Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» является программой художественной направленности.
Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, основы колористики, изготовление интерьерных игрушек.
- программа «Мастерица» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;
- в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративноприкладного искусства;
- в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.
Актуальность программы.
В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошли такие направления как «Изготовление интерьерных игрушек». Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Цели и задачи программы:
Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства современного рукоделия.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- изучение современных видов рукоделия,
- обучение мастерству ручного шитья,
- овладение искусством цветовых сочетаний, смешения цветов;
- освоение технологии самостоятельной разработки выкройки,- изучение технологических процессов шитья игрушки.
Развивающие:
- знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства,
- знакомство детей с современными популярными видами рукоделия,
- развитие у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественного и эстетического вкуса, творческого потенциала, - развитие образного мышления, внимания, фантазии.
Воспитательные:
- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,
- воспитание трудолюбия, аккуратности,
- формирование самостоятельности,
- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся.
Сроки реализации программы
Программа предназначена для обучения детей 15-18 лет и рассчитана на 1 учебный год (70 часов, 35 занятий по 2 часа в неделю).
Содержание учебного плана I. Вводное занятие (1 часа).
1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы (1час).
II. Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты (5 часов).
1. История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда (1 час).
2. Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы. (1 час).
3. Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии (1 час).
4. Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности, принципы (1 час).
5. Стили современного рукоделия (1 час).
III.Основы ручного шитья (3 часа).
1. Основные виды ручных швов (1 час).
Практическая работа №1: Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья (1 час).
2. Охрана труда при работе с иголкой, ножницами.
Практическая работа №2: Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор (1 час).
IV.Основы колористики (3 часа).
1. Основы цветоведения и колористики. Смешение цветов. Понятие «цветовые оттенки» (1 час).
Практическая работа №1: Выполнение цветовой карты «Цвета и оттенки» (2 часа).
V. Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. (58 часов)
1-3. Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные) (1час).
Практическая работа №1: Чердачный кот без пришивных элементов. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание и набивка. (1 час)
Практическая работа №2: Приготовление раствора для окрашивания игрушки
«Кот». Технология покраски чердачных игрушек. Покраска и сушка игрушки (2 часа).
Практическая работа №3: Разрисовывание мордочки для игрушки «Кот». Итоговое оформление. (2 часа)
4-6. Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж»: основные принципы пошива и декора (1 час).
Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. (1 час) Практическая работа №5: Сшивание деталей и набивка изделия.
Приготовление раствора для окрашивания. Покраска изделия и сушка. (2 часа).
Практическая работа №6: Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном стиле. Принципы пришивания кружев, бусин и декоративных элементов. (2 часа).
7-8. Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер (2 часа).
Практическая работа №7: Изготовление игрушки «тильда-стрекоза». Выбор тканей и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Финальное оформление игрушки «тильда-стрекоза» (2 часа).
9-11. Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки) (1 час).
Практическая работа №8: Елочные текстильные игрушки в технике
«чердачная игрушка» в стиле «винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей. (1 час)
Практическая работа №9: Сшивание деталей. Набивка игрушек. Приготовление раствора для окрашивания игрушек. Покраска и сушка игрушек. (2 часа)
Практическая работа №10: Декорирование игрушек бусинами, кружева, блестками, стразами, акриловыми красками (2 часа)
12-13. Практическая работа №12: Текстильная елочка. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка (2 часа)
Практическая работа №13: Изготовление и декор основы для елочки (ствол и горшочек). Установка елочки в горшок, имитация почвы из чайной заварки. Финальное декорирование с помощью блесток, пайеток (2 часа).
14-16. Символ года. (1 час).
Практическая работа №14: Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка». Выбор ткани и выкраивание деталей (1 час).
Практическая работа №15: Сшивание деталей. Набивка игрушки. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска игрушки. Сушка (2 часа).
Практическая работа №16: Финальное декорирование. (2 часа).
17-18. Пасха. Пасхальные украшения (1 час).
