные цвета», «холодные цвета», «теплые цвета»

Рассказ, практическое занятие

1

 

7

Цветовой круг. Понятие «контрастные цвета»

Рассказ, практическое занятие

2

 

8

Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек. «Чердачный кот» без пришивных элементов

Рассказ, практическое занятие

6

 

9

Новогодние игрушки

(эксклюзивные елочные игрушки). Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж».

Рассказ.

Практическое занятие

6

 

10

Текстильная елочка

Практикум

4

 

11

Символ года. Текстильная игрушкасимвол года в техниках

Беседа, практическая

6

 

 

«примитивная игрушка»,

«чердачная игрушка»

работа

 

 

12

Пасха. Пасхальные украшения в технике «чердачная игрушка»

Беседа, практическое занятие

4

 

13

Народные куклы-обереги. История и современность. Кукла-оберег «Крупеничка»

Рассказ, практическое занятие

6

 

14

Чердачная игрушка «Сердечко» в стиле «винтаж»: основные принципы пошива и декора

Рассказ, практикум

6

 

15

Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер

Лекция

2

 

16

Изготовление игрушки «Тильда»

Практикум

2

 

 

Примитивные игрушки:

отличительные особенности, основные элементы, выкройки. Примитивная игрушка «Коты»

Лекция, практикум

9

 

 

Чердачная игрушка: отличительные особенности, принципы пошива и кроя, изготовление выкройки по готовому образцу. Чердачные игрушки «Зайцы»

Лекция-показ. Практическое занятие

7

 

 

Выставка работ учащихся

Выставка

 

 

 

ИТОГО

 

70

 

Литература

Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.

Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.

Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2010. – 318с.

Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.

Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.

Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-наДону: Феникс, 2006. – 152с.

Мастерица

Мастерица

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» является программой художественной направленности

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» является программой художественной направленности

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность:

Воспитательные: - формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание, - воспитание трудолюбия, аккуратности, - формирование самостоятельности, - создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к…

Воспитательные: - формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание, - воспитание трудолюбия, аккуратности, - формирование самостоятельности, - создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к…

Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности, принципы (1 час)

Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности, принципы (1 час)

Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж»

Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж»

Практическая работа №15: Сшивание деталей

Практическая работа №15: Сшивание деталей

Практическая работа №6: Разрисовывание мордочек

Практическая работа №6: Разрисовывание мордочек

Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек

Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек

Литература Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия

Литература Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2022