Практическая работа №17: Пасхальные украшения в технике «Чердачная игрушка»: выбор тканей, выкроек (1 час)
Практическая работа №18: Выкраивание деталей, сшивание. Сшивание деталей, набивка. Финальное декорирование (2 часа).
19-21. Народные куклы-обереги. История и современность (1 час).
Практическая работа №19: Кукла-оберег «Крупеничка». Рассматривание готовой куклы. Выбор тканей. Раскрой деталей. (1 час)
Практическая работа №20: Изготовление основы для куклы из мешковины или льна. Набивка куклы крупой. Подбор тканей для одежды куклы (2 часа).
Практическая работа №21: Изготовление одежды. Итоговое оформление куклы. (2 часа)
22-24. Примитивные игрушки: отличительные особенности, основные элементы, выкройки (1 час).
Практическая работа №1: Примитивная игрушка «Коты»: изготовление, декор. Выбор ткани. Выкраивание деталей. (2 часа).
Практическая работа №2: Сшивание деталей. (3 часа)
Практическая работа №3: Сшивание деталей. Набивка изделия. Разрисовывание мордочки. Финальное декорирование. (3 часа).
25-27. Чердачная игрушка: отличительные особенности, принципы пошива и кроя, изготовление выкройки по готовому образцу. Различные способы приготовления раствора для окрашивания игрушек (1 час).
Практическая работа №4: Изготовление чердачных игрушек «Зайцы». Выбор тканей. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. (2 часа)
Практическая работа №5: Набивка изделия. Приготовление раствора для окрашивания игрушек, покраска игрушек. Сушка. (2 часа).
Практическая работа №6: Разрисовывание мордочек. Финальное декорирование. (2 часа).
Календарно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
Введение в дополнительную общеобразовательную программу |
Беседа, практическое занятие |
1 |
|
2 |
История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда. Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы |
Лекция |
2 |
|
3 |
Основные виды ручных швов. Отработка навыков ручного шитья. |
Рассказ, практическое занятие |
2 |
|
4 |
Охрана труда при работе с инструментами. Изготовление игольницы |
Беседа, практикум |
2 |
|
5 |
Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии. Шитье интерьерных игрушек: характеристика, особенности, принципы |
Лекция |
2 |
|
6 |
Основы цветоведения и колористики. Понятия «основные цвета», «холодные цвета», «теплые цвета» |
Рассказ, практическое занятие |
1 |
|
7 |
Цветовой круг. Понятие «контрастные цвета» |
Рассказ, практическое занятие |
2 |
|
8 |
Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек. «Чердачный кот» без пришивных элементов |
Рассказ, практическое занятие |
6 |
|
9 |
Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки). Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж». |
Рассказ. Практическое занятие |
6 |
|
10 |
Текстильная елочка |
Практикум |
4 |
|
11 |
Символ года. Текстильная игрушкасимвол года в техниках |
Беседа, практическая |
6 |
|
|
«примитивная игрушка», «чердачная игрушка» |
работа |
|
|
12 |
Пасха. Пасхальные украшения в технике «чердачная игрушка» |
Беседа, практическое занятие |
4 |
|
13 |
Народные куклы-обереги. История и современность. Кукла-оберег «Крупеничка» |
Рассказ, практическое занятие |
6 |
|
14 |
Чердачная игрушка «Сердечко» в стиле «винтаж»: основные принципы пошива и декора |
Рассказ, практикум |
6 |
|
15 |
Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер |
Лекция |
2 |
|
16 |
Изготовление игрушки «Тильда» |
Практикум |
2 |
|
|
Примитивные игрушки: отличительные особенности, основные элементы, выкройки. Примитивная игрушка «Коты» |
Лекция, практикум |
9 |
|
|
Чердачная игрушка: отличительные особенности, принципы пошива и кроя, изготовление выкройки по готовому образцу. Чердачные игрушки «Зайцы» |
Лекция-показ. Практическое занятие |
7 |
|
|
Выставка работ учащихся |
Выставка |
|
|
|
ИТОГО |
|
70 |
|
Литература
Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.
Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2010. – 318с.
Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.
Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-наДону: Феникс, 2006. – 152с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.